Наука, культура качества и инновации: как выстраивается инновационная образовательная среда в Купаловском университете?

Каковы ее ключевые звенья? Насколько качественно и эффективно они функционируют? В преддверии Дня белорусской науки на эти и другие вопросы отвечает заведующий лабораторией образовательных инноваций Олег Коляго.

«Человек смотрит на мир с помощью двух глаз: науки и культуры». Этой яркой метафорой историк и культуролог Юрий Михайлович Лотман попытался обозначить широкое пространство бытия человеческой личности. Если приложить эти слова к профессии педагога, скрытый смысл сказанного станет еще более четким, в значительной степени объемным, стереоскопическим. Для истинного педагога служение науке – обязанность первостепенная, во все времена, образовывая других, он руководствуется научным методом, а значит, изучает закономерности, ставит под сомнение случайности, видит перспективы будущего. С другой стороны, настоящий педагог – это колоссальная работа души,  полноценная жизнь в культуре помогает ему заботливо возделывать «Я» своих учеников и на отрезках времени разной протяженности масштабировать вместе с ними ценности окружающего мира.

Тесными узами с наукой связаны инновации, которые, подобно генам живого организма, являются носителями специфического культурного кода. Инновации жизнеспособны, если педагог активен, целеустремлен, ориентирован на успех учеников, способствует их профессиональному росту, вдохновляет на открытия, помогает двигаться к намеченным целям. Умение педагога вывести на орбиту успеха своего ученика – важнейший показатель культуры качества в образовании.     

Создание в 2015 году лаборатории образовательных инноваций было продиктовано необходимостью координации усилий по расширению сферы применения инновационных технологий обучения в учебном процессе университета. Первым опытом практической реализации нового вида деятельности стал оргдеятельностный курс «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». Главным результатом обучения стали методические разработки инновационных учебных занятий, которые преподаватели используют в собственной образовательной практике.

Важным элементом проектирования и внедрения образовательных инноваций (инициативой, идущей «сверху») стал проект курсов повышения квалификации преподавателей «Университет образовательных инноваций». В центре внимания оказались вопросы теории, методики и практики современного образования, проектный подход в образовательной деятельности, дистанционные технологии обучения, организация и методическое обеспечение учебного процесса с использованием ИКТ, технологии разработки цифровых учебно-методических комплексов, особенности цифровой дидактики и оценивания результатов обучения.

В 2023 году была успешно реализована программа повышения квалификации преподавателей Кокандского государственного педагогического института имени Мукими (Узбекистан) «Технологии повышения качества преподавания и обучения в университетах».

Новым решением, изменившим диапазон обмена опытом в области образовательных инноваций, явился проект «Открытое обучение», который можно рассматривать в качестве инициативы, идущей «снизу», со стороны самих преподавателей. «Открытое обучение» основано на индивидуальной траектории обучения за счет выбора мероприятий по интересам, ролевой модели обучения (модератор, слушатель, модератор и слушатель), формулировке собственной тематики обсуждений и дискуссий. Новый формат обучения интересен тем, что позволяет развивать сообщество лидеров образования Купаловского университета, способных эффективно решать образовательные задачи в условиях быстрых изменений внешней среды. Два сезона проекта стали временем, когда был запущен непрерывный цикл обучения, апробирована система адаптивности под потребности преподавателей, сформирован пул преподавателей, готовых делиться опытом инновационного преподавания и обучения, в целом – созданы условия для заинтересованного общения преподавателей, поиска актуальных, динамичных и эффективных форм и методов учебной работы.

Для аккумуляции и популяризации инновационных методик преподавания и обучения в университете служит электронный научно-методический журнал «Университет образовательных инноваций». Информационно-коммуникативное пространство журнала, состоящее из трех основных рубрик («Педагогическая мастерская», «Студенческий взгляд» и «Образовательные проекты»), предоставляет возможность диалога по вопросам использования инновационных образовательных технологий и обмена опытом ученых, педагогов-практиков и студентов по широкому спектру актуальных тем и дискуссионных вопросов. Это позволяет активно внедрять инновационный опыт в образовательный процесс университета, видеть обратную связь, презентовать результаты. За 3 последних года в 6 номерах журнала опубликованы результаты педагогической инновационной деятельности более 100 преподавателей, магистрантов, студентов ГрГУ имени Янки Купалы, БГУ, учителей города Гродно и Гродненской области.

Опыт последних лет свидетельствует, что инновационная образовательная среда Купаловского университета открыта для реализации локальных и масштабных творческих идей и прорывных проектов. Ее постоянное обновление и совершенствование свидетельствует о восприимчивости университета к вызовам времени, его стремлении оставаться центром инновационных решений в регионе. Наука, культура качества и инновации – это слагаемые креативного, динамично развивающегося, нацеленного на опережающее развитие университета.

Третьяков Григорий Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики:

– Проект «Открытое обучение» помог выйти за рамки собственного профессионального мировоззрения, погрузиться в богатое разнообразие педагогических технологий, применяемых коллегами.

Мороз Олеся Вячеславовна, магистр управления, старший преподаватель кафедры политологии и социологии:

– Два сезона насыщенных, полезных занятий проекта «Открытое обучение» позволили структурировать преподавательскую деятельность, взглянуть по-другому на многие элементы обучения, адаптировать нововведения на практике. Это была возможность действительно открытого обучения, обмена опытом и яркими идеями.

Зданович Елена Францевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин:

– Участие в образовательной программе «Университет образовательных инноваций: цифровая дидактика и оценивание результатов обучения» еще раз убедило, что будущее – за переплетением цифровой и традиционной дидактики.

Чигрина Анастасия Игоревна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой международного бизнеса и маркетинга:

– Участие в проекте «Открытое обучение» – это общение с коллегами и обмен опытом, что  очень ценно для каждого, кто желает расти и развиваться. Мы делились успешными практиками и находили взаимную поддержку. Это помогло по-новому взглянуть на свою профессию и стало стимулом для личностного роста.

Просвирнина Ирина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры системного программирования и компьютерной безопасности

– Я не сторонница перехода на цифру без анализа всех плюсов и минусов такой трансформации. Погружение в цифровую дидактику помогло мне экстраполировать опыт преподавателей ГрГУ имени Янки Купалы на читаемые мной курсы и приступить к разработке цифрового учебно-методического модуля по дисциплине «Математические основы интеллектуальных систем» для специальности «Искусственный интеллект».

Олег КОЛЯГО, заведующий лабораторией образовательных инноваций.

Фото из архива лаборатории

Поделиться

Вам может также понравиться...