Александр Гринь: «Знание математики – ключ к успеху в жизни»
Вот уже на протяжении 15 лет кафедру математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры факультета математики и информатики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, которая является выпускающей по специальности «Математика (научно-педагогическая деятельность)», возглавляет Александр Гринь. Профессор, доктор физико-математических наук в честь своего 50-летнего юбилея порассуждал о фундаментальной науке, необходимости качественного педагогического образования и о влиянии математики на различные сферы жизни.
– Александр Александрович, что Вы как руководитель можете сказать о том пути, который кафедра математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры прошла в своем развитии?
– Современная кафедра математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры – одна из старейших кафедр нашего университета. Ее история фактически начинается с момента создания в 1945 году на физико-математическом факультете Гродненского педагогического института первой кафедры физики и математики. В 1955 году были открыты кафедра высшей математики и элементарной математики, что отразило формирование двух главных направлений деятельности факультета в будущем, которые можно охарактеризовать как фундаментальное математическое и математико-методическое. Одной из основных кафедр фундаментального математического направления стала кафедра математического анализа, которой долгое время, начиная с 1980 года, плодотворно руководил профессор, доктор физико-математических наук И. П. Мартынов. Вокруг Ивана Платоновича сформировался коллектив квалифицированных математиков, которые выкристаллизовали основные направления научной работы кафедры, определившие ее лицо на многие годы: аналитическая и качественная теории дифференциальных уравнений. Кафедра же алгебры, геометрии и методики преподавания математики, созданная в 1993 году под руководством Ю. П. Золотухина, стала центром развития математико-методического направления. Одним из наиболее ярких примеров кропотливой работы сотрудников этой кафедры является учебное пособие по истории математического образования в нашей альма-матер на протяжении прошлого века. Объединение в 2015 году двух этих кафедр привело к появлению нашей нынешней кафедры.
– С Вашей точки зрения, почему специальность, по которой кафедра готовит специалистов, будет всегда востребованной?
– Наша кафедра является выпускающей по специальности «Математика (научно-педагогическая деятельность)» и осуществляет подготовку по специализации «Дифференциальные уравнения». По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Математик. Преподаватель математики и информатики». Выпускники могут работать научными сотрудниками в научно-исследовательских центрах или научных организациях Республики Беларусь; преподавателями в вузах или колледжах; учителями математики и/или информатики в общеобразовательных средних школах, гимназиях или лицеях. Преподавательская сфера деятельности зародилась фактически сразу с появлением человечества и будет востребованной в той или иной мере всегда, потому что именно учитель должен раскрыть ученикам основной смысл и красоту преподаваемого предмета, что напрямую влияет как на выбор профессиональной деятельности и так определяет их мировозрение в целом. И роль учителя математики в современных обстоятельствах здесь одна из центральных.
– Для чего человеку нужна математика? А если нет математических способностей, что делать?
– Мозг, как и любая часть человеческого организма, должен постоянно тренироваться, чтобы не терять тонуса. Также как и спортсмен: если он однажды стал чемпионом, но дальше не будет тренироваться, то через месяц или через год он точно не сможет этот результат повторить. Математика нужна для жизни, поскольку она является лучшей гимнастикой для ума. Математика – это не только школьные задачки. Это особый язык, который учит думать и рассуждать. С помощью математики можно развить умение обобщать и систематизировать, способность анализировать и планировать ситуации, видеть закономерности, способность четко формулировать мысли и логически мыслить, способность принимать оптимальные решения и прогнозировать. Математику называют языком современной науки, потому что с ее помощью описываются законы как естественных наук (физика, география, геология, химия) так и многих гуманитарных (социология, экономика). И, конечно же, трудно переоценить роль математики в развитии искусственного интеллекта и анализа больших данных. Чтобы достичь значимых профессиональных успехов практически в любой сфере, нужно понимание технологий плюс способность к нестандартному решению возникающих задач. И ключ к успеху – знание математики и (или) те качества, которые вырабатываются у человека, занимающегося математикой. Как в простейших бытовых вопросах, так и в самых современных технологиях.
– Какие главные направления научных исследований Вашей кафедры?
– Среди главных направлений научных исследований – качественная и аналитическая теории обыкновенных дифференциальных систем. Эти направления соответствуют приоритетным направлениям научной деятельности Республики Беларусь. Изучению аналитических и качественных свойств решений нелинейных дифференциальных уравнений и динамических систем придается большое значение в белорусской школе дифференциальных уравнений, основанной академиком Н. П. Еругиным. Интерес к ним вызван как теоретической значимостью данных объектов, так и целым рядом приложений в технике и разных областях науки. Результаты исследований в этом направлении востребованы во всех областях знаний, где изучаются нелинейные процессы и явления. Наряду с Институтом математики НАН Беларуси, БГУ, БГУИР одним из центров исследования аналитическими и качественными методами свойств решений дифференциальных уравнений и динамических систем является Гродненский госуниверситет имени Янки Купалы. Такие проблемы широко и интенсивно изучаются в университетах и исследовательских центрах многих стран: Россия, Китай, США, Испания, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Бельгия, Украина, Польша, Словения, Молдова, Финляндия, Япония, Австралия, Бразилия, Турция, Алжир, и других.
– Насколько активны сейчас международные научные контакты кафедры?
– На протяжении многих лет наши ученые поддерживают разностороннее научное сотрудничество (в виде проведения совместных научных исследований, совместных публикаций, докладов на семинарах, визитов как приглашенных профессоров) с признанными математическими центрами: МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва), Институтом Вейерштрасса прикладного анализа и стохастики в Берлине, Университетом имени Гумбольдта в Берлине, Университетом Марибора в Словении, Институтом математики и информатики Академии наук Молдовы, Институтом математики в Тбилиси, Автономным университетом Барселоны, Институтом математики Варшавского университета. Наши ученые принимают активное участие в самых авторитетных математических конференциях и конгрессах.
– Гродненская математическая школа – одна из передовых в республике и известная за рубежом, так было всегда, и сейчас эти позиции удается удерживать. Какие секреты работы школы?
– Формирование математической научной школы в Гродно является одним из звеньев создания школы по дифференциальным уравнениям в БССР под руководством академика Николая Павловича Еругина. Главным результатом его усилий стала целая плеяда ярких учеников, среди которых несколько поколений специалистов по дифференциальным уравнениям, заложивших фундамент этой научной школы в Гродно. За годы деятельности школы в ее составе работали около 50 членов и воспитанников, что делает ее не только самой старшей, но и самой многочисленной из математических научных школ в нашем университете. В настоящее время научным руководителем школы является профессор Иван Платонович Мартынов, Заслуженный работник образования Республики Беларусь, подготовивший 10 кандидатов наук, среди которых 2 – из КНР.
– Каковы перспективы кафедры? Какие цели вы ставите перед собой и коллективом?
– Цели есть, но зачем говорить о них. Я предпочитаю меньше слов, а больше дел. Вот когда будут новые результаты, тогда можно будет и рассказать. Пусть сейчас это останется за кадром и, возможно, будет предметом нашей следующей встречи.
– Впереди лето и длинные каникулы. Какие советы своим студентам Вы можете дать, чтобы лето прошло с пользой?
– Ну какие советы? Нет универсальных «рецептов» – каждый сам для себя определяет, что для него является лучшим, и находит свой индивидуальный путь. Но если ничего не планировать, то ничего и не получишь. Поэтому надо ставить себе цели для любого этапа в жизни и вырабатывать план по их достижению. Если есть четкое понимание того, что ты хочешь, то есть вероятность, что желания исполнятся если ни на 100%, то хотя бы на 50%.
Беседовала Татьяна СУШКО.
Фото из личного архива Александра ГРИНЯ