Повышая мастерство

В ноябре свое 65-летие отпраздновал доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и физиологии человека и животных факультета биологии и экологии ГрГУ имени Янки Купалы Сергей Емельянчик. Купаловскому университету он посвятил более тридцати лет. В интервью корреспонденту газеты «Гродзенскі ўніверсітэт» герой раскрыл секрет своего профессионального мастерства педагога и ученого.

В Купаловском университете Сергей Емельянчик работает с 1990 года. С 1992 – в должности доцента кафедры зоологии и физиологии человека и животных, с 2012 по 2018 годы – заведующим кафедрой, а с 2018 года – в должности доцента той же кафедры.

2022 год стал для Сергея Владимировича судьбоносным: решением Президиума Высшей Аттестационной Комиссии Республики Беларусь от 12.01.2022 года ему присвоена ученая степень доктора биологических наук, а с мая он получил должность профессора. Свою докторскую диссертацию он посвятил теме «Закономерности морфофункциональных изменений нейронов мозга крысы при нарушениях циркуляции желчи».

– Сергей Владимирович, какие дисциплины Вы сейчас преподаете в университете?

– Я преподаю «Цитологию и гистологию», «Анатомию человека», «Основы биологии развития», спецкурсы «Молекулярные основы онтогенеза» для студентов дневной формы обучения специальности «Биология (биотехнология)». Для студентов специальностей «Биология (научно-педагогическая деятельность)» и «Биоэкология» – «Анатомию человека», «Цитологию и гистологию», «Основы биологии развития», «Клеточную биологию» – для магистрантов. Кроме того, ежегодно осуществляю научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов, магистерскими диссертациями на второй ступени высшего образования по специальности «Биология», а также англоязычных магистрантов. Результаты научных работ студентов и магистрантов активно публикуются.

– Помимо аудиторных занятий, в каких образовательных проектах Вы еще участвуете?

– Являюсь организатором «Школы точных наук» по биологии при факультете биологии и экологии для одаренных школьников Ленинского и Октябрьского районов города Гродно и Гродненской области. Многие участники школы становились победителями олимпиад районного, областного и республиканского уровней. В настоящее время принимаю активное участие в оказании платных образовательных услуг кафедры и факультета. Неоднократно выступал в роли заместителя председателя жюри республиканских олимпиад по биологии среди школьников, председателя жюри областных олимпиад по биологии среди школьников и членом жюри заключительного этапа олимпиады. Ежегодно рецензировал работы на областной конкурс научно-исследовательских работ учащихся средних учебных заведений «Хрустальная альфа». Активно участвовал в создании филиала кафедры зоологии и физиологии человека и животных, расположенного на базе учреждения культуры Гродненского горисполкома «Гродненский зоологический парк».

– Расскажите об основных этапах Вашего формирования как педагога и ученого. Какие события повлияли на выбор профессии?

– Еще в студенческие годы произошел интересный случай. Один из наших преподавателей заболел, на замену пришел другой, совмещающий практическую и педагогическую деятельность. В его арсенале было много знаний, а вот передать их в простой и доступной форме не получалось. И это меня удивило: оказывается, можно самому отлично знать материал, но при этом не уметь передавать его другим. Вот тогда я и захотел попробовать себя в качестве преподавателя, который и знаниями будет владеть, и сможет доступно донести их аудитории. Другой случай произошел во время учебы на последнем курсе. Совершенно случайно наша группа стала свидетелем того, как профессор заведующий кафедрой, в течение трех минут показал несовершенство преподавателя-ассистента, который для нас казался пределом уровня владения знаниями и умениями. И тогда я понял, что профессор – это высший уровень педагогического мастерства.

– Как проходило становление Ваших интересов в начале профессионального пути?

– Во время работы в университете в должности ассистента кафедры я проходил стажировку в Москве: слушал лекции ведущих ученых Советского Союза по педагогике. И каково же было мое удивление, когда я узнал, что все те педагогические приемы, которые, не подозревая того, мы используем у себя при проведении лабораторных занятий, четко вписываются в каноны педагогической науки. К сожалению или к счастью, мне не довелось изучать педагогику в стенах вуза. Я набирался опыта у своих старших коллег. В то время для всех молодых преподавателей обязательным было посещение лекций профессора и лабораторных и практических занятий доцента с последующим разбором.

– Занимались ли Вы целенаправленно развитием профессиональных качеств в зрелые годы?

– На всю жизнь запомнил слова моего первого учителя, заведующего кафедрой гистологии, профессора Абрама Аркадьевича Туревского. Он сказал так: «Я вам разрешаю на практических занятиях петь, танцевать и так далее, но на экзамене ваши студенты должны знать весь фактический материал и показать высокий уровень знаний». Смысл его слов я понял несколько позже, когда начались лабораторные занятия. Материал знаешь, а как это подать другим – не хватает опыта. Тогда я поставил себе цель – достичь уровня мастерства старших коллег, чтобы студенты моих групп на экзамене не пострадали, ведь студенты не виноваты, что занятия у них ведет молодой и неопытный преподаватель. И к этому стремлюсь до сих пор. Сегодня мои коллеги часто интересуются, как мне удается иметь такой высокий рейтинг среди студентов, ведь не все сдают с первого раза экзамен или зачет.


– Вы строгий преподаватель? Как влияет Ваше настроение на взаимоотношения со студентами?

– Стараюсь придерживаться золотой середины. Невозможно иметь у студента «дешевый» авторитет: он быстро и звонко рухнет. Считаю, что нельзя уподобляться жестокому, псевдосправедливому преподавателю, ведь студенты – это наши дети, и они ни в коем случае не должны страдать от плохого настроения преподавателя. Нельзя путать работу и личную жизнь.

– Какими главными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный педагог?

– К сожалению, сейчас имеет место некая странная, на мой взгляд, тенденция среди студентов, да и среди молодых преподавателей: желание быстро и в полном объеме получить то, что прежде другие получали за долгие годы кропотливой работы. Для того, чтобы заниматься наукой, а преподаватель вуза иначе не будет хорошим педагогом, необходим упорный, самозабвенный труд. Во время подготовки диссертационной работы идет стремительное обогащение научными знаниями, происходит колоссальный скачок в педагогическом мастерстве. А проба пера, безусловно, начинается в студенческие годы. Курсовые и дипломные работы – хорошая школа для будущих научных работников. Именно в это время человек четко определяется: наука – для него или нет? Могу ли я быть педагогом? На эти вопросы молодой человек должен ответить, прежде всего, самому себе. Иногда наблюдая на школьной педагогической практике за нашим среднеуспевающим студентом, как он устанавливает контакт с классом, как становится для учащихся авторитетом, понимаешь, что из него получится хороший педагог. А иногда видишь, как наши отличники учебы, попав в школу, теряются, их не видно и не слышно. Становится ясно – преподавание не для них.

– Расскажите, пожалуйста, о своей научно-исследовательской работе.

– Принимаю активное участие в выполнении темы НИР факультета биологии и экологии «Биологически активные соединения и научное обеспечение биотехнологических процессов». Был исполнителем в должности ведущего специалиста трансграничного проекта международной технической помощи ENI-LLB-2-359 «Сохранение этнокультурного наследия и развития туризма в историческом регионе, известном бортевым пчеловодствам» в рамках Программы Латвия–Литва–Беларусь. Выполнял докторскую диссертацию и являлся докторантом на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии при УО «Гродненский государственный медицинский университет» с 2016 по 2019 годы. Являлся соруководителем совместной учебно-методической лаборатории «Биомед» при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы и Гродненском государственном медицинском университете. Являюсь членом научного семинара «Актуальные проблемы биологии» факультета биологии и экологии, координационного совета по подготовке научных кадров факультета биологии и экологии, Совета факультета биологии и экологии. Неоднократно являлся членом оргкомитета Международных научно-практических конференций «Актуальные проблемы экологии» и «Зоологические чтения», регулярно проводимых на факультете биологии и экологии. Кроме того, участвовал в реализации экспорта наукоемкой продукции в Россию и получении подтверждающего сертификата Таможенного комитета РБ.

– На Ваш взгляд, какими должны быть цели и принципы организации воспитательной работы в университете?

– Безусловно, университету принадлежит не только обучающая роль, но и воспитательная. Каждый преподаватель на своих занятиях, сам того не замечая, занимается и воспитательной работой в том числе. Здесь срабатывает в большей степени личный пример – отношение к своему предмету, к функциональным обязанностям, к личности студента. Кроме того, принимаю участие в культурно-массовых мероприятиях факультета и университета согласно индивидуальному плану и плану работы куратора. Всегда помогаю кураторам студенческих групп по вопросам формирования здорового образа жизни, провожу беседы о планировании семьи и другом.

Каревский Александр Евгеньевич, первый проректор ГрГУ имени Янки Купалы:

– Сергей Владимирович – добрый учитель, который с первого курса мотивировал студентов на системность в освоении дисциплин. Его принципиальность, строгость и профессионализм во многом повлияли на мое отношение к образовательному процессу в студенческие годы. ­Сергей Владимирович пришел работать на факультет биологии и экологии молодым кандидатом наук, пожертвовав карьерой в медицинском университете, который дал ему дорогу в жизнь. Отрадно, что Сергей Владимирович продолжил научную карьеру на нашем факультете и защитил докторскую диссертацию. Его любят студенты, тянутся к нему, поскольку все дисциплины, которые он ведет, наполнены практикой из жизни. Хочется пожелать, чтобы свой опыт, знания, профессионализм он передал своим ученикам и подготовил плеяду молодых кандидатов наук для нашего университета.

***

Под руководством С.В. Емельянчика были подготовлены 60 дипломных работ и 4 магистерские диссертации; около 100 публикаций, из них – 5 монографий, 60 статей: 40 – в журналах ВАК, 7 – Scopus. Все 5 монографий опубликованы за последние 10 лет.

За высокие достижения по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся Сергей Владимирович Емельянчик награжден дипломами Председателя Гродненского областного Совета депутатов. Удостоен Благодарности ректора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за высокопрофессиональную работу в составе жюри при проведении заключительного этапа республиканской олимпиады. За заслуги и достижения в образовательной, научной, методической, инновационной и управленческой деятельности по итогам 2021 года занесен на доску Почета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива Сергея ЕМЕЛЬЯНЧИКА

Поделиться

Вам может также понравиться...