Искусственный интеллект в учёбе – помощник или вредитель

В эпоху стремительного технологического прогресса белорусские студенты всё чаще сталкиваются с вопросом: стоит ли использовать искусственный интеллект в учёбе? Одни видят в нём незаменимого помощника – от генерации интересных идей и креативных концепций до проверки текстов – другие же опасаются, что цифровой разум в скором времени может захватить наши умы и вытеснит живое мышление человека.
Редакция нашей газеты решила провести интервью с выпускниками ГрГУ имени Янки Купалы и собрать мнения студентов, чтобы понять, насколько тонкая грань между пользой и вредом использования искусственного интеллекта.
АННА КАРПИНЧИК, выпускница факультета истории, коммуникации и туризма – 2024, аспирант 1 курса специальности «Русский язык» филологического факультета.

– Я применяла искусственный интеллект в научном исследовании. Алгоритмом ИИ был произведен количественный анализ лексем, а моей задачей было подсчитать из огромного количества контекстов, отобранных из СМИ Республики Беларусь, количество существительных глаголов, прилагательных, числительных и местоимений, далее – разграничить их по грамматическим категориям. И я понимала, что если буду делать это всё вручную и самостоятельно, то уйдет очень много времени. Самая главная проблема искусственного интеллекта состоит в том, что он умеет врать, что недопустимо в научных исследованиях. Например, вы попросите у искусственного интеллекта подобрать вам литературу по заданной теме, подсказать, с какой стороны начать свое исследование, к каким исследовательским подходам обратиться. Если вы возьмете информацию, фамилию ученых, работы, которые он вам предложит, и попробуете это поискать в электронных базах данных, в библиотеках или просто вбить в гугле, вы можете выяснить, что такого просто не существует. Г л а в н ы й вывод, который хочу донести, это то, что при правильном подходе, при понимании того, что такое искусственный интеллект, с ним можно работать. Но не стоит забывать о том, что наука и все научные исследования – это в первую очередь результат умственного труда человека, ученого, и все научные идеи, работы, которые публикуются, издаются, выходят в свет, являются отражением авторского подхода к научной проблеме. И поэтому, если создавать научные статьи полностью при помощи искусственного интеллекта, каким-то образом обходить анти — плагиат при этом, то это будет самым большим и неприятным лицемерием.
ДАРЬЯ ЗУБОВА, выпускница факультета математики и информатики – 2024, магистрант 2 курса факультета математики и информатики, руководитель образовательных проектов в учебном центре «IT ШАГ» г. Гродно.

– Работаю преподавателем дополнительного образования в сфере информационных технологий и совмещаю эту деятельность с обучением в магистратуре по специальности «Компьютерная инженерия». Мой личный опыт убедительно показывает: ИИ крайне перспективен для будущего образования. Осваивая магистерские дисциплины, практически сразу начала использовать ИИ-сервисы для решения самых разных задач. С помощью языковых моделей собирала и структурировала огромные массивы информации: это помогало быстро готовиться к экзаменам и писать рефераты и курсовые работы, а также разбираться с новыми и сложными темами. Инструменты машинного обучения поддерживали мои научные лабораторные исследования: анализ данных, визуализация и формулировка выводов стали проще и получили новую степень точности. Одним из запоминающихся моментов в учебе стала защита проекта, когда за короткое время необходимо было обработать большой объем технической документации на английском языке. Использовав ИИ для перевода, резюмирования и анализа информации, я смогла составить качественный анализ и подготовить яркую презентацию. Такой опыт стал мощным стимулом к дальнейшим исследованиям, а преподаватели отметили системность и глубину моего подхода. Значимую роль ИИ занимает и в моей работе с детьми. Адаптивные викторины, обучающие чат-боты, нейросетевые генераторы изображений – всё это интегрировано в учебные программы, делая процесс освоения новых знаний более интересным, наглядным и доступным. Дети учатся создавать собственные ИИ-проекты, развивают аналитическое мышление и творческие способности. Личный опыт убеждает, что искусственный интеллект – это окно в будущее образования и науки. Он формирует новое мышление, ускоряет развитие и открывает горизонты, которые раньше казались невозможными. Благодаря ИИ каждый может учиться быстрее, глубже и с большей радостью, а преподаватель получает возможность делиться этими новыми технологиями с учениками, готовя их к жизни в мире инноваций.



