Анна Ракицкая: «Очень важно, чтобы учитель был счастливым человеком, потому что он общается с детьми. Счастливый учитель – счастливые дети»

Практически любая профессиональная деятельность связана с теми или иными стрессовыми ситуациями. Если таких ситуаций слишком много или они сильно влияют на настроение и самочувствие человека, ответной реакцией может стать синдром эмоционального выгорания. Он негативно сказывается на производительности труда и удовлетворенности своей работой, на общении с коллегами и близкими. Выгоранию подвержены профессионалы любых сфер деятельности. Исполняющий обязанности декана факультета психологии ГрГУ имени Янки Купалы, кандидат психологических наук, экзистенциальный аналитик Анна Ракицкая занимается изучением синдрома эмоционального выгорания у педагогов и предлагает пути выхода из этого неприятного и даже опасного состояния.

Анна Викторовна рассказывает, что диссертационное исследование, посвященное эмоциональному выгоранию и его профилактике и психокоррекции у педагогов, выросло из магистерской работы.

Она была посвящена изучению эмоционального интеллекта как фактора синдрома эмоционального выгорания у педагогов, – отмечает собеседница. – Эта тема мне близка и интересна, поскольку я выросла в учительской семье и сама имела опыт педагогической деятельности. Отец в свое время окончил физико-технический факультет нашего университета, более 20 лет работал учителем физики, 15 лет был директором школы. Будучи на пенсии, преподавал до тех пор, пока мел не задрожал в его руке, и он понял, что не может писать на доске и ставить отметки в журнале.

Отец Анны Викторовны очень любил свою профессию, интересовался наукой и приобщил к этому дочь. Мать собеседницы на протяжении 37 лет преподавала биологию и занималась исследованиями по заданию ученых Института овощеводства и картофелеводства.

Наблюдая за родителями, за учителями в школе, я осознала, что особенности профессии оказывают влияние на педагогов, – делится Анна Викторовна. – Стрессы общения требуют от учителя больших эмоциональных затрат, что отражается на качестве профессиональной и личной жизни. Я выросла и решила, что это одна из наиболее близких мне и социально значимых тем для изучения. Очень важно, чтобы учитель был счастливым человеком, потому что он общается с детьми. Счастливый учитель – счастливые дети. Возможно, мое исследование – отчасти попытка помочь и самой себе.

Собеседница отмечает, что эмоциональное выгорание – это результат того, что что-то в жизни учителя происходит не так:

Педагоги – особая профессиональная группа. Это образованные, умные люди, склонные к саморефлексии. С одной стороны, из-за этого они больше подвержены синдрому, а с другой, эти особенности учителей позволяют оказывать им эффективную психологическую помощь.

Проявляется синдром по-разному. Подверженный выгоранию человек чувствует себя усталым и истощенным, могут появиться частые головные боли и бессонница. Работа не приносит удовольствия, снижается уровень энтузиазма, ни на что нет сил. «Выгоревший» работник легко раздражается и впадает в ярость, становится подозрительным, дистанцируется от коллег. Порой такого сотрудника мучают повышенное чувство ответственности за работу, он ощущает беспокойство, скуку, остро переживает обиды и разочарования, чувствует себя неуверенным в своих силах и невостребованным.

На основе своего диссертационного исследования Анна Викторовна разработала комплексную программу «Профилактика и психокоррекция синдрома эмоционального выгорания у педагогов». Ее цель – предупредить возникновение и развитие синдрома.

Проект знакомит преподавателей с причинами возникновения и этапами развития синдрома эмоционального выгорания, включает элементы профилактики и психокоррекции синдрома у педагогов, – отмечает Анна Викторовна. – Программа разбита на четыре модуля и рассчитана на десять часов работы. Туда входят лекции, психодиагностическая и тренинговая работа в группах от 8 до 15 человек.

Первый модуль «Синдром эмоционального выгорания у педагогов» знакомит участников с историей возникновения и становления научного конструкта термина «эмоциональное выгорание», разъясняет особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп, в частности, у педагогов. Во втором модуле «Факторы возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов» освещаются результаты эмпирических исследований, посвященных изучению влияния социально-демографических и социально-психологических факторов на выгорание. Информация третьего модуля «Психодиагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов» базируется на исследованиях российских и зарубежных психологов. Разнообразный психологический инструментарий, описанный в их работах, формирует у участников представление о собственных индивидуальных особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания.

Последний модуль «Профилактика и психокоррекция эмоционального выгорания у учителей» предполагает практическую работу в группе, – рассказывает собеседница. – Педагоги могут поделиться личным опытом проявлений эмоционального выгорания и осознать причины возникновения синдрома. Участники определяют, как влияют их система ценностей, отношение к педагогической деятельности, профессиональная позиция, стратегия поведения в педагогически трудных ситуациях, особенности проживания личной и профессиональной жизни на возникновение синдрома.

Программа показала свою практическую применимость после апробации в группе учителей. В результате первоначальной психодиагностики каждый участник узнал о степени выраженности у себя различных проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Высокий уровень выгорания был отмечен у 25 % учителей, – делится Анна Викторовна. – Во время групповой работы педагоги отмечали, что им ничего не хочется, что ни на что нет сил, что работа перестала их интересовать. Некоторые учителя говорили о потере интереса к профессиональной деятельности как основной жизненной проблеме. У нескольких из них чувство истощенности и депрессивное настроение сказываются на качестве жизни в целом.

Работая в группе, участники воспроизводили личный опыт переживания симптомов эмоционального выгорания и пытались осознать его причины. В ходе разбора конкретных случаев учителя провели само исследование с помощью предлагаемых ведущим вопросов: «В чем я сама перед собой виновата?», «Что я сама себе должна?». Эти вопросы помогли педагогам определить и упущенные, и упускаемые возможности в профессиональной и личной жизни.

На данном этапе работы важно создать доверительную атмосферу в группе, чтобы каждый участник чувствовал себя в безопасности и мог предпринять смелую попытку исследовать и обсудить с другими сложные стороны своей жизни, может, ранее не осознаваемые, – рассказывает Анна Викторовна. – Конечно, поначалу участникам нелегко открыться, но в ходе работы они понимают, что у них есть редкая возможность улучшить свою жизнь, и включаются в работу.

Еще один вопрос для само исследования – «А почему бы и нет?» – помогал учителям определить свои нереализованные желания, которые могли бы стать ресурсом для преодоления состояния эмоционального выгорания. Оказалось, что это как уже ранее осознаваемые желания, реализация которых по каким-то причинам откладывалась, так и новые, проявившиеся в процессе терапевтической работы в группе.

Например, учительница русского языка при помощи других участников группы почувствовала, что любит свою работу, но ощущает тупик в профессиональном развитии. Причина этому – нереализованное желание писать книги. Осознание этого желания стало для участницы озарением, или инсайтом, источником силы и энергии для других сфер жизни, – рассказывает исследователь. – Другая участница группы поняла, что для нее ресурсом для внутреннего комфортного состояния исполненности, удовлетворенности жизнью является ощущение себя привлекательной женщиной, которая уделяет достаточно много времени себе, своему внешнему виду.

Во время рефлексии участники программы отметили, что особенно полезным оказался психопросветительский блок, позволивший узнать особенности развития и протекания синдрома эмоционального выгорания, различные точки зрения на природу выгорания, результаты имеющихся исследований в данной области. Во время коллективного обсуждения учителя поняли, насколько важно состояние определенного баланса между различными сферами жизни, захотели его достичь, осознали, что должны уделять больше времени себе, своим желаниям, своим чувствам и переживаниям, чаще бывать с близкими людьми.

Работа в группах ведет к исследованию всех сфер жизни учителя и выявлению тех, которые человеком не проживаются, – рассказывает Анна Викторовна. – Участники группы приходили к пониманию, что если они делают то, что им интересно и важно, если видят в своей жизни новые возможности или развивают имеющиеся, то о симптомах выгорания не приходится даже вспоминать, эти проявления редуцируются. Даже интенсивная профессиональная деятельность, в которой человек ощущает исполненность и удовлетворенность, несмотря на усталость, не приводит к развитию синдрома. Ведь выгорание – это конечное состояние, наступающее вследствие продолжающегося создания чего-то без переживания ценности для себя. Человек, не ощущающий ценности жизни, приходит к самоэксплуатации.

Исследователь отмечает, что разработанная программа может быть использована не только в системе непрерывного образования, но и также психологами психолого-педагогических служб в общеобразовательных учреждениях. В планах – проводить программу в рамках работы открываемого на факультете психологии Психологического центра.

Ирина ГЕРАСИМОВИЧ

Поделиться

Вам может также понравиться...