Владимир Егорычев: «Незнание истории не освобождает от ответственности»

В январе исполнилось 75 лет доценту кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Владимиру Егорычеву. Он посвятил почти полвека изучению исторической науки в стенах Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. О своем пути в науку он рассказал в интервью нашей газете.

– Расскажите немного о себе. Кем были Ваши родители? Что значило в Вашей семье образование? Что предопределило Ваш выбор профессионального пути?

– Родился я в семье учителей-фронтовиков. Отец был директором семилетней школы в деревне Мильковщина, мама – учителем математики. В нашей деревне была хорошая сельская библиотека. Я так увлекся чтением книг, что к пяти годам уже хорошо читал и писал. Родители не стали медлить и отдали меня в школу. Сильное влияние оказали на формирование моего мировоззрения исторический роман В. Яна «К последнему морю» о победоносном шествии монголо-татарских племен по обитаемым землям, «Четыре урока у Ленина» М. Шагиняна, «Движение декабристов» М. Нечкина и другие. Мне хотелось узнать как можно больше о прошлом. Так и появилось желание связать свою жизнь с  историей. Родители не хотели такого будущего для сына. Считали, лучше быть агрономом или председателем колхоза.

– Как же Вы осмелились пойти наперекор ожиданиям родителей?

– Мне было очень непросто. Но, видимо, мой нордический характер уже тогда взял свое: на уступки не шел, сейчас понимаю, что иначе быть историком и нельзя. После окончания семилетки взял свой рюкзак и уехал в Гродно к родной тете. Там и поступил в 8-й класс СШ № 15. Именно в этой школе мне повезло встретиться с прекрасными учителями истории, которые обучили работать с картой, текстом, привили умение читать и анализировать материал. И я твердо решил поступать на исторический факультет Гродненского государственного пединститута. Тогда поступить на истфак в институт было почти невозможно: конкурс в 1965 году был 11 человек на место. Поступали в основном дети городских высокопоставленных чиновников. Но мой уровень знаний не подвел, и я стал студентом. Потом, конечно же, родители и вся деревня радовались за меня.

– Каким было Ваше студенчество? Можете ли выделить особенности в подготовке, которые помогли Вам во взрослой жизни?

– Во время учебы в институте я начал собирать личную библиотеку. Книга тогда была доступной по цене даже для студента: стоила как два бокала пива. Постепенно я купил все тома собрания сочинений Ленина. Помню, как многие смеялись надо мной. Кроме постоянного обучения, я пел, играл в волейбол, был капитаном сборной юношеской команды. Мы ездили выступать в город Ижевск, Удмурдию, Татарстан. Также был командиром стройотряда: строили хлебокомбинат в Белостоке. Всё это здорово развило меня и очень помогло в жизни.

– Как сложилась Ваша жизнь после учебы?

– В 1969 году закончил Гродненский пединститут имени Янки Купалы по специальности «История и обществоведение» и уехал по распределению работать учителем истории в Щучин. Я работал и был доволен тем, что вернулся на родину. Однако это продолжалось недолго. Ректор Гродненского государственного университета Александр Бодаков в то время находил талантливых людей на всем огромном пространстве СССР и привлекал их к преподавательской и научно-исследовательской деятельности, обеспечивая не только работой, но и жильем. Его предложение вдохновило меня, и я поступил в аспирантуру.

Владимир Евгеньевич принимает экзамен на факультете математики, начало 80-ых гг.

– Кто был Вашим научным руководителем и какой след он оставил в Вашей жизни?

– С 1971 по 1974 год я обучался в аспирантуре Гродненского пединститута имени Янки Купалы под руководством профессора, доктора исторических наук Бориса Марковича Фиха. Надо сказать, что с руководителем мне повезло. Это был необыкновенный человек – участник Великой Отечественной войны, переводчик, старший помощник начальника разведштаба корпуса, имел множество наград. Его научные работы были посвящены истории сельского хозяйства, крестьянству Беларуси в 1917–1920 гг., революционному движению в Гродненской губернии в 1905–1907 гг., методике преподавания истории, использованию краеведческого материала. Взаимодействие с ним меня очень сильно взрастило. Я увидел пример ученого-историка, преподавателя, общественного деятеля, его отношение к людям, студентам, науке, жизни.

– Какой теме была посвящена Ваша диссертация?

– Подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Осуществление продовольственной политики Советской власти в Беларуси 1917 – 1920 гг.)». Защита диссертации состоялась в ноябре 1980 года в Институте истории АН БССР. Одновременно с преподавательской и научной деятельностью занялся писательской. Считаю, что историк должен заниматься популяризацией своих взглядов. Не нужно бояться и уходить от актуальных острых вопросов общественности.

Вручение В.А. Егорычеву литературной премии в области публицистики, г. Хойники

– Легко ли быть отечественным историком?

– Отечественным историком быть нелегко. Но отечественная история – основа. Надо понимать, что перед нами, историками, лежит бремя ответственности перед народом. Именно мы должны помочь людям ответить на главные вопросы: кто мы? откуда мы? какие наши корни? Ведь в ответах на эти вопросы кроется смысл жизни. Не так важно количество прожитых лет, сколько их качество. Самое главное – как ты проживешь эту жизнь, для чего ты живешь, в чем смысл твоего существования, какое место ты занимаешь на земле? Каждому человеку важно оставить после себя добрую память. Будет здоровая история – будет преемственность поколений. Истинный критерий истории – практика. История – наставница жизни, то есть от того, какой будет фундаментальная историческая наука, зависит то, какими будут учебники, учителя, и какой будет жизнь.

– Как связаны историческая наука и история Вашей собственной жизни? Для Вас это одно и то же или они существуют порознь?

– Для меня наука и жизнь – одно и то же. Истории я посвятил свою жизнь. Мой распорядок дня – железный, армейский. В 6 утра постель меня уже не держит. Съев горсть грецких орехов, я сажусь за письменный стол в своем рабочем кабинете, и то, что вчера не дописал, на свежую голову дописываю. Затем изучаю новости, ведь сегодняшние новости завтра станут историей. Это нужно знать и анализировать. Мне обязательно ежедневно нужно с кем-то обсудить свежие события, узнать точку зрения собеседника и поделиться своей. Людей иногда нужно будоражить, нельзя быть равнодушными, безразличие нас погубит. 

– Что значит для Вас счастье? Счастливы ли Вы?

– Счастье – когда тебя хвалят, благодарят, а ты еще живой. Когда я слышу слова благодарности от моих студентов, читателей – вырастают крылья за спиной. Заниматься любимым делом – это тоже счастье. Счастье – когда к тебе уважительно относится собеседник, имеющий противоположную точку зрения по той или иной проблеме. 

– С каким настроением встречаете новый год своей жизни?

– С боевым! Я еще собираюсь пожить, и уже набросал злободневные темы. Выходит в печать подготовленная книга «Время выбрало нас». В этой книге – ответ клеветникам по проблемам советского периода истории. Большая часть материала – история Беларуси.  Кризис, с которым столкнулась Беларусь сегодня, – в первую очередь духовный кризис людей. Об этом я пишу в других своих книгах, потому что хочу, чтобы люди задумались над приоритетами, которые должны возобладать в современных условиях. Ну и, надо сказать, что отечественная история всё еще полна загадок и неясностей – надо анализировать происходящие события не потом, а сейчас.

Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива Владимира ЕГОРЫЧЕВА

Поделиться

Вам может также понравиться...