Валентина Рабцевич: «В нашем поселке была только семилетняя школа, на занятия в 8–10 классах приходилось пешком ходить в центр соседнего города. В дороге мы обсуждали предстоящие уроки, и мне выпала роль «репетитора» по гуманитарным дисциплинам»

Доктор исторических наук, профессор Валентина Вениаминовна Рабцевич уже много лет трудится на кафедре экономики и управления на предприятии факультета экономики и управления ГрГУ имени Янки Купалы. Ее профессиональное становление началось в музее далеко от Беларуси – на Урале. Сегодня яркий и увлеченный, мудрый и терпеливый преподаватель занимается не только педагогической и научной деятельностью, но и руководит студенческим научным кружком ставшего родным факультета. Недавний юбилей стал поводом вспомнить интересные детали трудовой биографии Валентины Вениаминовны.

Детство с книгой

Детство Валентины Рабцевич прошло в трудный период – первые послевоенные годы, голодные 1946–1950.

Из этого времени осталась память о ценности куска хлеба, необходимости постоянной работы в домашнем хозяйстве, умении довольствоваться малым. Росла в семье, где воспитывалось семеро детей, – вспоминает героиня.

Родители Валентины Вениаминовны работали учителями. Собеседница вспоминает, что дома царил настоящий культ книги и образованности, младшему поколению прививали уважение к интеллектуальному труду.

Мне повезло в первом классе учиться у мамы, затем – у теток и других родственников, которые более строго спрашивали со своих, – делится Валентина Вениаминовна. – В нашем поселке была только семилетняя школа, на занятия в 8–10 классах приходилось пешком ходить в центр соседнего города. В дороге мы обсуждали предстоящие уроки, и мне выпала роль «репетитора» по гуманитарным дисциплинам. До сих пор помню фрагменты произведений Шекспира, Пушкина, «Мцыри» Лермонтова.

Собеседница уверена, что увлеченность литературой поспособствовала формированию грамотности и овладению литературной лексикой, а результат собственного стихийного опыта изучения грамматики русского языка по произведениям Пушкина позже был удачно проверен в процессе воспитания дочери и внуков.

В средней школе у меня были замечательные учителя географии, математики, физики, химии, – вспоминает Валентина Вениаминовна. – Помню, когда была в 9 классе, учитель математики Александр Вацлавович Домашевич устроил проверку способностей учеников, включив в домашнее задание самостоятельное доказательство теоремы Безу. Из всего класса только два ученика, один мальчик и я, смогли выполнить это задание.

От студента до доктора наук

Будучи медалисткой, собеседница поступила в вуз без экзаменов. Окончила исторический факультет Уральского госуниверситета в Свердловске (нынешний Екатеринбург) по специальности «Историк. Учитель истории средней школы». После учебы несколько лет работала в областном краеведческом музее, затем стала директором областного государственного архива. Позже для успешного освоения специальности получила второе высшее образование в Московском государственном историко-архивном институте.

Первое образование дало мне понимание логики общественного развития, – делится Валентина Вениаминовна. – Второе же помогло научиться анализировать перво­источники и овладеть исследовательским инструментарием общенаучного теоретического и эмпирического уровней.

По окончании МГИАИ собеседницу как специалиста по источниковедению пригласили в государственный педагогический институт в Новосибирск и поручили разработать программы вспомогательных исторических дисциплин для студентов. Валентина Вениаминовна разрабатывала такие курсы, как палеография, хронология, археография, нумизматика, геральдика, сфрагистика, фалеристика, а также общий курс истории СССР до XVII века и историю славянских народов. Эти редкие и специфические, но необходимые для историков знания, с одной стороны, углубляли исследовательские умения студентов работать с источниками, с другой – были действительно интересны будущим специалистам.

Я организовала научный кружок, – вспоминает Валентина Вениаминовна. – В него вступали наиболее заинтересованные студенты, которые в будущей преподавательской деятельности не хотели давать своим ученикам абстрактные исторические схемы, а мечтали показывать реальный быт и повседневную жизнь людей. Юноши и девушки готовили доклады, которые затем перерастали в курсовые и дипломные работы.

Естественным продолжением работы собеседницы стало поступление в заочную аспирантуру Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР в Новосибирске. Научным руководителем Валентины Вениаминовны стала доктор исторических наук,  известный талантливый ученый Марина Михайловна Громыко.

Я написала кандидатскую диссертацию о местном управлении Западной Сибири на рубеже XVIII–XIX веков, – рассказывает собеседница. – Защитила ее в 1973 году, а Марина Михайловна  стала моим наставником в научной сфере.

В 1991 году Валентина Вениаминовна защитила докторскую диссертацию, после чего по семейным обстоятельствам из Сибири переехала на Урал в Челябинск. Молодого доктора наук пригласили работать в Челябинский государственный университет, где она полностью погрузилась в преподавательскую деятельность: была заведующим кафедрой отечественной истории, деканом исторического факультета, стояла у истоков нового факультета управления, позже стала его деканом и заведующим кафедрой государственного управления. Много времени уделяла работе со студентами, руководила написанием и защитой двух кандидатских диссертаций. Признается, что дружеские отношения с коллегами и учениками из Новосибирска и Челябинска сохранила до сих пор.

Покорение новых областей

В 1999 году Валентина Вениаминовна вслед за мужем переехала в Беларусь. Начала работать на факультете экономики и управления ГрГУ имени Янки Купалы, что, казалось бы, не соответствует ее научным интересам.

На самом деле, опыт владения общенаучными методами гуманитарных дисциплин показывает, что смена специальности в науке допустима без больших потерь, – отмечает Валентина Вениаминовна. – Мне было даже интересно, насколько применим мой прошлый опыт научной работы в новой области.

Собеседнице удалось поработать на должностях профессора кафедры мировой экономики, заведующего кафедрой экономики и управления на предприятии, заведующего кафедрой менеджмента. Сейчас Валентина Вениаминовна трудится профессором кафедры экономики и управления на предприятии и активно занимается студенческой наукой: руководит курсовыми, дипломными и магистерскими работами, привлекает студентов к разработке научных проектов по актуальным экономическим темам в соответствии с приоритетными направлениями научных исследований в нашей стране. Только за последние 9 лет под ее руководством подготовлено более 80 дип­ломных работ и 11 магистерских диссертаций.

Два выпускника нашего факультета, чьими дипломами я руководила, впослед­ствии защитили кандидатские диссертации в России, – отмечает Валентина Вениаминовна.

Также собеседница руководит студенческим научным кружком «Инновационный менеджмент на предприятии и в регионе», в котором ежегодно проводят исследования 25–30 человек.

Не буду скрывать: студенты и магистранты, работающие в кружке, приходят в науку по внутренней потребности к изучению чего-то нового, поэтому имеют высокую исследовательскую и публикационную активность, – говорит Валентина Вениаминовна. – С 2008 года мы подготовили и опубликовали 373 студенческие научные работы. За эти годы 69 исследований участвовали в Республиканском конкурсе студенческих научных работ и показали неплохие результаты: два участника стали лауреатами, первую категорию завоевали 19 человек, вторую – 28 человек, третьей категории удостоились 11 студентов.

Разработки, написанные членами студенческого научного кружка, приносят и практическую пользу. За 8 лет, что действует научный кружок, под руководством Валентины Вениаминовны студентами было представлено 44 акта о внедрении результатов их исследований в производственную деятельность предприятий региона. Результаты 39 работ были внедрены в учебный процесс факультета экономики и управления. Занимается собеседница и собственными научными разработками. В ее копилке более 150 научных работ, 100 из которых созданы за время работы в Гродно. Валентина Вениаминовна написала немало статей методической тематики, представляющих научный анализ и интеграцию опыта вовлечения талантливой молодежи в научную деятельность, а также работ в изданиях списка Высшей аттестационной комиссии Респуб­лики Беларусь. На счету Валентины Рабцевич грамоты за успешную научно-педагогическую деятельность и эффективное руководство научно-исследовательской работой студентов. Валентина Рабцевич отличник не только в науке, но и в административной работе: состоит в совете факультета, в методической комиссии, в научном семинаре факультета экономики и управле­ния ГрГУ имени Янки Купалы.

Собеседница признается:

Считаю себя счастливым человеком. Мне повезло с коллегами на факультете. Наш коллектив существует в уважительной дружеской атмосфере, занимаясь нелегким общим делом – обучением и воспитанием будущего поколения страны.

Семейная преемственность

Важную роль в жизни собеседницы играет семья. Работа Валентины Вениаминовны предопределила профессиональные интересы ее детей и даже внуков.

Дочь двадцать лет отработала учителем истории в школе, – делится собеседница. – Муж дочери, кандидат исторических наук, работает преподавателем истории государственных учреждений в Новосибирском филиале Российской Академии государственной службы. У них четверо детей, и на вопрос, кем хотят стать в будущем, они всегда отвечали уверенно: историками, как мама и папа. Одна из моих внучек уже кандидат исторических наук, археолог, работает старшим научным сотрудником Института этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук, занимается исследованиями и имеет имя в научной среде: издала монографию, готовит докторскую диссертацию. К слову, и ее муж также кандидат исторических наук.

Валентина Вениаминовна не жалеет о том, что пришлось сменить вектор работы и исследований. Это помогло не только расширить кругозор, но и приобрести бесценный опыт, который сейчас помогает гармонично и всесторонне развивать ставший родным факультет экономики и управления.

Поделиться

Читайте также: