Команда представителей ГрГУ имени Янки Купалы вошла в число победителей в первом международном историческом хакатоне #Hack4history
Команда представителей ГрГУ имени Янки Купалы вошла в число победителей в первом международном историческом хакатоне #Hack4history. Форум разработчиков программного обеспечения для сферы исторического образования прошёл в Минском международном образовательном центре имени Йоханнеса Рау 18-20 октября и был посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Своими впечатлениями от участия в интеллектуальных состязаниях участники поделились с читателями газеты «Гродзенскі ўніверсітэт».
Участников из Беларуси, Украины, России и Германии объединила идея популяризации культуры памяти о Второй мировой войне с помощью современных технологий: прототипов сайтов, мобильных приложений, мультимедийных проектов, игр и других. Целевой аудиторией готового IT-продукта являются школьники, студенты, молодые люди в возрасте от 14 до 21 года.
Команда Купаловского университета, в состав которой вошли заведующий лабораторией образовательных инноваций учебно-методического управления Олег Коляго, старший преподаватель кафедры социологии и специальных социологических дисциплин Илья Сульжицкий и преподаватель Технологического колледжа ГрГУ имени Янки Купалы Екатерина Пчельник, представила чат-бот «OurMemory», направленный на проживание и эмоциональное вовлечение пользователя в действия реальных участников войны.
О том, как возникла идея участия в хакатоне, рассказала Екатерина Пчельник:
– Мой интерес к использованию мобильных приложений и различных IT-решений в образовании позволяет владеть оперативной информацией о том, что происходит в сфере образования в нашей стране и за её пределами. Так, в одной из групп в фейсбуке появилась новость о проведении хакатона. Я загорелась и позвонила Олегу Владимировичу Коляго с предложением принять участие в форуме.
Олег Владимирович идею поддержал и занялся организационными моментами:
– До поездки на хакатон шла переписка с организаторами. На этом этапе столкнулись с рядом проблем, например, мы оказались в ситуации, когда у нас в команде не было программиста. Эти и другие вопросы нужно было оперативно решать. В итоге мы были приглашены на состязание.
Значительную роль в плане подготовки сыграли онлайн-курсы по созданию проектов и их презентации, которые Екатерина Пчельник прошла нынешним летом. Знания, полученные на курсах, придали уверенности:
– Мы ехали на хакатон с желанием победить. Хотелось доказать учителям, преподавателям гуманитарных дисциплин: если есть желание – возможности всегда найдутся. И за 48 часов мы это продемонстрировали.
В течение двух дней участников #Hack4history консультировали эксперты в области дизайна, PR-менеджмента и программирования. Совместно со специалистами командам предстояло разработать прототипы образовательных IT-проектов на тему войны и представить их жюри.
Каждый из команды купаловцев в работе над проектом выполнял свою роль. Слаженное и взаимодополняющее сотрудничество позволило добиться высоких результатов.
– Я сосредоточился на работе с текстом. Нужно было найти источник, понять, насколько он информативен, прописать поведение героя в конкретных ситуациях, например, дать яркую картинку того, что он видел в бинокль, когда смотрел с одного берега Буга на другой, – поделился Олег Владимирович.
Работу над реализацией продукта взяли на себя Илья Сульжицкий и Екатерина Пчельник:
– Помимо перенесения дневника в формат приложения, которое дало бы возможность пользователю вживаться в роль и погружаться в жизнь героя, я продумывал вариативность решений и их последствия и выстраивал сюжетную канву. Мои исследования связаны с изучением коллективной памяти, и эти знания пригодились. По сути, теория была переведена в конкретный IT-продукт. Мы ориентировались на наши гуманитарные знания. И это, как мне кажется, дало нам некоторое преимущество над остальными участниками.
Подготовкой презентации продукта занималась Екатерина:
– Моё увлечение возможностями презентаций проектов, трендами дизайна, знание правил создания презентаций позволили мне взять на себя эту функцию.
Команда купаловцев стала единственной из всех команд-участниц, кто воплотил идею с нуля за 48 часов в прототип чат-бота, в основе которого события 21 июня 1941 года – один день из дневника солдата Вермахта. Содержание заложено в чат-бот, который даёт возможность погрузиться в атмосферу Великой Отечественной войны. В основной сюжетной линии – действия героя, которыми пользователь приложения может управлять по собственному желанию: например, выбрать написание письма родственникам.
– У нас была только идея и больше ничего. И когда надо превратить идею в реальность, приходится учиться на ходу и сразу же полученные знания применять на практике. Это позволяет мобилизоваться и быстро выдать решение. У нас было 10 минут, чтобы продумать формат предлагаемого нами продукта. Мы сделали текстовую ролевую игру, которая понравилась жюри и участникам, – отметил Илья и поделился впечатлениями от формата хакатона:
– Мы находились в коворкинг-зоне – свободном пространстве. Имели 48 часов, которыми могли распоряжаться по своему усмотрению. Мы полностью погрузились в разработку нашего проекта. Сама атмосфера такого накала заряжает, вдохновляет и позволяет увидеть перспективы.
По итогам хакатона жюри выбрало 4 проекта-победителя. Каждая команда получит финансовую и экспертную поддержку на доработку концепций до полноценных продуктов. В период с октября по март победители будут работать со специалистами, а готовые проекты представят на международном форуме в Минске в марте 2020 года.
Организаторами исторического хакатона выступили Международный образовательный центр в Дортмунде, Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау совместно с партнёрами и при финансовой поддержке МИД Германии.
Татьяна СУШКО
Фото Екатерины СЕРЖАНТОВОЙ и из личного архива участников