Ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко прокомментировала изменения в обновленном Кодексе об образовании

Президент подписал обновленный Кодекс об образовании. Законом определяются основы государственной политики в сфере образования, закрепляются положения, направленные на повышение эффективности, качества и его доступности с учетом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего Кодекса. Как изменения в Кодексе повлияют на учреждения высшего образования, поделилась ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Ирина Китурко.

Как рассказала Ирина Фёдоровна, изменения в Кодексе назрели и стали необходимыми в настоящий момент для всей системы образования:

– Кодекс об образовании – основной документ, по которому работают все учреждения системы образования Республики Беларусь. Система образования шагнула далеко вперед: изменились требования к специалистам и их компетенциям, изменились отношения между учебными заведениями и нанимателями, мы всё чаще стали говорить о кластерном подходе, а Кодекс оставался прежним, в котором всё это не было предусмотрено. Важно отметить, что в формировании Кодекса принимали участие все стейкхолдеры образовательного процесса. Этот документ для развития системы образования Беларуси дает возможность работать на опережение.

Несмотря на то, что каждое изменение по-своему важно и заслуживает отдельного внимания, ректор определила ТОП-5 главных изменений, которые, с ее точки зрения, значительно повлияют на качество образовательного процесса в высшей школе.

1. Внесение изменений в вариативную часть учебных программ.

– Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – Кодекс повышает самостоятельность учреждений высшего образования. Купаловский университет расположен в регионе. И, безусловно, мы должны оперативно и эффективно реагировать на его потребности, что мы и делаем: сегодня более 92 процентов наших выпускников остаются работать на Гродненщине. Новые положения Кодекса дают нам еще больше полномочий, которые позволят работать на опережение. Так, новый Кодекс позволяет вузам формировать примерные учебные программы, то есть более 50 процентов вариативного компонента мы сможем вносить сами, согласовывая с заказчиками кадров, подстраиваясь под потребности региона. А мы помним: сильные регионы – сильная страна. Это одно из направлений Программы социально-экономического развития Беларуси.

2. Расширение возможностей целевой подготовки.

– До сих пор целевая подготовка была ограничена географией. Направление на обучение абитуриентам могли выдать лишь организации и предприятия сельских населенных пунктов и городов с населением не более 20 тысяч человек. Но мы говорим о том, что подготовка должна быть практико-ориентированной, в ней должен быть заинтересован наниматель.

Расширение целевой подготовки, с нашей точки зрения, вызовет заинтересованность нанимателей в формировании учебных планов и программ. Таким образом, работодатель будет принимать непосредственное участие в подготовке его будущего сотрудника, понимать, какими компетенциями он будет обладать на выходе и насколько будет способен применить их на практике. Это будет своего рода кластерный подход, где объединятся усилия учреждений образования, нанимателей, абитуриентов и других субъектов.

3. Внесение положения о сетевой форме взаимодействия между учреждениями образования.

– Речь идет о сетевом взаимодействии. Сегодня стало понятно, что последние годы сетевая форма почему-то все больше применялась для обучения студентов с зарубежными вузами-партнерами. Однако положения нового Кодекса дают возможность более тесно наладить сотрудничество и обмен лучшим опытом, внедрить его в университетах внутри страны. Нужно понять, что мы не конкуренты друг другу. Все университеты Беларуси решают одну задачу: подготовить достойных специалистов и сохранить их в стране. Для этого им нужно дать качественное образование, и именно поэтому важно поделиться передовыми наработками, которые есть в каждом вузе. Несомненно, это будет способствовать повышению качества образовательного процесса и укреплению позиций университетов нашей страны в международных рейтингах.

4. Закрепление статуса молодого специалиста за теми, кто окончил высшее учебное заведение на платной основе.

– С гордостью могу сказать, что Гродненский государственный университет имени Янки Купалы уже четыре года применяет такую практику к выпускникам, которые приходят на работу в наш университет. То есть, если к нам устраивается выпускник, окончивший вуз на платной основе, по коллективному договору мы обеспечиваем ему определенные социальные гарантии. И то, что в Кодексе уравняли права выпускников бюджетной и платной форм обучения, – это очередное подтверждение социальной ориентированности государства. 

5. Появление нового вида дополнительного образования для одаренных детей и молодежи на базе научного технопарка.

– Для раскрытия талантов одаренных детей и молодежи в нашей стране создан Национальный детский технопарк, отбор в который проводится на конкурсной основе управлениями образования. Но смысл не только в том, чтобы обучить юношей и девушек в технопарке, а еще важно  и далее создать условия, которые будут способствовать развитию их талантов. И здесь важную роль должны сыграть научно-технологические парки, созданные в университетах нашей страны. Они в современных условиях становятся той площадкой, где идеи ребят и компетенции, полученные в Национальном детском технопарке, должны реализоваться в качестве реального инновационного продукта. Уверена, такое тесное сотрудничество школ, национального детского технопарка и университетов позволит нам вырастить будущих гениальных конструкторов, великих ученых, Нобелевских лауреатов, генераторов прорывных идей.

Поделиться

Вам может также понравиться...