В ГрГУ имени Янки Купалы прошёл семинар для заведующих кафедрами и деканов факультетов, на котором в центре внимания было обсуждение реализации проекта «Цифровой университет+»
Обсуждение реализации проекта «Цифровой университет+» было в центре внимания на семинаре для заведующих кафедрами и деканов факультетов, который состоялся 18 октября.
Мероприятие открыла ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко:
– Наш университет имеет многолетний опыт внедрения цифровых технологий для автоматизации учебного процесса и управления университетом. Следующим шагом стала разработка и реализация проекта «Цифровой университет+», который направлен на распространение цифровой трансформации на все сферы деятельности университета и внедрение инновационных моделей организации образовательного процесса. Поставленных целей невозможно достичь без активного участия профессорско-преподавательского состава и роль кафедры в этой работе является ключевой.
В июне нынешнего года в ГрГУ имени Янки Купалы был утвержден план реализации проекта «Цифровой университет+» на 2019-2020 годы. Стратегической целью проекта является повышение качества и эффективности деятельности университета посредством широкого реинжиниринга всех процессов и внедрения инновационных бизнес-моделей на основе модернизации информационно-коммуникационной среды. Приоритетным направлением является развитие системы дистанционного образования, индивидуализация образовательной траектории обучающихся, совершенствование технологий коммуникации и расширение сферы электронных услуг.
Современное общество ставит перед университетом новые задачи по подготовке специалистов для цифровой экономики будущего. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы предусматривает принцип непрерывного образования на протяжении всей жизни. Соответственно, перед учреждениями образования стоят задачи обеспечить действенный переход к стратегии мобильного образования, отказавшись от жёсткой регламентации структуры и содержания учебных планов и программ, внедрить дистанционные формы получения образования и дистанционные образовательные технологии, обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
– Наш проект определяет термин «Цифровой университет» как совокупность методологических подходов, цифровых технологий и технологических решений, обеспечивающих соответствие образовательной и научно-исследовательской деятельности, управленческих процессов университета требованиям цифровой экономики, – пояснил в ходе своего выступления начальник информационно-аналитического центра Евгений Олизарович. – Мы видим, как меняются другие сферы жизни: через интернет можно заказать билет, оплатить услуги, принять участие в международной олимпиаде и многое другое. Наши студенты, абитуриенты, заказчики кадров ждут таких же изменений и от университета.
Купаловский университет одним из первых в стране внедрил автоматизированные системы управления учебным процессом, образовательный портал, личный кабинет сотрудника и студента, цифровое расписание и многие другие разработки, которые позволили усовершенствовать процесс на рабочих местах, сократить документооборот и внедрить современные способы коммуникации с абитуриентами, студентами, родителями, работодателями, иностранными партнерами.
Отмечая роль кафедр в создании системы дистанционного образования и индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, начальник учебно-методического управления Марина Колоцей акцентировала внимание на необходимости интеграции классических форм обучения с дистанционными образовательными технологиями и поставила перед заведующими кафедрами задачу разработки цифрового учебного контента для реализации образовательных программ в дистанционной форме с использованием интерактивных и адаптивных инструментов образовательного портала. Опытом разработки электронных учебных пособий поделились с участниками семинара заведующий кафедрой фундаментальной и прикладной математики Евгений Ровба и доцент кафедры Елена Сетько.
В 2020 году университет впервые объявит набор на заочную (дистанционную) сокращенную форму обучения по специальностям высшего образования I ступени: «Транспортная логистика (автомобильный транспорт)», «Туризм и гостеприимство», «Дошкольное образование», «Начальное образование». В настоящее время разрабатывается нормативно-правовое и методическое обеспечение, а также модернизируется материальная база факультетов для организации дистанционного обучения. Цифровизация учебного процесса создаст базу для реального внедрения индивидуального учебного плана для каждого студента с обеспечением высокого качества обучения.
О роли цифровых технологий в международной научной среде рассказал заместитель проректора по научной работе Антон Глазев:
– Сегодня учёный должен не только публиковать результаты работ, но и активно включаться в международное научное сообщество, присутствовать в наукометрических базах данных, уметь представлять свои результаты потенциальным заказчикам. Проект «Цифровой университет+» предполагает развитие цифровой базы данных инновационных разработок учёных, создание «цифрового паспорта» учёного университета и электронной площадки для продвижения научных достижений.
Участники семинара отметили, что благодаря созданному в университете информационному обществу и многолетним традициям цифровизации университет занимает высокие позиции в международных рейтингах и широко известен в стране и за рубежом. Проект «Цифровой университет+» поставил новые задачи, которые позволят сохранить и улучшить академическую репутацию университета в мире.
Соб. инф.