Евгений Ровба: «Уважение и любовь к людям — основные ценности руководителя»

Для Гродненского государственного университета имени Янки Купалы – регионального центра науки, культуры и образования с устоявшимися традициями и глубокими корнями – всегда важно было иметь руководителя широкого масштаба и неординарного мышления. Видимо, таким ректором в своё время стал Евгений Ровба. Под его руководством университет успешно проходил период становления и развития: получил статус научной организации, первым среди региональных вузов Республики Беларусь получил национальный и международный сертификаты соответствия системы менеджмента качества, первым среди высших учебных заведений страны стал лауреатом национального конкурса «Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества», университету присуждено Почётное государственное знамя Беларуси. Накануне юбилея профессор Евгений Ровба раскрыл секрет своего многолетнего успеха в беседе с корреспондентом газеты «Гродзенскі ўніверсітэт».

ИСТОЧНИК ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ

Народная мудрость гласит: дети, почитающие своих родителей, будут жить долго и счастливо. Так и сложилась судьба у Евгения Алексеевича Ровбы. В свои 70 лет он энергичен и бодр, инициативен и решителен. Как признаётся сам Евгений Алексеевич, жизненным кредо он избрал послушание родителям. Мама, Вера Семёновна, по воспоминаниям собеседника, везде и во всём стремилась быть первой, в том числе и в воспитании троих сыновей. Так как связь сына с матерью была прочной, то её заветные желания передавались вместе с силой к их осуществлению. Дать высшее образование детям для родителей было делом чести.

Несмотря на то, что мои родители – простые труженики села, они обладали рядом незаурядных качеств и очень старались создать прочную основу для будущего своих детей. Жизнь родителей была нелёгкой. Получая стипендию на первом курсе, делился и с ними. Мне всегда хотелось оправдать доверие родителей… – рассказывает Евгений Алексеевич. На его глазах блестят слёзы, из чего понимаю: передо мной – зрелый человек с тонкой чувствительной душой. А по-другому и не могло быть. Ведь шагнул во взрослую жизнь Евгений Алексеевич из живописнейшего края – лидской деревни Чеховщина. Это место, где раздвигаются границы пространства, и человеческому взору открываются райские дали. Художник перенёс родительский дом Евгения Алексеевича на полотно, и сегодня эта картина в его доме радует глаз и греет сердце, став своего рода мостиком в мир беззаветной родительской любви.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Жизнь Евгения Ровбы могла пойти и по другому сценарию, если бы реализовалась его попытка поступить после восьмого класса в Минский политехнический техникум: в годы его юности была актуальной задача химизации народного хозяйства. Однако Евгению Алексеевичу была уготована другая судьба.

На выбор – связать свою жизнь с точной наукой – повлиял учитель математики Мотевичской средней школы Николай Иосифович Готто. Его авторитет распространялся на многих учеников, некоторые из них поступили даже на математический факультет в Московский государственный университет. Юный Евгений после окончания школы, в 1966 году, был зачислен в Вильнюсский университет имени Капсукаса на механико-математический факультет. Однако, по словам собеседника, среди городских вильнюсских ребят он чувствовал себя не совсем уютно:

Мысли о переезде на родину привели меня на математический факультет Белорусского государственного университета имени В.И. Ленина в город Минск. Закончив его с красным дипломом, поступил в аспирантуру, вскоре состоялась и защита кандидатской диссертации.

Надо сказать, что Евгению Алексеевичу посчастливилось познакомиться с известными людьми. Он слушал лекции великих математиков Андрея Колмагорова, Александра Тимана, общался с академиками Сергеем Стечкиным, Сергеем Никольским, Андреем Гончаром, профессором Владимиром Темляковым, дружил с академиком Борисом Гнеденко, профессорами Евгением Долженко, Борисом Голубовым.

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ВЗЛЁТ

Первым рабочим местом Евгения Алексеевича стал Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, которому он посвятил пять лет своей трудовой деятельности – с 1974 по 1979 год. Начинал работать в должности старшего преподавателя, затем стал доцентом и в скором времени возглавил кафедру теории функций и функционального анализа.

Однако малая родина притягивала, и с 1979 года Евгений Алексеевич продолжил свою трудовую деятельность в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Уже через год становится проректором по учебной работе, позже возглавляет кафедру теории функций и функционального анализа, занимается научно-исследовательской деятельностью в области рациональной аппроксимации функций.

Евгений Алексеевич отмечает, что при всей своей занятости научными исследованиями и преподаванием, административная работа ему была по душе:

Слышал, как некоторые преподаватели, совмещая педагогическую работу с управленческой деятельностью, жаловались, что последняя мешает основной, а мне она давала новый стимул. Работа с людьми мне очень нравится.

Благодаря трудолюбию, ответственному отношению к делу, качественному образованию и масштабному мышлению Евгений Алексеевич стремительно двигался по карьерной лестнице.

КУБИНСКИЙ РЕСТАРТ

С 1986 по 1988 годы семья Ровба проживала на Кубе. Евгений Алексеевич работал в Гаване консультантом по преподаванию математики в военных вузах.

На Кубе очень красиво, – отмечает профессор. – В одно из учебных заведений мне нужно было ездить на машине за тридцать километров от Гаваны. Однажды еду – вокруг пальмы, озеро, всё залито солнцем. Красота необыкновенная. Смотрю на это всё и понимаю: оно не моё – чужое. Хорошо, что со мной на Кубе был сборник стихов В. Короткевича «Был. Есть. Буду», который помогал мне держать связь с Родиной.

Сегодня Евгений Алексеевич оценивает этот период своей жизни как время накопления бесценного опыта:

Вместе со мной работали преподавателями-консультантами более десяти человек из разных вузов Советского Союза. Мы общались и обменивались опытом. В то время зарождались информационные технологии, и этому придавали большое значение. Кубинский опыт построения учебного процесса, преподавания, несомненно, был полезен. Это время во благо было и для всей моей семьи: дети учились в советской школе, где было около трёх тысяч школьников из разных уголков СССР и московские учителя. Позже, когда мы вернулись на родину и они продолжили обучение в нашей школе, я заметил, что в плане общения им очень помог опыт проживания на Кубе. Эти годы дали и мне возможность посмотреть на себя со стороны, оценить и осмыслить свою жизнь.

За время, проведённое на Кубе, принципы и позиции Евгения Алексеевича ещё больше устоялись. Вернувшись в Гродно, с новым вдохновением он взялся за работу, связанную с управленческой деятельностью. Она приносила особую радость и удовольствие.

ВОСЕМЬ РЕКТОРСКИХ ЛЕТ

Инженерно-строительный факультет, факультет инновационных технологий машиностроения, факультет искусств и дизайна, факультет туризма и сервиса, военный факультет появились в университете за годы ректорства Евгения Алексеевича. Кроме того, была открыта докторантура, появилось столь необходимое общежитие на улице Лиможа, введены новые площади и корпуса для учебного процесса. В своей работе, как отмечает Евгений Алексеевич, он определял две важные составляющие: развитие университета на соответствие запросам внешней среды и создание благоприятной атмосферы для универсантов, чтобы каждый из них чувствовал поддержку и имел возможность раскрыться.

Будучи ректором, Евгений Ровба делал ставку на развитие сотрудничества и заимствования того лучшего, что есть у других вузов:

Мы долго шли к сотрудничеству с немецкими университетами. Познакомились с университетом прикладных наук в г. Биберах благодаря ректору Брестского государственного технического университета Петру Пойта. В Германии в университете прикладных наук Биберах, я узнал, что они занимают второе место в рейтинге университетов по строительным специальностям. Мне был интересен их опыт с точки зрения тесного взаимодействия с внешней средой. В городе Биберах так много всего, что сделано по проектам этого университета, в том числе различные малые формы: скульптуры, пешеходные мосты, парки. Хотелось такого же достичь и у нас. Я очень рад, что взаимодействие получилось: их профессора приезжали к нам, наш преподаватель два года работал у них, обменивались группами студентов.

Евгений Алексеевич отметил важные результаты сотрудничества с Калининградским университетом, Киевским педагогическим университетом имени М. Драгоманова и с БГУ.

Заострил внимание Евгений Алексеевич на приглашении известных научных и общественных деятелей, многим из которых присвоено звание Почётного профессора университета:

Посещению университета Нобелевским лауреатом Жоресом Алфёровым предшествовала кропотливая двухлетняя работа. Его приезд стал знаменательным не только для университета, но и для региона. Не менее важное событие того времени – встреча с Митрополитом Филаретом. Интересно проходили встречи с польским режиссёром Кшиштофом Занусси. Так удачно сложились обстоятельства, что я смог через одного из своих однокурсников его пригласить, и он откликнулся.

Евгений Алексеевич гордится тем, что за восьмилетний период его работы на должности ректора университет изменился по сравнению с тем, каким он был в 2005 году.

Должность ректора требует почти стопроцентного погружения в работу, посвящения себя университету. Задачами университета живёшь постоянно, без перерывов и выходных, постоянно думаешь и ищешь решения. Окончание рабочего дня непрогнозируемое. Ректор должен быть готов оторваться в любую минуту от своих личных дел и заняться делами университета. Но мне это было очень интересно, – поделился Евгений Алексеевич.

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖИЗНИ

Бывает руководители ведут себя весьма осторожно, но, мне кажется, больших результатов в таком случае не достигнешь. На мой взгляд, нужно действовать смело, с открытым забралом, энергично, в команде с другими людьми. Так можно покорить вершины, – поделился своими жизненными взглядами профессор.

На вопрос, какими качествами должен обладать успешный руководитель, пытались ответить многие исследователи, а вот Евгений Алексеевич ответил по-своему:

Мне кажется, прежде всего управленец должен быть человечным, иметь хорошее образование, видеть перспективы и любить людей, тогда будут результаты.

Сила Евгения Алексеевича – в умении всегда учиться и замечать лучшие качества людей. В разные периоды жизни у него были разные люди, на которых он равнялся. Прежде всего это, конечно, отец. Затем научный руководитель профессор Валентин Николаевич Русак. В Гомельском государственном университете очень импонировали принципы работы ректора Бориса Бокутя, в ГрГУ имени Янки Купалы – Александра Бодакова, особенно его коммуникативные качества, а мировоззрение – профессора Сергея Габрусевича.

Этот список можно продолжать долго. Всегда стараюсь увидеть в человеке то хорошее, что можно взять для собственного развития, – подчёркивает Евгений Алексеевич.

К неординарным преподавателям он относится с пониманием:

Такое может быть, и говорю студентам, что это ваша школа жизни, преподаватели разные, а вы должны найти возможность взаимодействия с каждым, – отмечает собеседник.

Евгений Алексеевич на вопрос, как же он справлялся с негативными эмоциями, откровенно ответил:

После первых приёмов граждан по личным вопросам, которые я проводил будучи ректором, было очень тяжело. Но позже с этим справился, и, мне кажется, помогло то, что я старался концентрироваться на решении проблемы. Когда думаешь, как помочь, то испытываешь положительные эмоции.

СВЯЗЬ НАУКИ И ОБЩЕСТВА

Сегодня профессор Ровба с энтузиазмом занимается наукой. Под руководством учёного аспиранты, магистранты и студенты исследуют теорию приближения. Кроме того, Евгений Алексеевич в тесном сотрудничестве с коллегами – доцентами Валерием Бойко, Сергеем Петровым, Владимиром Лявшуком – работает с анализом данных.

Со временем накапливается очень много данных по централизованному тестированию, и мы поняли, что, работая с этими данными, можно делать важные выводы в том числе для ведения профориентационной работы, для поиска своих студентов. Постепенно эти исследования переросли в прогнозирование развития рынка труда на основании данных о кадровом составе предприятий и развития демографической ситуации. Таким образом, сегодня вместе с Республиканским институтом профессионального образования работаем в этом направлении: выполнено четыре проекта Республиканского уровня. И сейчас речь идёт ещё об одном проекте в рамках выделенного Европейского гранта, – пояснил профессор.

Евгений Алексеевич убеждён, что общество и наука должны становиться всё ближе и ближе.

Пришло время высоких технологий, цифровой экономики, и тут без развития как фундаментальных, так и прикладных наук не обойтись. Важно, чтобы в университете мы снова и снова размышляли о создании соответствующей научной атмосферы и вовлеченности универсантов, – подчеркнул собеседник.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Делом, словом, помыслом Евгений Алексеевич радеет за качество образования:

Основополагающей проблемой общества является хорошее образование. О нём, полагаю, мы должны заботиться постоянно. Образование должно изменяться согласно запросам внешней среды и сохранять свою фундаментальность.

Профессор убеждён, что и среди сегодняшних студентов есть гении:

Взять хотя бы недавнего выпускника Евгения Невгеня или Евгения Демидовича, это же действительно необычайно талантливые ребята. По крайней мере, судя по результатам последних лет, студенты более заинтересованные, живые.

А чтобы вырастить Нобелевских лауреатов, на взгляд учёного, нужны не только гениальные личности, но ещё и соответствующая среда:

Важно, что в университете имеется несколько точек, мест, где и оборудование, и персонал приближены к мировому уровню.

Евгений Алексеевич уверен, что необходимо заботиться также и о развитии культуры студента во время его обучения в университете.

Мировоззрение, культура имеют важное значение. На этот аспект оказывают значительное влияние преподаватели, работающие со студентами, а также хорошая атмосфера, в том числе и проводимые мероприятия.

В беседе Евгений Алексеевич отметил, что искренность сопровождает его всегда:

Я могу чего-то не сказать, но уж если говорю, то я в это верю.

О ПРОСТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЧАСТЬЕ

Рассуждая на волнующую человечество вечную тему о счастье, Евгений Алексеевич отметил:

В каком-то смысле, конечно, считаю себя счастливым человеком. У меня есть родные, общение с которыми доставляет огромное удовольствие: жена, дочери, их семьи, внучка, хорошие друзья. Есть и любимое дело: преподавание, научные исследования. Пожалуй, этого достаточно для счастья в широком понимании. А ещё счастье – это яркий миг, которым живёшь.

Сегодня Евгений Алексеевич активно занимается спортом и изучает английский язык, чтобы исключить барьеры в общении, его манят бескрайние просторы. А ещё он очень любит свою семью. Ведь именно супруга, Людмила Максимовна, и в трудностях и в радостях, и в Гомеле и в Гаване, была рядом и старалась создавать комфортную атмосферу, чтобы муж мог спокойно работать. А на вопрос, как удалось сохранить благополучие в семье, Людмила Максимовна ответила:

Я благодарна родителям супруга, которые воспитали для меня такого мужа: заботливого, внимательного, ответственного. Они показали пример настоящего трудолюбия. А ко мне относились как к родной дочери, не делали различия между сыном и невесткой. Это замечательные люди, а Евгений Алексеевич взял от них всё лучшее.

Периодически на досуге профессор Ровба перечитывает любимые произведения – «Финансист», «Титан», «Стоик» Т. Драйзера, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина и «Обещание на рассвете» Р. Гари, в которых каждый раз видит себя, своё детство, юность и бесценный подвиг материнской любви.

Виктор Тарантей, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы:

«Становление профессора Евгения Алексеевича Ровбы практически проходило на моих глазах. Он переехал к нам из Гомельского государственного университета, где зарекомендовал себя как профессионал. В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы Евгению Алексеевичу долго не пришлось работать рядовым преподавателем. В частности, в его трудовом пути были должности декана, заведующего кафедрой, начальника отдела платного образования, проректора по учебной работе, ректора.

Стиль руководства Евгения Алексеевича можно назвать демократичным. Будучи учеником Александра Васильевича Бодакова, он был совершенно открытым и всегда сочетал в своей работе единоначалие с коллегиальностью. Никогда не назначал человека, кандидатуру которого не обсудили на совещании деканов. При нём активно работало Профессорское собрание как коллегиальный орган, где апробировались важнейшие решения, которые потом выносились на утверждение Совета университета.

Евгения Алексеевича отличают высокие человеческие качества и моральный облик, профессионализм и компетентность. Это человек широких горизонтов».

Юрий Войтукевич, начальник отдела регионального развития Парка высоких технологий по Гродненской области:

«Евгений Алексеевич постоянно что-то создавал. Это были бизнес-ориентированные организации внутри академических структур: специальный факультет бизнеса и технологий, ИПКиПК. То было требование времени. И концептуальные основы «Университет 3.0», по большому счёту, были заложены ещё в 90-х годах.

Плотная работа с Евгением Алексеевичем началась с разработок стратегии, когда он стал проректором. На тот момент я работал в отделе зарубежных связей. Была очень интересная рабочая группа, мы сделали мощный задел по нескольким международным проектам, были одними из первых в стране, кто работал над ориентацией академической структуры на потребности бизнеса и реализацией всевозможных проектов на эту тему, которые были инициированы Евгением Алексеевичем или курировались им.

Реализация подхода и внедрение системы стратегического управления в университете – это было ново. Мы тогда активно привлекали международных экспертов из Британии, США, Швеции, Италии, которые делились опытом, наработками.

В университете среди ППС и руководства сформировалась группа, которой это было действительно интересно, они понимали целесообразность и эффективность. Евгений Алексеевич умел и умеет собирать заинтересованных людей, которые готовы «копать» и предлагать, невзирая на временные затраты и понимая, что мало кто это делал.

Второй большой темой, которую поднял Евгений Алексеевич, было внедрение системы менеджмента качества в университете. В то же время он старался найти баланс – до какой степени можно применять бизнес-подходы в университетской среде, а где стоит остановиться. И Гродненский государственный университет имени Янки Купалы получил Премию правительства за достижения в области качества, а это серьёзное достижение.

Поскольку не так много университетов на тот момент этим активно занимались, у нас сложилось хорошее сотрудничество с Томским техническим университетом, благодаря чему Евгений Алексеевич понял, что это действительно работает и востребовано предприятиями, трудоустраивающими выпускников. Это вдохновило, и многие сотрудники были обучены на первом этапе, прошли сертификацию. И сам формат инструментов для поддержания этой системы прижился, стал само собой разумеющимся.

Евгению Алексеевичу я благодарен по жизни как человеку, как учителю. Даже не будучи всегда правым, можно было спорить, доказывать свою точку зрения, понимая, что тебя будут слушать. Ориентируясь на таких людей, понимаешь – и ты что-то можешь делать.

Хотелось бы Евгению Алексеевичу пожелать, чтобы здоровье ему позволило ещё долгие годы продуктивно работать в университете, генерировать новые идеи. Продолжать быть «драйвером», энергетическим и организационным «заводилой». Ведь в инструментах и подходах, выработанных в ходе буквально последних проектов, видны перспективы развития на добрые десятилетия. Поэтому желаю, чтобы основа этих обсуждений была реализована».

Валерий Бойко, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики:

«В ГрГУ имени Янки Купалы Евгений Алексеевич приехал как перспективный учёный и руководитель, на которого возлагались большие надежды. Он довольно быстро делал карьеру, его рост был полностью заслуженным. Упоминая сегодняшние достижения университета, мы не упоминаем имя Евгения Алексеевича, но многие из них начаты им. Он отличается хорошими организаторскими качествами и на должности ректора достаточно хорошо раскрылся. И сегодня, возглавляя кафедру, он стремится быть впереди. Мы сотрудничали с ним довольно тесно в разных ситуациях. Наша близкая работа началась, когда он открыл филиал факультета бизнеса и информационных технологий БГУ. Это была кропотливая работа: нужно было найти помещение, организовать людей при ограниченных средствах. Нам помогли оплатить только изготовление печати. Остальное нужно было каким-то образом решать самим. Тем не менее, это учреждение было создано и достаточно хорошо себя зарекомендовало. Открытие новых факультетов, имидж университета – заслуга Евгения Алексеевича.

Это человек разносторонний, он много занимается наукой, не теряет интереса к методике преподавания, продолжает работать в сфере управления. В 2014 году мы подали заявку на разработку темы по анализу данных тестирования. Уже есть результаты, которые докладывались министру образования, министру экономики. Евгений Алексеевич болезненно реагирует на разные проблемные ситуации и несмотря на это умеет сохранять энергию, движение вперёд. Евгений Алексеевич – очень внимательный человек: если увидит, что кому-то нужна помощь, обязательно её окажет. Это достойный человек. Я ему желаю здоровья на долгие годы!»

Владимир Лявшук, доцент кафедры международного бизнеса и маркетинга:

«Об Евгении Алексеевиче Ровбе очень трудно говорить в категориях юбилея, в категориях подведения итогов. О нём легко говорить в категориях «всё только начинается», то есть в категориях планов и новых проектов.

Но, тем не менее… Если вести речь о каких-то оценках, то можно сказать, что, если Александр Васильевич Бодаков в своё время перестроил Гродненский пединститут в советский университет, то Евгений Алексеевич Ровба, получив его в руки после эпохи выживания, трансформаций и катаклизмов 90-х годов, сделал его европейским университетом. Наверное, это одно из самых важных его качеств ректора – широкий взгляд и европейское видение развития университета. Чем отличается европейский университет от других? Нам Евгений Алексеевич объяснял это отличие тем, что европейским университетом не надо руководить. Им руководит сама традиционная система университета. Надо сказать, что такую систему Евгений Алексеевич всегда строил и строит независимо от того, на какой должности находится – проректора, директора института, ректора или заведующего кафедрой. Работоспособная внутривузовская система менеджмента качества – это фирменное отличие нашего университета от других. Она долго строилась. Другие вузы с подозрением смотрели на неё и в кулуарах совещаний называли вредным чудачеством Ровбы. А в результате оказалось, что она удобна.

Мне повезло работать с ним рядом в течение более двадцати лет. Побывать вместе в очень разных ситуациях. Надо сказать, я до сих пор у него учусь. Учусь, как он, постоянно учиться. Он ведь и сегодня активно изучает польский и английский языки. Кто из сорокалетних это делает? Учусь у него отношению к событиям, ситуациям и, главное, к людям. Пройти через медные трубы власти, никого лично жестоко не обидеть, не растерять друзей и спокойно смотреть в глаза людям, активно влиять на настоящее и позитивно видеть будущее – в этом и есть Евгений Алексеевич Ровба, дружбой с которым горжусь и очень дорожу».

Александр Гринь, заведующий кафедрой математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры:

«Первый раз увидел Евгения Алексеевича в 1990 году, когда принёс документы в приёмную комиссию университета, он, по-моему, тогда был ответственным секретарём приёмной комиссии. Первое взаимодействие с ним было в 1993 году: он был деканом математического факультета, а я старостой курса. Проходило собрание старост, и Евгений Алексеевич сказал, что было бы неплохо возродить дни математического факультета. Я ухватился за эту идею. А когда я был председателем профкома, он был проректором по учебной работе, затем первым проректором. Именно тогда он предложил мне перейти на должность начальника отдела воспитательной и идеологической работы, где я три года проработал в период его ректорства. Для меня важным было то, что когда мой срок на этой должности подошёл к концу, я Евгению Алексеевичу сказал, что хочу отойти от административной работы и сконцентрироваться на научной, – он меня поддержал. После чего я возглавил кафедру и подготовил докторскую диссертацию.

Мне приятно вспоминать, как, назначая декана математического факультета, ректор Ровба интересовался мнением всех заведующих кафедрами. В такой момент понимаешь, что от тебя немало зависит, ты можешь влиять на ситуацию, а это рождает желание и дальше над чем-то думать, что-то предлагать.

Евгений Алексеевич – человек энергичный, полон интересных идей, нестандартных решений. Создание факультета инновационных технологий машиностроения, инженерно-строительного – его отклик на потребности региона. Это довольно непростая работа, но Евгений Алексеевич хорошо понимал роль и цель университета как центра науки, образования и культуры в регионе. Он был заинтересован в приглашении в университет профессоров из других вузов. Скажем, Нобелевского лауреата Жореса Алфёрова, Филарета именно он пригласил.

Зная, насколько Евгений Алексеевич масштабный деятель, я хочу пожелать, чтобы он смог реализовать все свои идеи и планы».

Лилия Бобровник, ветеран труда ГрГУ имени Янки Купалы:

«Ключевую идею Евгения Алексеевича по развитию ГрГУ имени Янки Купалы можно выразить следующей фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Талант неординарного стратега-управленца Евгений Алексеевич в большей мере проявил в должности первого проректора и ректора.

Отдельные направления деятельности университета, в которых я принимала непосредственное участие, под чутким руководством Евгения Алексеевича, были подняты совершенно на новый уровень. Работа приёмной комиссии была организована на основе результатов системной профориентационной и маркетинговой деятельности с абсолютной информатизацией всех процессов приема в университет. Идее Евгения Алексеевича принадлежат значимые образовательные мероприятия по качественному формированию контингента студентов – «Выставка-ярмарка. Гродненский регион» и Форум «Перспективы способной и талантливой молодёжи».

Большой вклад Евгением Алексеевичем был внесён в совершенствование системы обучения и распределения в университете. Она стала фундаментальной основой для научно-исследовательского проекта Министерства образования Республики Беларусь, результаты которого были направлены на поддержку престижа педагогического образования.

Статус, возможности каждого члена Купаловской семьи Евгений Алексеевич определял умозрительно – путём анализа, сравнения, сопоставления, взвешивания фактических, реальных отношений и взаимодействий сотрудников каждого структурного подразделения.

Особенно это я прочувствовала, когда в структуре университета, который был определён вузом-координатором по организации и проведению ЦТ на территории Гродненской области, был создан Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодёжи. Время было не из лёгких. Нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность в данном направлении, ещё не было. И только характерные Евгению Алексеевичу восприимчивость к новому, умение решать нетрадиционные задачи оригинальными методами и путями, оптимистичность, решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения в критической ситуации, брать ответственность на себя позволили нам разработать и адаптировать локальные акты, регулирующие систему процессов организации и проведения ЦТ.

Можно много ещё написать, но оставлю материалы для следующего Юбилея. А теперь позвольте выразить Вам, уважаемый Евгений Алексеевич, сердечные слова благодарности за Школу профессионализма, чуткости, надёжности, за доверие и поддержку. От всей души желаю Вам здоровья, верить в свои силы, стремиться к воплощению своих планов в реальность. Пусть в Вашем доме всегда царит мир и согласие, в сердце – доброта, а в делах – мудрость и взвешенность».

Тамара Бабкина, директор учреждения образования «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов ЗОВ»:

«С именем Евгения Алексеевича Ровбы связан очень значимый этап развития, инновационного взлёта и успеха Гродненского университета. Именно Евгений Алексеевич стоит у истоков многих проектов, в том числе – университетской системы дополнительного образования взрослых, повышения квалификации и переподготовки кадров. По его инициативе и при его участии создавался гродненский филиал Специального факультета бизнеса и информационных технологий БГУ, Институт ПКиПК, Институт последипломного образования, реализующий (один из первых в республике) сокращенную форму обучения на базе среднего специального образования, и другие не менее масштабные и успешные проекты.

Залогом успеха его деятельности, на мой взгляд, является умение чувствовать потребности времени, ситуации, создавать творческую работоспособную команду, находить нестандартные решения проблем. И в основе всего этого, конечно же, просматривается система его ценностей, где важнейшую роль всегда занимал и занимает университет.

Быть в его команде считалось большой честью и высоким доверием. Нельзя сказать, что работать рядом с ним было легко: он предъявлял высокие требования и к себе, и к команде, и к результатам деятельности. Но для меня важно, что он как руководитель умел слышать мнение других, с ним можно было спорить, вступать в дискуссию, приводить аргументы. Именно в такой обстановке могли реализовываться новые идеи и рождаться нестандартные решения, успешные инновационные проекты».

Игорь Кергет, председатель профсоюзной организации работников университета:

«Евгений Алексеевич Ровба в период руководства университетом большое внимание уделял вопросу социальной поддержки сотрудников и студентов. В эти годы было введено в эксплуатацию общежитие №5 по ул. Лиможа, построены два жилищно-строительных потребительских кооператива для работников трёх университетов, а также подготовлен пакет документов на строительство нового общежития по ул. Дубко. Кроме того, разработана Программа социальной поддержки работников и обучающихся УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на 2012–2015 гг. В ней поддержка обучающихся и сотрудников рассматривается как один из главных факторов развития университета, а Программа в целом направлена на улучшение социального самочувствия, решение социальных проблем и повышение качества среды университета. Стоит отметить, что результаты работы Евгения Алексеевича по выполнению норм Коллективного договора в 2010–2012 гг. отмечены Дипломом Федерации профсоюзов Беларуси.

Евгению Алексеевичу накануне Дня рождения желаю здоровья и благодарных учеников!»

Евгений Дирвук, доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности:

«Для учёного мотивацией часто является живой интерес к исследуемому объекту, для Евгения Алексеевича этот интерес всегда дополняется непосредственным личным переживанием за своих учеников. Мне посчастливилось постигать науку под руководством Евгения Алексеевича, а когда я учился в аспирантуре, его талант учёного, высокая требовательность и поддержка помогали двигаться вперёд к защите кандидатской диссертации.

Общение с человеком, столь много знающим о жизни, всегда внутренне обогащало меня. Его выдержка, профессионализм и накопленная с годами мудрость вызывают глубокое уважение. Считаю, что одним своим присутствием Евгений Алексеевич вселяет в людей спокойствие и делает их рассудительными.

Дорогой Евгений Алексеевич!

Вы для меня очень важный человек! Поздравляю Вас с юбилеем! Всю свою яркую жизнь Вы дарите знания, интеллект и талант своим ученикам и обществу. Будьте здоровы ещё долгие годы! Пусть Вам всегда сопутствуют успех, удача и надёжные люди».

Павел Поцейко, аспирант факультета математики и информатики:

«С Евгением Алексеевичем мы знакомы много лет. Под его научным руководством я ещё студентом факультета математики и информатики писал курсовые работы, дипломную, затем магистерскую диссертацию. После 13 лет перерыва вновь решил вернуться в науку. Тем более приятно и даже радостно было продолжить работу с этим выдающимся учёным, чьё имя известно не только в Беларуси, но и за рубежом.

До сих пор помню тот момент, когда увидел его впервые. Он проводил консультацию со студентами. Человек 5-6 его окружили. Для всех уже были приготовлены задания: что сделать, какую задачу решить, какой метод попробовать, в каком направлении двигаться дальше. Пару минут на обсуждение, а дальше – самостоятельная работа студентов. Тогда ещё поразило, насколько всё это было чётко и по существу. Позже не раз довелось убедиться, насколько Евгений Алексеевич ценит время, любит порядок. Работая на руководящих должностях, он преподавал, занимался наукой.

Евгений Алексеевич умеет найти подход к каждому студенту, мотивировать его, заинтересовать. Ведь успех научной работы – это не только чётко поставленные цели, но и само общение. Есть доверие или нет. Отойти от строгого соблюдения субординации, поговорить о чём-то отвлечённом, может быть даже пошутить. Порой это практически дружеская поддержка, которую я ощущаю сегодня и которую особенно ценю. Могу сказать, что работать с ним очень комфортно. Он очень терпеливый, тактичный, настоящий интеллигент.

Сегодня я параллельно преподаю у студентов и часто говорю им: «Покажите, что вы работали над решением задачи. Пусть не получилось, главное – вы пытались». Пожалуй, это то, что я перенял у Евгения Алексеевича как преподавателя. Он очень верит в студентов, их потенциал, возможности. И очень огорчается, когда не видит в них стремления к знаниям, желания достичь результата, дойти до истины. Кому-то учёба и наука даются легко, кому-то сложнее. Но главное – желание и интерес. Евгений Алексеевич легко простит, если что-то не получилось, подскажет решение, направит по верному пути. В этом он – настоящий педагог».

Виктория Медведева, преподаватель-стажёр кафедры системного программирования и компьютерной безопасности:

«Евгений Алексеевич Ровба?!

Наша совместная работа с Евгением Алексеевичем – человеком мудрым, рассудительным, с неимоверной энергией внутри, с творческим подходом к рабочему процессу и, безусловно, профессионалом – ведётся уже третий год.

Перешагнув порог его кабинета, я уже наперёд точно знаю, что все возникшие в ходе изучения теоретического материала неясности будут мне понятны, станут простыми. И главное, в общении с ним я могу не бояться задавать даже самые нелепые вопросы по теме нашего исследования. Ведь последует логичное, и в то же время очень доступное разъяснение всех нюансов.

Для меня Евгений Алексеевич – это человек с большой буквы, имя которого всегда вызывает трепетное чувство нескончаемой гордости: «Это же мой научный руководитель!»

И в этот столь значимый и долгожданный праздник мне хотелось бы пожелать Вам, Евгений Алексеевич, долгих лет, душевной гармонии, силы духа, оптимизма и неиссякаемой энергии!»

Беседовала Татьяна СУШКО

Поделиться

Читайте также: