Любимые песни послевоенной поры

Каждого из нас согревают приятные воспоминания из детства. Особенными чувствами наполняется сердце, когда приходят на ум слова старых песен, которые пели дорогие люди – мамы, папы, бабушки и дедушки, испытавшие на себе все тяготы и переживания Великой Отечественной войны. Воспоминаниями о песнях послевоенной поры поделился с читателями нашей газеты профессор Валерий Черепица.

Весна 1945 года принесла не только радость мирных дней, но и веру в то, что естественные трудности послевоенной жизни постепенно отступят, и на смену им придет благополучная и счастливая пора. Собственно, так, благодаря добросовестному труду по дому и на производстве, и происходило. Улучшались жилищные условия людей: наша семья, как и другие семьи железнодорожников, переселилась к 1 мая 1949 года из холодного вагончика в 2-этажный дом с печным отоплением. Мой отец, работавший машинистом паровоза на станции Лида, и его помощник получили в нем две двухкомнатные квартиры с общей кухней. По тем временам это было весьма радостное событие, тем более, что во дворе дома для новоселов были небольшие сараи, каждая семья получила небольшие участки под грядки. Постепенно в нашей квартире появилась простейшая мебель, а на смену радиоточке пришел радиоприемник, а затем и патефон с набором популярных граммофонных пластинок. Благодаря этому в нашей квартире зазвучали музыка и песни. Слова одной из них из довоенного фильма «Веселые ребята» стали для нас девизом на всю жизнь:

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет.

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет…

Примером для нас, детей, на этом пути были наши родители. Кроме заботы о «хлебе насущном», в нашей семье делалось всё возможное для приобщения к духовным ценностям: к чтению книг, просмотру художественных фильмов, знакомству с музыкальным и песенным искусством. Большое влияние на формирование у них художественного вкуса сыграла идейная закалка, приобретенная как в предвоенные годы, так и во время войны. Уже с ранних лет в нашей памяти откладывались любимые песни старшего поколения. Если отец о своем пении с улыбкой говорил, что ему «медведь на ухо наступил», то мама не скрывала своей музыкальности и любви к пению. От нашей бабушки Елизаветы Ивановны, происходившей из купеческой семьи, она рано научилась игре на гитаре и пению старинных романсов. В последующем это ее увлечение ушло на второй план, уступив место советской песне.

С большой теплотой и даже гордостью мама вспоминала, что в юности она была «синеблузницей» – участницей агитбригады, одевавшихся по традиции пролетарских рабочих театров («синий верх, черный низ»). «Синеблузники» и «синеблузницы» выступали перед населением с докладами на актуальные темы, устраивали на сцене небольшие представления, включая и построение так называемых физкультурных «пирамид» с обязательным красным флагом на ее вершине, читали стихи, шутили и пели. Запомнилось шутливое исполнение мамой песен из своего пионерского прошлого. Одной из них была песня «Баклажечка», переделанная советскими пионерами из дореволюционной песни юнкеров «Летние манёвры». И вот какие слова появились в ней после того, как она приглянулась пионерам. Именно ее мама иногда и напевала:

Смотрит вожатый, смотрят пионеры –

Что за отряд показался вдали?

Лейся, песнь моя – пионерская.

Буль-буль-буль, баклажечка походная моя!

Частенько вспоминала мама и песенку «Картошка»:

Дым костра, луны сиянье,

Белый пепел и зола,

Дразнит наше обонянье

Дух картошки из костра.

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьём тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Ах, картошка, объеденье,

Пионеров идеал,

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал…

Любила мама и пионерскую песню «Взвейтесь кострами…», автором которой был Александр Жаров:

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Мы пионеры – дети рабочих.

Близится эра светлых годов.

Клич пионера: «Всегда будь готов!»

Следует заметить, что эту песню, ставшей гимном пионерии, пели и мы, пионеры 1950-х годов. Одним словом, хорошую музыку и песни мама любила, а потому именно она была инициатором приобретения нашей семьей патефона, а позднее и радиолы. Этой любовью она «заразила» и нас, детей. А еще мама была большой поклонницей кино и популярных песен из советских кинофильмов. Неудивительно, что на всех скромных семейных застольях она была и первой певуньей, а поддерживали ее всегда в этом душевном порыве наши соседки: белоруска Вера Антоновна Стальник, украинка тетя Маруся Старжинская (по мужу Животова) и сибирячка тетя Дора (Евдокия) Коняева (по мужу Загвоздина).

Это трио чаще всего начинало свой творческий разбег с исполнения русских народных песен, во всяком случае так они считали, хотя у каждой из этих песен были свои авторы («Когда б имел я златые горы …», «Что шумишь качаясь, тонкая рябина …», «Выхожу один я на дорогу …», «Однозвучно звенит колокольчик …», «Я встретил вас, и все – былое …», «Из-за острова на стрежень …», «Ехали на тройке с бубенцами …», «Милая, ты услышь меня …», «Темно-вишневая шаль», «Хас-Булат удалой …», «По диким степям Забайкалья …» и другие).

Затем женское трио постепенно переходило на старинные военные песни («Плещут холодные волны …», «Наверх, о товарищи, все по местам!», «На сопках Манчжурии» и другие), и тогда к нему, как правило, подключались мужские голоса. Самой близкой и понятной в профессиональном плане для моего отца-машиниста паровоза и его помощника Виктора Животова была песня времен русско-японской войны «Раскинулось море широко …», с ее главными героями механиком и кочегарами, ответственными за поддержание «в котлах пару», что было основной задачей и их – паровозников. Особенно прочувственно звучали в их исполнении строчки песни о прощании моряков с героем-кочегаром и обещании хранить вечную памяти о нем:

Напрасно старушка ждет сына домой,

Ей скажут – она зарыдает,

А волны бегут от винта за кормой

И след их вдали пропадает…

Чаще всего после этих грустных напевов участники застолья переходили к исполнению как довоенных, так и современных советских песен. Удивительно, но у них никогда не было проблем с их текстами, а вот с именами авторов исполняемых произведений было посложнее. Если же такой вопрос возникал, то мама всегда его решала при помощи надписи на грампластинке. Именно от нее у меня очень рано развилось правило начинать знакомство с любой книгой, кинофильмом, произведением искусства с их автора, названия, аннотации.

Профессор Валерий Черепица.

Поделиться

Вам может также понравиться...