В марте исполняется 25 лет со дня основания Института повышения квалификации и переподготовки кадров Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

За четверть века институт проходил разные этапы. В разные периоды во главе его стояли люди, каждый из которых внес свою лепту в организацию и развитие и позволил сегодня прочно занять ИПКиПК свою нишу в системе дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь.

Развитие непрерывного образования в современном мире связано с несколькими причинами. Одной из них традиционно считается необходимость адаптации образования к быстро меняющимся запросам рынка труда. Обучение на протяжении всей жизни необходимо как для сферы производственного, так и интеллектуального труда. Изменение времени, внедрение в различные сферы общественной жизни инновационных технологий требует изменений и в образовании. С целью качественного развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы приказом Министерства образования Республики Беларусь от 6 марта 1998 года был создан Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов на условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Его возглавил кандидат физико-математических наук, доцент Евгений Ровба.

– Мы видели, что изменения в экономике происходят всё быстрее, стремительно меняются технологии, поэтому нужны формы повышения последипломного образования. В то время известные столичные вузы открыли в Гродно свои филиалы, а Гродненский государственный университет имени Янки Купалы не имел такого структурного подразделения. И с тогдашним ректором университета Сергеем Александровичем Маскевичем мы приняли решение об открытии Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов. Трудности легко преодолевались: договорились об аренде помещения, поддерживали связь с руководителями предприятий и улавливали их запросы, подобрали коллектив, предоставив возможность людям реализовываться, и – дело пошло, – вспоминает Евгений Алексеевич.

Первый набор осуществлялся по специальностям переподготовки: «Английский язык», «Прикладная математика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерческая деятельность», «Правоведение», «Психология», «Микроэкономика». Также в начале своей деятельности институт предлагал обучение на курсах для взрослых и детей по таким востребованным направлениям, как «Секретарь-референт», «Секретарь-машинистка со знанием ПЭВМ», «Пользователь ПЭВМ», «Воскресная детская компьютерная школа Profi», «Математика и компьютер», «Английский язык», «Немецкий язык» и другие. За первый год работы института его слушателями стали около 800 человек, а за второй – около 2,5 тысяч человек. В течение трех-четырех лет ежегодные объемы образовательных услуг удваивались.

– Институт – это место, где необходима предприимчивость. Активные люди проявляли себя, и как следствие – шли дальше. Отрадно, что через институт прошли те, кто позже стал деканом, проректором и ректором университета. Я рад, что сегодня институт достаточно успешно действует, развивается, ищет адекватные формы работы. Желаю институту успешного сотрудничества и с предприятиями, и с преподавателями факультетов. И те и другие – источники новых проектов, – отметил Евгений Алексеевич.

В 2000 году Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов был преобразован в Институт последипломного образования. Его директором был назначен кандидат физико-математических наук, доцент Юрий Гнездовский, который на протяжении двух предыдущих лет был первым проректором института. По словам Юрия Юрьевича, управление институтом последипломного образования для него было делом новым, неизвестным, и одновременно интересным. А необходимость преобразования института была обусловлена тем, что началась реализация проекта подготовки на базе среднего специального образования специалистов с высшим образованием по сокращенным срокам обучения в рамках учебно-научного объединения «ВУЗ-ССУЗ». Это был вид деятельности, который выходил за рамки переподготовки и повышения квалификации.

– Проект оказался очень удачным: институт принимал ежегодно почти по пятьсот человек – выпускников колледжей по экономическим специальностям. В скором времени мы открыли представительство нашего института в Минске, где ежегодно порядка 200 человек – выпускников Минских колледжей – проходили обучение, – отметил Юрий Юрьевич.

В это время институт осуществляет учебную, научную и организационно-методическую работу по непрерывному образованию, повышению квалификации и переподготовке специалистов Гродненского региона, является учебно-методическим, информационным и консалтинговым центром по изучению и пропаганде достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта. В институте полноценно развивались кафедры, укрепился кадровый состав учеными-специалистами. Было положено начало публикационной деятельности и научно-исследовательской работе. На базе института впервые прошла научно-практическая конференция по вопросам последипломного образования, в которой участвовал первый заместитель Министра образования, были представители всех институтов переподготовки и повышения квалификации, созданных при вузах.

– Мы создали малый совет руководителей систем переподготовки при Совете ректоров, который успешно функционировал на протяжении пяти лет. Это означало, что на уровне нашего совета мы могли внести вопрос для обсуждения на Совете ректоров, то есть у нас появилась возможность лоббирования наших интересов через коллегиальный орган, – рассказал Юрий Юрьевич.

К 2004 году в институте кроме гуманитарного, естественно-научного, экономического направления появились виды деятельности по подготовке рабочих кадров и повышению квалификации специалистов в области строительства и транспорта. С июля 2006 года институт возглавляет кандидат физико-математических наук, доцент Геннадий Гачко.

– До назначения на должность директора Института последипломного образования мне приходилось заниматься управлением кадровых, материальных и финансовых ресурсов в качестве ответственного исполнителя хоздоговорных тем и декана факультета. Однако работа в качестве директора обособленного подразделения с отдельным расчетным счётом и отсутствием подушки безопасности в виде бюджетного финансирования стала для меня настоящей школой маркетинга и менеджмента. Это был особенный период в моей жизни – новые образовательные программы, новые партнеры, новый целеустремленный коллектив, – делится воспоминаниями Геннадий Алексеевич.

По его словам, физико-технический факультет всегда активно сотрудничал с ИПО в рамках реализации программ высшего образования в сокращенные сроки:

– По большому счету, мы и были первопроходцами в нашей стране по освоению этой технологии обучения. По этой причине мне на первых этапах работы в качестве директора ИПО приходилось уделять основное внимание становлению и развитию подготовки специалистов с высшим образованием на базе родственного среднего специального. Тем более, что этот вид деятельности приносил в то время институту основной доход. Еще одна непростая задача, которую приходилось решать, – взаимодействие института с факультетами университета на основе обоюдного интереса.

Как пояснил Геннадий Алексеевич, отчасти успехи института в реализации образовательных программ основного образования в сокращенные сроки привели к снижению интереса к образовательным программам дополнительного образования взрослых, рентабельность которых была значительно ниже. Это обстоятельство стало причиной поиска путей коррекции структуры деятельности института. В результате Институт последипломного образования разделился на Институт повышения квалификации и переподготовки кадров и факультет непрерывного образования.

– Думаю, что в рамках ИПО мы в достаточной степени разработали и освоили технологию подготовки специалистов с высшим образованием в сокращенные сроки, что позволило в дальнейшем успешно реализовывать эти образовательные программы на профильных факультетах университета, – отметил Геннадий Гачко.

С августа 2007 года институт возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Тамара Бабкина, и уже с 1 октября институт был реорганизован и переименован в Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». Из состава института вышел факультет непрерывного образования, завершилась подготовка специалистов с высшим образованием на базе среднего специального с сокращенным сроком обучения.

 В конце 2008 года институт снова переживает реорганизацию структуры: кафедры объединены в одну – кафедру современных технологий образования взрослых. Кроме того, в структуре института выделяются Учебный отдел по повышению квалификации специалистов и Учебный отдел по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих. Также в сентябре открыты новые виды деятельности по повышению квалификации специалистов технических направлений, подготовке, переподготовке и повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих. В январе 2009 года в состав института включен факультет «Школа туризма и гостеприимства».

Каждый год в институте появляются новые специальности переподготовки кадров на уровне высшего образования, осуществляется обучение по специальностям переподготовки кадров на базе среднего специального образования. Ежегодно от 3 до 5 тысяч человек проходят переподготовку и повышение квалификации по рабочим профессиям, самыми востребованными среди которых были вальщик леса, водитель погрузчика, машинист (кочегар) котельной, оператор манипулятора, стропальщик, электрогазосварщик, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, арматурщик, лифтер, газорезчик и другие.

 С февраля 2016 года по август 2017-го директором Института повышения квалификации и переподготовки кадров Гродненского государственного университета имени Янки Купалы была кандидат юридических наук, доцент Светлана Агиевец.

 – Работа в ИПКиПК является одним из важнейших этапов моей профессиональной деятельности. Новый полезный опыт управления внебюджетным подразделением университета, где каждый день – преодоление вызовов и поиски оптимальных решений, порождавшие во мне высокий интерес к работе и нашим возможностям. Я получила бесценный опыт и знания, компетенции и навыки, которые аккумулировались в инновационный потенциал и новые профессиональные достижения, – делится воспоминаниями Светлана Владимировна.

Во время ее руководства в работе института был сделан акцент на диверсификации видов деятельности, развитии новых образовательных программ, высоком качестве обучения, установлении взаимовыгодных партнерских отношений с ведущими субъектами хозяйствования и с региональными, отраслевыми и республиканскими органами управления, развитии материально-технической базы, использовании передовых технологий.

По словам Светланы Владимировны, важным было мотивировать коллег на успех в развитии Института. Первым и, пожалуй, самым важным шагом для мотивации явилось определение целей и задач в Программе развития ИПКиПК на 2016 – 2020 годы. Второй шаг – справедливое вознаграждение за успешную работу. Третьим шагом являлось развитие командного духа и обучающей среды. Работа в команде позволяла генерировать каждому сотруднику идеи и развивать свои навыки проектной деятельности. В то же время различные типы обучения помогали сотрудникам повышать свой профессиональный уровень и способствовали развитию новых навыков и увеличению их эффективности в работе. Наконец, пятый шаг – наличие обратной связи, которая помогала понимать, что делалось правильно, а где есть проблемы.

Как рассказала собеседница, всего за год в институте проходили обучение более 7 тысяч слушателей. Это при том, что в тот период наблюдалось ужесточение конкурентной среды вследствие изменения законодательства. В институте был создан Координационный совет по взаимодействию с заказчиками кадров, чтобы обеспечить качественную подготовку, которая отвечала бы потребностям заказчиков и была на высоком профессиональном уровне.

– Мы постоянно работали над обновлением программ и методов обучения, чтобы быть на шаг впереди в соответствии с требованиями быстро развивающегося рынка труда. Сегодня меня вдохновляют успехи института. Я поздравляю всех коллег с юбилеем! Желаю коллективу ИПКиПК идти выбранным курсом, сохраняя и приумножая наилучшие профессиональные традиции. Доброго здоровья, больших внутренних сил и резервов, чтобы изменять мир и вдохновлять других на высокие достижения! – сказала Светлана Владимировна.

С 2018 года институт возглавляет кандидат экономических наук Елена Концеал. Как рассказала Елена Владимировна, сегодня институт реализует все возможные образовательные программы дополнительного образования взрослых: повышение квалификации, переподготовку руководящих работников и специалистов, стажировку, обучающие курсы, курсы целевого назначения, а также программы по профессиям рабочих:

– Институт сегодня чрезвычайно гибкий. Как только в регионе возникает потребность в каких-либо специалистах или новых компетенциях, мы разрабатываем образовательную программу и объявляем набор. К примеру, в учреждениях дошкольного образования уже долгое время существует проблема обеспеченности персоналом требуемой квалификации. Чтобы ее решить, мы открыли специальность переподготовки «Дошкольное образование». Теперь наши выпускники могут достойно выполнять свои профессиональные обязанности, успешно проходить аттестацию и получить высшую категорию. Аналогичная ситуация с обучением составителей поездов для БЖД, экономистами в ЖКХ, руководителями физвоспитания, учителями трудового обучения и так далее. Институт на постоянной основе выявляет потребности рынка труда, иногда пытается на опережение спрогнозировать их развитие и максимально качественно удовлетворяет.

Раз в 5 лет институт вместе с ГрГУ имени Янки Купалы проходит аккредитацию на соответствие заявленному виду, а открывая новые специальности, что происходит практически каждый год, институт проходит аккредитацию этих специальностей.

Возрастных ограничений у обучающихся практически нет. Нижний возрастной порог определяется возможностями получения диплома на первой ступени высшего образования – это касается программ переподготовки и повышения квалификации. Имеют право поступать на факультет переподготовки также и студенты дневной формы обучения последних двух курсов. На программах по рабочим профессиям учатся слушатели, имеющие общее среднее или среднее специальное образование. Верхней возрастной границы нет.

– Не так давно переподготовку по специальности «Веб-дизайн и компьютерная графика» прошла слушательница за год до выхода на пенсию. Она хотела приобрести новую специальность, чтобы быть активной, востребованной на рынке труда и продолжать приносить пользу обществу. Сегодня слушатели пенсионного возраста нередкость, – привела пример Елена Владимировна.

По словам директора, люди, которые приходят обучаться в институт, высокомотивированные, осознанно подходят к выбору программы. В свою очередь, и преподаватели от взаимодействия с такими слушателями получают массу положительных впечатлений. На занятиях организовывается диалог.

– Мне как руководителю пришлось столкнуться с рядом вызовов. Это и пандемия, когда работники предприятий болели и не могли обучаться, это и экономические санкции, из-за которых компании с трудом могут себе позволить оплачивать обучение своих сотрудников. Но вместе с тем всё это подтолкнуло выйти на новый уровень развития. Сегодня институт – это широко диверсифицированное как по образовательным программам, так и по географии их реализации, подразделение Купаловского университета. 58 специальностей переподготовки, ежегодно до 40 новых учебных программ повышения квалификации и не менее – по рабочим профессиям, выполнение научно-исследовательской работы, внедрение ее результатов в учебный процесс и практику субъектов хозяйствования, защиты кандидатских диссертаций, реализация программ международного сотрудничества, обучение безработных, тем самым содействие занятости населения, и другое, – всё это реализует наш институт, – отметила Елена Концеал.

В течение жизни человеку необходим личностный рост и развитие. Этот процесс обеспечивает система дополнительного образования взрослых, в которой уже 25 лет работает Институт повышения квалификации и переподготовки кадров ГрГУ имени Янки Купалы.

Со специальностями Института повышения квалификации и переподготовки кадров ГрГУ имени Янки Купалы можно ознакомиться здесь и на сайте ipo.grsu.by.

Татьяна СУШКО.

Фото Вероники КОЗЛОВСКОЙ и из архива ИПКиПК

Поделиться

Вам может также понравиться...