Калейдоскоп инновационных технологий, используемые преподавателями Купаловского университета в процессе обучения

Как рассказал заведующий лабораторией образовательных инноваций ГрГУ имени Янки Купалы Олег Коляго, сегодня использование методов традиционного обучения является недостаточным в условиях цифровизации образовательного пространства:
– Для любого педагога движение в сторону ученика сопровождают образовательные светофоры. На красном сигнале нужно остановиться и задуматься, на жёлтом – выбрать конкретное решение, на зелёном – двигаться вперёд, действовать, творить. Для современного педагога обучение перестаёт быть улицей с односторонним движением и не начинается с авторитета и компетентности. Оно становится эффективным при условии обоюдной активности – и педагога, и ученика. Более того, для современного педагога обучение обязательно начинается с исследования.

Познание через открытие: эвристический метод в обучении студентов

Татьяна Ванькова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры:

– Думаю, что каждому педагогу хочется видеть заинтересованность в глазах студентов, азарт при решении задачи, активность. И на пути решения этой сложной задачи – как же выстроить процесс обучения так, чтобы все его участники добровольно и с интересом погрузились в процесс обучения, – у каждого педагога есть множество развилок. На этих развилках встречаются люди или ситуации, которые позволяют двигаться вперёд с новыми педагогическими идеями и взглядами.

Так на моем педагогическом пути возникли эвристические методы обучения, которые, кстати говоря, я использовала совершенно неосознанно как элементы занятия еще задолго до знакомства с ними во время образовательной программы повышения квалификации «Инновационные технологии обучения в университете» в 2013 году. С тех пор многие преподаватели нашего университета участвовали в образовательной программе повышения квалификации «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково», благодаря чему освоили и успешно используют эвристические методы и приёмы обучения на своих занятиях. Эти методы действительно способствуют творческому самовыражению каждого студента, его активному участию в обсуждении вопроса и дискуссии, делают процесс обучения увлекательным и запоминающимся.

Во время стажировки в апреле 2019 года по программе Erasmus+ в Лодзинском техническом университете я познакомилась с ещё одной интересной методологией – «дизайн-мышление» (англ. design thinking), которую преподаватели успешно использовали в учебном процессе. Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм – главные составляющие дизайн-мышления, методологии, часто используемой для поиска новых решений существующих проблем.

Данную технологию я апробировала сразу по возвращении со стажировки. Студенты 1 курса специальностей «Компьютерная безопасность» и «Прикладная математика» во время практического занятия по дисциплине «Геометрия и алгебра» решали в группах конкретную экономическую задачу, требующую знаний математики, личного жизненного опыта и творческих взглядов на разные сопутствующие задаче условия. Такого живого коллективного обсуждения во время занятий я еще не видела!

В чём состоит «переворот»: использование технологии перевёрнутого обучения

Дарья Шпак, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики:

– В процессе преподавания курса «Алгоритмы и структуры данных» и «Вычислительная практика» я применяю технологию перевёрнутого обучения. Работает безоговорочно.

Технология перевёрнутого обучения – это новый подход к организации обучения, при котором аудиторная и внеаудиторная работа меняются местами. Особенностью перевёрнутого обучения является полный или частичный перенос процесса передачи знаний на самостоятельное изучение. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы мотивировать студентов к самостоятельному поиску знаний за пределами аудитории, а затем в аудитории добиться активной интеллектуальной реакции на учебный материал, что является необходимым условием для освоения нового знания.

На образовательном портале размещаю презентации, текстовый материал, комментарий к нему. Студенты перед занятием знакомятся с этим материалом, а когда приходят в аудиторию, мы с ними обсуждаем.

Технология перевёрнутого обучения позволяет каждому студенту в своём режиме дома познакомиться с новым материалом, выполнить то или иное задание. На мой взгляд, качество усвоения материала с применением технологии перевёрнутого обучения может повыситься при условии, что студент ответственно подойдёт к изучению нового материала.

Данная технология работает как на семинарских занятиях, так и лекционных. Правда, на последних применять сложнее. Тот материал, который преподаватель записывает на доске в аудитории, например, решение математических примеров, доказательство, самому студенту постичь сложно, но возможно в том случае, когда преподаватель разрабатывает качественный научно-методический материал: запишет видеокомментарий разобранного примера, подготовит теоретический материал по теме, что позволит студенту самостоятельно понять то, что преподаватель объясняет у доски.

Раздвигая границы понимания: использование технологии расширенного совместного обучения

Андрей Проневич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем:

– Применяя технологию расширенного совместного обучения со студентами факультета экономики и управления специальности «Информационные системы и технологии (в экономике)» при чтении дисциплины «Криптография и охрана коммерческой информации», я увидел явный прирост вовлечённости и мотивации к изучению дисциплины.

Технология расширенного обучения – это эффективное совмещение формата очного образования (лицом к лицу с преподавателем) с различными форматами электронного обучения (E-learning). При этом преподаватель как при подготовке к занятиям, так и при разработке всего курса, базируется на активном использовании модели TPACK, таксономии образовательных целей Бенджамина Блума, педагогического дизайна.

С технологией расширенного совместного обучения познакомился на тренинге «Активное обучение с особым акцентом на технологию расширенного совместного обучения», который был организован в рамках проекта Erasmus+ PRINTeL на базе Левенского католического университета (г. Левен, Бельгия). В тренинге принимали участие преподаватели высших учебных заведений Беларуси, Грузии и Армении.

Ребятам нравится смешанный формат обучения, когда часть занятий проходит с преподавателем, а управляемая самостоятельная работа организована удалённо и посредством массовых открытых онлайн-платформ «Coursera» и «Stepic». Студенты, изучающие дисциплины по описанной методике, сегодня готовы к освоению учебного материала, когда преподаватель выступает исключительно в роли тьютора.

В перспективе есть идея, используя эту технологию, создания онлайн-курсов на массовых открытых платформах обучения «Coursera», «Stepic» или «Открытое образование».

Смотри и слушай: видео как инструмент обучения студентов

Светлана Гончар, заведующий кафедрой иностранных языков:

– Влияние цифровых видео на нашу повседневную культуру неоспоримо. Такие видеоресурсы как YouTube, Vimeo и Metacafe сегодня настолько популярны среди школьников и студентов, что не попытаться поставить контент этих платформ на службу образовательному процессу было бы нерезонно.

Сегодня студенты используют образовательные видеоролики как инструмент для изучения всего – от устройства двигателя внутреннего сгорания до особенностей употребления системы времен английского языка.

Преподавая дисциплину «Иностранный язык» студентам специальности «Международное право», использую образовательные видеоролики для обучения всем аспектам языка, в особенности, лексике.

В ноябре 2018 года в рамках проекта международной технической помощи «PRINTeL» я прошла стажировку в Университете Порту (Португалия). Во время обучающих семинаров и мастер-классов европейские коллеги поделились своими наработками и рассказали о возможностях создания собственного образовательного продукта с использованием интерактивных онлайн-платформ PlayPosit и Explain Everything.

Вернувшись и возобновив учебные занятия со студентами, я начала разработку обучающих видеороликов и видеозаданий.

PlayPosit и Explain Everything, которые я использую в процессе подготовки к занятиям по иностранному языку, представляют собой удобные и интуитивно понятные в использовании инструменты, позволяющие создать интерактивное видео, используя готовый видеоролик, например с YouTube, или смонтировать собственный видеопродукт, сделав его интерактивным и дополнив разного типа заданиями.

Внедрение видеоконтента в учебный процесс не только делает обучение более интересным и динамичным, но и способствует лучшему вовлечению студентов в работу. Выступая достаточно эффективным инструментом обучения, видео может быть использовано и на этапе промежуточного или итогового контроля. Так, в прошлом учебном году одним из заданий экзаменационного билета для студентов четвертого курса специальности «Международное право» было создание видеоролика по предложенной ситуации. Это задание позволило в полной мере оценить уровень овладения грамматическими и лексическими умениями ребят в рамках программы, а также, что, на мой взгляд, намного важнее, – раскрыть творческий потенциал студентов.

Давайте поиграем: обучение посредством мобильных приложений и игрофикации

Наталья Валько, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики:

– В процессе преподавания дисциплин «Физика» для студентов специальностей «Информационно-измерительная техника», «Техническая эксплуатация энергооборудования организаций», а также «Молекулярная физика» для студентов специальностей «Научно-производственная физика» и «Компьютерная физика» я применяю технологию игрофикации (геймификации). Её суть заключается в использовании игровых механизмов в неигровых процессах. Проще говоря, элементы компьютерных игр используются для повышения эффективности решения повседневных или бизнес-задач. При этом процесс обучения проходит гораздо живее, интереснее и активнее.

Игрофикация используется повсеместно: обычно это наиболее простой тип геймификации, когда мы участвуем в программах лояльности сетей магазинов или накапливаем различные наклейки, которые обмениваем впоследствии на призы. К слову, этот тип игрофикации называется беджификацией или PBL. На самом деле игрофикацию стоит понимать гораздо шире. Основными аспектами геймификации являются динамика, механика, эстетика и социальное взаимодействие.

При организации игровых занятий можно использовать любые методики, но, на мой взгляд, в данном случае лучше всего подходит мобильное обучение. Мобильное обучение – это форма организации учебного процесса, основанная на применении средств мобильных ИКТ и беспроводной связи. M-learning – это разновидность дистанционного обучения посредством мобильных устройств в любое удобное время и в любом месте. Важным аспектом при организации образовательного процесса является то, что студент имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и сокурсниками.

Я всегда применяла на своих занятиях элементы геймификации. Однако целостная система сформировалась после участия в тренинге по инновационным методам преподавания и обучения «Active Learning and ICT-enhanced teaching: M-learning and gamification» (активное обучение и обучение с использованием ИКТ: обучение по средством мобильных приложений и геймификации) в рамках проекта «PRINTeL». Тренинг проводился в течение 5 дней на базе университета Барселоны. Совместно с коллегами из ведущих вузов Армении, Грузии, Беларуси и Испании мы изучали вопрос использования в обучении игровых подходов, широко распространенных в компьютерных играх.

Обучение – это способ связи студента и преподавателя. Возможность использования игровых техник и мобильных технологий в процессе обучения исключает перекладывание знаний из одной головы в другую, так называемое вещание и преподнесение готовых истин, а также позволяет создать нелинейные ситуации открытого диалога. Наличие непрерывной прямой и обратной связи со студентами обеспечивает мобилизацию их способностей, позволяет повысить вовлечённость студентов в анализ и решение, в первую очередь, практико-ориентированных задач.

Применить, нельзя, оставить

Поиски новых методов обучения, видимо, были актуальны всегда. Так, в статье «Приживётся ли новый метод?» газеты «Гродненский университет» № 20 за 1987 год размещены размышления о новой форме практических занятий, когда семинары по политэкономии на 3 курсе филологического факультета в Гродненском государственном университете проводили сами студенты. «Практикант» выбирался наиболее подготовленный, он консультировался с преподавателем и получал подробный план семинара. Оценивала ответы «госприёмка» – 2-3 студента из числа лучших.

Применение данного метода по продолжительности в группах было разным. В одной преподаватель прекращал такое самоуправление, когда понимал, что основная цель – повышение уровня знаний – не достигается. В другой группе, напротив, эффективность усвоения материала возросла, роль преподавателя свелась к положению активного наблюдателя.

По окончании семестра посредством анкет подвели итоги эксперимента: 82 процента опрошенных отметили, что новый метод им понравился, аргументировав свою позицию:
• метод помогает готовить себя к будущей профессии учителя; уничтожается барьер между преподавателем и студентом;
• исчезает напряжённость;
• сам «практикант» изучает тему более глубоко, учится работать с аудиторией;
• метод даёт возможность каждому студенту попробовать себя в роли преподавателя, повышает ответственность при подготовке к семинару.

Однако нововведения не всем пришлись по душе. И мнения оппонентов были не менее обоснованы:
• лучше, когда преподаватель ведёт занятие сам, ведь он обладает более высоким уровнем подготовки и педагогическим опытом;
• к занятию, которое ведёт преподаватель, готовишься более тщательно;
• не каждый студент способен выделить главное в теме и потребовать, как полагается, с отвечающего.

Но что самое интересное, «в той группе, где эксперимент был прекращён, подавляющее большинство высказалось за то, чтобы не возвращаться к старому. А в группе, в которой занятия прошли более эффективно, – больше противников новой системы. На первый взгляд – противоречие. Но если всё расставить на свои места – логика есть. В той группе, где новый метод закрепился, студентам пришлось работать больше и упорнее, чем в других».

По архивным материалам газеты «Гродненский университет», №20 за 1987 год

Поделиться

Читайте также: