Прочный фундамент купаловской науки

В этом году Гродненский государственный университет имени Янки Купалы отметит 85-летие со дня своего основания. Продолжаем нашу рубрику «Человек ГрГУ» и в преддверии юбилея о преемственности купаловской науки мы поговорили с ведущим научным сотрудником отдела организационно-методического сопровождения научной и инновационной деятельности Михаилом Игнатовским.

– Михаил Иванович, на Ваш взгляд, 85 лет для университетской науки – это много или мало? Что стоит за этим возрастом?

– 85 лет – это значительный этап жизни университета, коллектива ученых-преподавателей и обучающихся. За эти годы наш университет прошел путь от студенческого научного общества из 2-х секции общей и теоретической физики и первых 25 тысяч книг в научной библиотеке до сложного организма тринадцати факультетов, охватывающих полный спектр естественнонаучных, инженерно-технических и социально-гуманитарных знаний на всех ступенях высшего и последипломного образования, студенческой науки и науки высоких достижений.

 – Расскажите, пожалуйста, как осуществляется в университете выбор направления научных исследований?

 – В научный процесс вовлечены все подразделения университета: кафедра, факультет, научно-исследовательская часть и научно-технический совет. Они постоянно находятся в процессе выбора: какому направлению в науке следовать. Что будет актуально, своевременно, по силам, что проистекает из прошлого опыта и создаст фундамент будущего, что будет необходимо нам, студентам, окружающим и нашей стране. Осуществляется непрерывный анализ выполняемых научных исследований, научных методов и научных результатов на заседаниях кафедр, во время научных семинаров на факультетах, в ходе обсуждения промежуточных и заключительных отчетов в научно-исследовательской части, при чтении и обсуждении научных докладов на заседаниях научно-технического совета, на научных конференциях в университете и в научных организациях, в стране и мире. Научная экспертиза помогает дать оценку результатам и выработать направления будущих исследований, исходя из полученного опыта. От определения точки приложения усилий научных коллективов зависит будущий успех.

 – Расскажите, пожалуйста, про старейшие научные школы университета, которые дали импульс современной науке?

– Одна из таких – фундаментальная школа математики, возникшая в нашем университете в начале 60-х годов прошлого века, когда доцент кафедры высшей математики Яков Иосифович Ривкинд разрабатывал «Функционалы теории приближений» и «Приложение теории структур к функциям множеств и динамическим системам». Школа знала много крупных ученых. Степан Андреевич Минюк, Иван Платонович Мартынов, Михаил Алексеевич Маталыцкий, Евгений Алексеевич Ровба и другие – славная когорта математиков, проторившая научный путь для современных и будущих поколений. Также действующая математическая школа университета способствовала успешному развитию факультета экономики и управления, через внедрение прикладных аспектов математики в научную и учебную деятельность кафедры математического и информационного обеспечения экономических систем.

– Какой вклад делают купаловские ученые в развитие мировой науки?

– Наукометрика при всех её недостатках, связанных с сопоставлением несравнимых явлений и невозможностью установить весовые коэффициенты измеряемых параметров, всё-таки делает возможным установление непреложных фактов. Так, наукометрика SCOPUS свидетельствует, что научные результаты, опубликованные пятеркой наших лидеров – Ильей Борисовичем Заводником, Дмитрием Викторовичем Гузатовым, Еленой Алексеевной Лапшиной, Львом Борисовичем Заводником и Александром Александровичем Маскевичем, работающими на двух естественнонаучных факультетах университета – физико-техническом и биологии и экологии, а также факультете физической культуры, использованы более чем в 6800 научных работах учеными всего мира.

– А на каком научном фундаменте стоит сегодня инженерный факультет?

– Основой научной и учебной работы сначала кафедры материаловедения и ресурсосберегающих технологий, затем инженерного факультета стала научная школа Гомельского Института механики металлополимерных систем имени В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси, изучающая эффекты и влияние внутреннего трения многофазных конденсированных сред. Ее привезли в Гродно доктора технических наук Василий Александрович Струк, Владимир Георгиевич Барсуков и академик Анатолий Иванович Свиридёнок. Инженерный факультет за прошедшие десятилетия претерпевал диктуемые реальностью преобразования и в настоящее время объединяет такие научные направления, как материаловедение и ресурсосберегающие технологии, машиноведение и техническая эксплуатация автомобилей, логистика, архитектура и строительство. Сегодня ученые факультета успешно выполняют задания государственных программ всех уровней, совместные с зарубежными партнерами проекты, финансируемые на белорусской стороне Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, а также наукоёмкие разработки по заказам субъектов хозяйствования.

 – Назовите, пожалуйста, наиболее перспективные инновационные проекты, которые университет выполнит в ближайшее время?

– Университет идет в ногу со временем. Изучаются и преподаются технологии искусственного интеллекта. Разработанные учеными-преподавателями кафедры системного программирования и компьютерной безопасности продукты были представлены на ряде выставок ТИБО-2023, ТИБО-2024 и на форуме ИТ-Академграда «Искусственный интеллект в Беларуси». Планируется создание учебно-научно-исследовательского центра «Искусственного интеллекта и Компьютерной безопасности», который будет сосредоточен на разработке и применении инновационных ИИ-технологий для решения актуальных проблем региона, включая повышение эффективности технологий в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и управлении городским хозяйством. На инженерном факультете внедряется преподавание технологий эксплуатации современного электротранспорта.

– Какое будущее у Купаловской науки?

– Будущее науки в университете нельзя предугадать – это будущее всей мировой науки. Мы можем быть уверены в сохранении основ, но те перемены, которые принесут сделанные недавно фундаментальные открытия и уже внедряемые технологии, могут внести революционные перемены во всё – ход и направление исследовательских работ, требования, предъявляемые к будущим специалистам, обучающимся в университете. Реализовать эти изменения смогут только ученые, молодые и зрелые, связи между которыми и составляют сущность научных и научно-педагогических школ, столь заботливо поддерживаемых в нашем университете.

Беседовала Татьяна СУШКО

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА ВИКТОРА ТАРАНТЕЯ

Впервые в истории Купаловского университета за 2023-2024 учебный год научным семинаром «Актуальные проблемы педагогики и образования» педагогического факультета рекомендованы к защите 6 кандидатских диссертаций сотрудников и выпускников аспирантуры.

Достижения были получены благодаря эффективной работе членов научно-педагогической школы «Профессиональное становление педагога в условиях непрерывного педагогического образования» под руководством члена-корреспондента Белорусской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника образования Республики Беларусь, кавалера ордена Франциска Скорины Виктора Петровича Тарантея.

По словам профессора, успехи научно-педагогической школы обусловлены тем, что руководителю удалось объединить практически всех педагогов ГрГУ имени Янки Купалы для работы над актуальной научной темой «Подготовка учителя в условиях непрерывного педагогического образования». Данная тема включает три этапа становления педагога: довузовский, вузовский и послевузовский, что дало возможность Виктору Тарантею, его коллегам и ученикам обеспечить развитие 18 специальностей и направлений подготовки специалистов на педагогическом факультете. Кафедра педагогики и социальной работы на протяжении более 30 лет осуществляет подготовку магистрантов и научных работников высшей квалификации по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. За время функционирования магистратуры было подготовлено 565 магистров педагогических наук. Под непосредственным научным руководством профессора Тарантея были подготовлены 4 кандидата наук и успешно защищены 9 кандидатских диссертаций. Кроме того, Виктор Тарантей является научным руководителем докторских диссертаций граждан Казахстана (результат совместной работы – 6 докторов PhD).

За период существования научно-педагогической школы «Профессиональное становление педагога в условиях непрерывного педагогического образования» опубликовано около 75 монографий, крупных научно-педагогических пособий, более 2000 статей в различных научных изданиях, около 5000 статей и тезисов в сборниках международных и региональных конференциях, в энциклопедических изданиях.

В 2024 году планируется набор в аспирантуру университета по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования под научным руководством членов научно-педагогической школы Виктора Тарантея.

Соб. инф.

Поделиться

Вам может также понравиться...