Елена Ливак: «Чтобы я взялась за перо, что-то должно меня очень удивить, всколыхнуть до глубины души»

Нашу постоянную рубрику «Читаем вместе» продолжает интервью с деканом факультета математики и информатики, кандидатом технических наук, доцентом Еленой Ливак.

– Елена Николаевна, вспомните, пожалуйста, первые книги, прочитанные Вами в детстве.

– В младшем школьном возрасте меня привлекали рассказы Николая Носова. Рано стала интересоваться ботаникой, читала детские книги о природе, больше всего любила читать об удивительных растениях. Это увлечение вылилось в то, что в 10 классе я участвовала в Республиканском конкурсе цветоводов-декораторов и заняла второе место. Тогда меня это сильно расстроило, потому что не ответила всего лишь на один вопрос:к какому семейству относится гербера? До сих пор не могу забыть тот случай. С тех пор гербера – мой любимый цветок (улыбается). Второе увлечение в школьные годы – книги по математике с задачками на смекалку, множество таких задачек мы решали вместе с мамой. Повзрослев, увлеклась романами Александра Дюма. В старших классах и студенчестве прочитала всю классику художественной литературы. И ещё, не поверите, читала много научной литературы по психологии, позже – парапсихологии. Мечтала быть психологом.

– Что Вас больше всего впечатляет в художественной литературе?

– Точность, ёмкость слова, которое подбирает автор для определения и передачи чувств, оттенков. Именно поэтому я люблю читать Владимира Набокова, Михаила  Булгакова, Фёдора Достоевского, Андрея Черкасова, а из поэтов – Марину Цветаеву. Не оставляет равнодушной и структура произведения, к примеру, одного из моих любимых романов – «Криптономикон» Нила Стивенсона. Производят впечатление редкоупотребляемые, необычные слова.

– Вы пишете стихи. Раскройте секрет, что Вас вдохновляет на творчество?

– Я пишу не только стихи, но и прозу. У меня есть пьесы, сказки, стихи для детей, а в последнее время пишустихи в прозе. Чтобы я взялась за перо, что-то должно меня очень удивить, всколыхнуть до глубины души. Это может быть как что-то очень возвышенное, например, посещение концерта классической музыки, прочтение произведения, написанного настоящим мастером слова, так и что-то негативное, то, что в какой-то момент огорчило меня. Под таким впечатлением я начинаю писать, выражать свои личные переживания. Если что-то меня расстроило, я могу писать как о грустных чувствах, так и о красоте жизни. Таким образом моя душа получает релакс, исцеление. Кстати, бывало и такое, что, наоборот, великие мастера слова останавливали меня. Например, начала писать роман, значительную часть уже написала, но остановилась, читая роман Алексея Черкасова «Хмель». Решила, что так красиво не смогу, а если писать не так, как он, тогда не нужно писать совсем, и отложила в сторону своё детище. У меня есть пьеса в стихах. Есть концерт для фортепиано с оркестром в стихах. И даже пейзаж в стихах. Так я восполняла свои мечты написать музыку, картину. В последнее время вдохновляют жанры традиционной японской лирической поэзии хайку и вака. И я тоже пробую. Наверное, получается (снова улыбается).

– Вас больше интересует творчество автора или его личность?

– Вначале я читаю произведение. Если оно мне нравится, то затем возникает желание узнать об авторе. Мнеинтересно, он пишет это, пропуская через себя, описывает свои личные переживания или «рисует» другогочеловека. Узнав, я делаю вывод: если свои чувства представлены, то это мастер слова, а если другого человека, то это не просто мастер слова, но и автор с большим жизненным опытом, психолог.

– Вы пишете в основном для себя или демонстрируете на публике свои произведения?

– Проза пока – сокровенное, никому не показываю. А стихи? Мои стихи знают и слышали многие. Во-первых, многое опубликовано и доступно в сети Интернет. Иногда публиковали в печатных СМИ. Кстати, и нашауниверситетская газета тоже неоднократно публиковала. Читаю свои стихи сыну, родным, изредка коллегам. Раньше читала студентам.

– Какие отзывы Вы слышите от аудитории?

– Хорошо запомнила, как прочитала своё стихотворение тогда ещё сыну-подростку о горах Карпатах, где мычасто бывали у родственников. Он внимательно послушал, а затем сказал: «Мама, всё хорошо, кроме одного– вот напечатают его в школьном учебнике, и дети будут жутко недовольны, что такое длинное стихотворениепридётся учить наизусть». А позже сын написал музыку на одно из моих стихотворений, и часто исполнял его в кругу своих друзей на гитаре. Ещё помню, как очень давно читала в студенческой аудитории свои стихи, и девочки начали записывать за мной в свои тетрадки, вот тогда я впервые осознала, что мои стихи нравятся другим.

– Какие произведения Вы бы посоветовали прочитать студентам?

– Я не берусь что-то советовать другим. Потому что не знаю, на каком духовном уровне каждый из них находится. То, что вдохновляет меня, может остаться незамеченным или непонятым другими. И наоборот. Советовать могу только тому, кого знаю, например, своему сыну, друзьям, родным. Сын тоже читает очень много. Могу предложить ему пищу для ума, которая и позволит отвлечься от ежедневной рутинной работы, проблем и напряжения, и принесёт бесценную пользу. Например, сейчас, чтобы расслабиться, отвлечься и отдохнуть, мы с ним читаем Бориса Акунина и Дэна Брауна, а чтобы поразмышлять – серию книг Юваля Ноя Харари.

– Для Вас чтение – это: любовь, хобби, отдых, увлекательное занятие или что-то другое?

– Это моя потребность. Сколько бы я ни читала, что бы я ни читала, мне всегда мало чтения. Всегда есть огромный список книг, которые «на очереди». А в последние годы катастрофически не хватает на это времени. Мечтаю, что когда я не буду так много работать, буду наконец-то больше читать.

– Сегодня часто говорят о клиповом мышлении, о том, что современная молодёжь не способна воспринимать большие тексты. По Вашему мнению, можно и нужно ли преодолевать эту тенденцию?

– Современная молодёжь – поколение, которое привыкло мыслить образно. Поэтому уверена, что современный преподаватель, который хочет быть понятым поколением Z, должен уметь визуализировать свой материал. Я на многих своих занятиях уже показываю ролики. Мультимедийные презентации – это инструмент ежедневный. Ещё чуть-чуть пройдёт времени, и текста на слайдах будет минимум. Но и чтение, и визуализацию, и геймификацию обучения, за которую ратую и пытаюсь развивать у нас, современному поколению можно и нужно совмещать. Считаю, что одно другому не мешает.

– Для чего нужна художественная литература будущему математику, инженеру, программисту?

– Чтение художественной литературы обогащает жизнь любого человека, не только математика, инженера или программиста. Недавно на совещании в одной IT-компании мы с коллегами обсуждали необходимостьпривития студентам чувства прекрасного через музыку, искусство и, конечно же, литературу. Считали, что человек, которому знакомо чувство прекрасного, будет создавать прекрасные продукты, в нашем случае программные. Задумались даже о разработке специального учебного курса. Ну, а для того, чтобы понимать красоту математики, мало обладать особым складом ума, надо понимать и ценить красоту окружающего мира – красоту явлений, чувств, звуков, слова. И самому быть внутренне красивым. Так что читать нужно, это духовная пища, она вдохновляет, питает и, главное, развивает нас.

Во время беседы Елена Николаевна останавливалась и читала с удовольствием свои стихи, чем очень вдохновила. Одним из них она поделилась с читателями газеты «Гродзенскі ўніверсітэт».

Беседовала Татьяна СУШКО

Поделиться

Вам может также понравиться...