Памяти Светланы Алексеевны Емельяновой
4 мая кандидату филологических наук, доценту, заведующему кафедрой общего и славянского языкознания Светлане Емельяновой исполнилось бы 86 лет. Однако судьба распорядилась по-другому, и Светлана Алексеевна уже не отпраздновала свой очередной День рождения. Но в памяти своих учеников и коллег она навсегда останется яркой, интересной, творческой личностью, посвятившей свою жизнь образованию, науке и воспитанию молодежи в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.
Светлана Алексеевна Емельянова была приглашена в Гродненский университет из Самаркандского пединститута в 1978 году. Сначала работала на кафедре русского языка, с 1980 года – на вновь созданной кафедре общего и славянского языкознания, с которой была связана вся ее дальнейшая профессиональная деятельность. Была заместителем декана филологического факультета, с 1980 по 1984 год – деканом (1980–1984), заведующим кафедрой общего и славянского языкознания (1994 – 2000). Читала такие дисциплины, как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Введение в славянскую филологию», «Славянская мифология». Направлениями ее научной работы были теоретическое языкознание, словообразование, лексикография. Светлана Алексеевна в течение многих лет была бессменным организатором научной конференции «Словообразование и номинативная деривация», которая имела всесоюзную известность, а труды этой конференции не утратили актуальности и по сей день.
Светлана Алексеевна Емельянова в моей жизни
Ирина ЧЕПИКОВА, доцент кафедры русской филологии:
Учитель. Авторитетный, компетентный, увлеченный филологией, в меру строгий.
Руководитель. Вдохновитель и организатор, почитающий традиции и предшественников. Дипломат и наставник. Инициатор создания альбома истории кафедры, посвященного памяти Василия Михайловича Никитевича. По-матерински заботливый педагог, тактичный к коллегам и студентам.
Творческая личность. Создавала своими руками поделки, гербарии-картины. Гостеприимная хозяйка, вкусно готовила и любила делиться рецептами, устраивала по-домашнему теплые встречи на кафедре.
Мудрый, жизнерадостный человек, который всегда был в курсе событий близких и коллег. Будучи уже на пенсии, Светлана Алексеевна постоянно читала газету «Гродненский университет» и радовалась тому, что может быть причастной к жизни университета.
На одном из фото, подаренных Светланой Алексеевной, личное послание: «Многие и сейчас считают, что только молодость – время, когда стоит жить. Неправда. Нельзя оставлять себя в покое ни в сорок, ни в семьдесят. Нужно пройти жизнь в полную силу, что называется «навылет», и уйти, по возможности никогда не напрягая немощью и маразмом. Так живи!» (весна 2013 г.).
Алексей НИКИТЕВИЧ, профессор кафедры русской филологии:
Из множества различных эпизодов общения со Светланой Алексеевной Емельяновой мне бы хотелось рассказать об одном случае, который в свое время меня поразил. Знающие Светлану Алексеевну прекрасно помнят о том, что она родом из Самарканда, и судьбой ей было позволено оказаться причастной к очень знаковому в дериватологии событию – прогремевшей на весь Советский Союз конференции «Актуальные проблемы русского словообразования» (Самарканд, 1972), которую проводил известный дериватолог Александр Тихонов. После написания кандидатской диссертации, посвященной вариантным формам вида, Светлана Алексеевна серьезно занялась проблемой словообразовательной антонимии, но далеко не все знают, что именно на ее работы и первую, в соавторстве с А.Н. Тихоновым, ссылаются, говоря об этом явлении. И, насколько я знаю, эту научную привязанность она сохранила на очень долгие годы. В 2001 году, отправляясь на конференцию в г. Елец, приуроченную к 70-летию А.Н. Тихонова, я был несказанно удивлен просьбой Светланы Алексеевны передать Александру Николаевичу достаточно объемную посылку, в которой было очень много карточек с собранным и обработанным материалом. При этом из разговора с ней мне стало ясно, что она глубоко понимает и знает специфику работы специалиста по лексикографии! Ведь во времена, когда компьютеров и интернета еще не было, подобная работа была кропотливой и непростой. И я, откровенно говоря, был восхищен такой преданностью своему делу. Передо мной был человек, который не просто каждодневно работал, но при этом не «шумел» по этому поводу, позиционируя себя как человека науки, хотя по-прежнему находился в «команде» такого известного лингвиста, как Александр Тихонов.
Татьяна АВТУХОВИЧ, профессор кафедры русской филологии:
Чем запоминается человек? Какими-то яркими эпизодами, поступками, словами. А часто – общим ощущением, эмоциональным образом.
Ее стиль руководства кафедрой в бытность деканом можно назвать демократичным, и это будет правда, потому что всё на факультете как будто делалось само собой, студенты горели желанием писать, творить, делать. Но я назову этот стиль материнским: как в хорошей семье все живут одним целым, так на факультете во времена руководства Светланы Алексеевны было ощущение большой и доброй семьи. И филфак был одним из самых ярких факультетов в университете.
Таким же семейным, материнским, заботливым было отношение Светланы Алексеевны к коллегам. И в моей жизни судьбоносную роль сыграла встреча с ней в Ленинской библиотеке, когда она сказала мне: «Пиши докторскую, не трать время и силы на мелочи». Это восточная мудрость – вовремя понять, что нужно искать другой путь. Но это и житейская мудрость, мудрость друга и старшего товарища.
На заслуженном отдыхе она открыла для себя новую сферу деятельности. «Я занимаюсь флористикой. Я читаю. Я смотрю фильмы. Я общаюсь с друзьями», – восторженно рассказывала Светлана Алексеевна по телефону.
Радость жизни. Гармония бытия. Ощущение света и добра, добра и света. Одно слово: Светлана.
Спасибо Вам, Светлана Алексеевна, за то, что Вы были.
Людмила РЫЧКОВА, профессор кафедры перевода и межкультурной коммуникации:
Я познакомилась со Светланой Алексеевной, когда начала работать на кафедре общего и славянского языкознания. Ученица Александра Николаевича Тихонова, она была приглашена в Гродно тогдашним заведующим кафедрой профессором Василием Михайловичем Никитевичем. В этом замечательном человеке поразительно сочетались славянская мягкость и восточная рассудительность, что проявлялось в удивительной креативности, коммуникабельности, умении найти подход к каждому студенту, и они платили Светлане Алексеевне любовью.
Она неизменно поддерживала любые инициативы. Стала составителем первого интерактивного электронного учебника по славянской мифологии, в котором намного опередила свое время, использовав еще в 90-е годы прошлого века мультимедийные технологии, снабдив свой учебник не только учебно-методической, но и просветительской и эстетической составляющими в виде картин известных художников и музыкальных произведений.
Человек науки, оставивший свой вклад в русистике, Преподаватель, Наставник и друг – такой Светлана Васильевна Емельянова останется в нашей памяти.
Валерый ВАРАНОВІЧ, дацэнт кафедры беларускай філалогіі:
Я добра помню Святлану Аляксееўну яшчэ студэнтам. Пры персанальным кантакце нельга было пазбавіцца ад адчування, што ты вярнуўся ў пачатковую школу, дзе табой амаль што па-мацярынску апякуецца «добрая цёця». Але па-сапраўднаму пазнаць яе давялося, калі я, атрымаўшы ступень кандыдата навук, у пошуках новага досведу перайшоў на былую кафедру агульнага і славянскага мовазнаўства, дзе Святлана Аляксееўна была загадчыкам, а на момант майго пераходу – намеснікам загадчыка і, можна так сказаць, захавальніцай асаблівага сямейнага духу на кафедры. І трэба прызнаць, што лепшага выканаўцу такой ролі цяжка сабе ўявіць. Ад гэтай «місіі» Святлана Аляксееўна не адмаўлялася да самага адыходу на заслужаны адпачынак, прытым што ў апошні перыяд працоўнай дзейнасці была занятая ўсяго на паўстаўкі, а пад самы канец – і зусім толькі на чвэрць. І калі задумваешся над тым, колькі душэўных сіл ёй патрэбна было выдаткоўваць, каб сваім мяккім і часам незаўважным уплывам ствараць у калектыве атмасферу маральнай утульнасці, разумееш, якой рэдкай у сваёй шчодрасці душой валодала гэтая Жанчына.
***
Вас когда-нибудь Мать на Войну провожала?
А в окопе одном в полный рост рядом с вами вставала,
Чтобы, сердцем своим ваше биться смелее заставить,
Не толкнуть вас на смерть, а к Небу направить
Взгляд, что жмётся в окопе, дыханье и слово забрав?..
Вас Подруга на встречу с Любимым благословляла,
Веру в Лучшее в вас пробуждая, и Мудростью одаряла,
Глупость-пошлость мещанства выгоняла из вас из Любви?
А Поддержку Товарища, Друга-Со-Брата давала в Пути,
Зная Нужность Его и Опасность заранее осознав?
Вам везло быть открыто Любимой и Умной по Жизни идти,
Но при этом отважно и стойко Крест свой честно нести,
Понимаемой быть, принимаемой, даже клятой всесильным врагом,
Уничтожить способным тебя, растереть в порошок и развеять потом
Вместе с Кругом твоим Побратимов, С-Подвижников и Друзей?
Если «Да!» вы сказали хоть раз и в сердцах мне кивнули сейчас,
Узнавая дискурсы свои и в моих нарративах, значит, это и вас
Провидение Светлое это коснулось, будь Легендой Филфака Оно,
Удивительным Образом Света и Мира, Русской Женщиной и Окном
В Несравнимое или в Мечту, или просто Поэтом из мира Людей…
Лампада взорвалась – и Смыслом стали Жизнь, Судьба, Служенье,
Любовь и Слово, Идеалы, Знаки, включая Препинанья все и Удаленья,
И Умолчания Труды, и Одоления Вершины, Переносы, Многоточья,
Альтернативы, Дериваты, Склоны, вневременны они иль срочны… –
Всё названо, оценено, посчитано, измерено, но учтено и точно ль?
Что знает Человек об Идеале, будь Он и Образу подобен,
И Творец, Поэт, Ученый или же Учитель? Убог, не годен,
И суетен, и безнадежен, и даже примитивен Образец,
Когда изваян Он для подражанья, лепки, – Мастер молодец:
Велик, по-Емельяновски красив, неподражаем, мощен.
Светлана АНТОНОВА, доцент, кандидат филологических наук