Покорение академических высот
Ежегодно в нашей стране проводится конкурс среди диссертаций. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь подвела итоги конкурса на лучшую докторскую и кандидатскую диссертации за 2023 год. В их числе – и ученые ГрГУ имени Янки Купалы. Мы поговорили о диссертациях с двумя победителями: профессором кафедры музыкального искусства ГрГУ имени Янки Купалы Инессой Двужильной и кандидатом философских наук Ольгой Буденис.
Победителем ежегодного конкурса на лучшую докторскую диссертацию с вручением диплома лауреата в номинации «гуманитарные науки» признана профессор кафедры музыкального искусства ГрГУ имени Янки Купалы Инесса Двужильная. Доктор искусствоведческих наук подготовила диссертацию «Тема Холокоста в академической музыке Беларуси, Украины, России».
– Инесса Фёдоровна, скажите, пожалуйста, о чем Ваше исследование?
– Моя диссертация открывает в музыковедении новую фундаментальную область знаний о художественном осмыслении Холокоста в академической музыке Беларуси, Украины, России. Исследование темы продолжалось в течение 18 лет через погружение в историю Холокоста (изучение опубликованных и архивных материалов, стажировки в образовательных центрах Холокоста и музеях России, Израиля, Украины, Германии, Франции, Польши, Литвы, Латвии), через выявление музыкальных произведений и встречи с композиторами, родственниками, как результат – введение аналитических материалов в научный контекст.
– К каким выводам Вы пришли в работе?
– Холокост нанес урон представлениям образованной личности о нравственности, продемонстрировав не имеющее аналогов в истории мира моральное падение человека. На протяжении послевоенных десятилетий в кинематографе, произведениях литературы и искусства утверждается право на память о Холокосте.
– Кто являлся Вашим научным консультантом?
– Моим научным консультантом был Генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Дулова.
– Каким видите свое будущее? Будете ли продолжать исследование в этой области?
– Логическим продолжением докторской диссертации станет монография «Место памяти – Хатынь», работу над которой я начала. Надеюсь, что она откроет для нас много интересных произведений искусства, литературы, свое видение проблемы. Безусловно, очень остро стоят вопросы финансирования издания.
– Победа в конкурсе как-то повлияла на Вас?
– Вряд ли после этого события что-то кардинально изменится в моей профессиональной деятельности, хотя продолжающаяся более 35 лет педагогическая работа откровенно несколько утомила. Возможно, мои знания и навыки работы над научным исследованием будут полезны в высшем учебном заведении, которое станет основным местом работы. А сейчас основным местом моей работы является Гродненский государственный музыкальный колледж, где я обучаю учащихся-музыковедов. В двух университетах под моим руководством пишутся 2 кандидатские диссертации и 8 магистерских. К сожалению, в Республике Беларусь не так много возможностей трудоустройства по моей специальности «музыковедение», тем более в Гродно.
Победителем на лучшую кандидатскую диссертацию с вручением диплома лауреата в номинации «гуманитарные науки» стала заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета ГрГУ имени Янки Купалы Ольга Буденис. Кандидат философских наук представила диссертацию «Билингвизм как фактор социокультурной динамики белорусского общества».
– Чем Вас заинтересовала тематика, которую выбрали для своей диссертации?
– В современном обществе модно изучать иностранные языки. Широко распространено мнение, что знание иностранного языка благоприятно влияет на личность, поскольку способствует расширению ее кругозора и обогащению внутреннего мира посредством приобщения к иноязычной культуре. Логично было предположить, что использование двух языков в одном обществе в некоторой степени оказывает влияние и на формирование этого общества, однако в доступной на тот момент научной литературе данная функция билингвизма описана не была.
– Что конкретно Вы изучали к каким выводам пришли?
– В ходе исследования я детально изучила языковые картины официально двуязычных государств (страны Магрибского союза, Индия, Канада, Финляндия, Ирландия) и пришла к выводу о правильности своей гипотезы. В определенных исторических условиях билингвизм оказывает значительное влияние на становление и развитие общества – не только сводит к минимуму языковые барьеры в общении людей разных национальностей, но и содействует их духовному сближению и мирному сосуществованию на одной территории, выступая гарантом национальной целостности страны. С другой стороны, двуязычие может выступать символом жестокого национализма и противостояния, служить источником деструктивной силы, способствующей разжиганию сепаратистских настроений, поддерживать социальное разделение, усугублять классовое неравенство, а также содействовать упадку национального языка и вырождению этнической культуры. Философское осмысление опыта билингвальных стран позволило разработать определенные меры, применение которых будет содействовать становлению сбалансированного двуязычия в Республике Беларусь, что, безусловно, благоприятно скажется на развитии белорусского общества.
– Были ли в ходе исследования моменты озарений? И наоборот, поворотов, которые никуда не привели?
– Думаю, в любом исследовании бывают периоды активной и плодотворной работы и спады, когда у тебя больше вопросов, чем ответов. Но когда ты изучаешь тему, которая тебе близка и интересна, работа над диссертацией не отпускает. Можно заниматься абсолютно иными делами, а где-то в укромном уголке мозга вдруг «сложился пазл» и появилась та мысль, которой не хватало. В таких случаях нужно при себе всегда иметь блокнот и ручку. У меня такое бывало часто. Отмечу также, что поскольку у научного руководителя было четкое понимание того, какой должна быть работа, и был составлен грамотный план, у нас не было тупиков. Следовали поставленной цели.
– Кто является Вашим научным руководителем?
– Мой научный руководитель – Олег Александрович Романов, человек беззаветной преданности науке, организованный и трудолюбивый, и работа с ним – это еще одна очень важная школа, не только научная, но и жизненная, человеческая. Совместная работа была источником новых идей, интересных находок в период написания диссертации. Я благодарна Олегу Александровичу за помощь, поддержку, терпение, веру в меня.
– Какие советы можете дать тем, кто пишет диссертацию?
– Прежде всего, посоветую никогда не опускать руки. Если что-то не получается, всегда есть возможность попробовать второй раз. Также посоветую тщательно выбирать тему исследования – то, к чему лежит душа, всегда делается легко и с удовольствием. Когда приходит успех? Когда мы занимается интересным для себя делом.
– Как победа в конкурсе может помочь Вашей профессиональной деятельности?
– Победу в конкурсе рассматриваю как результат сложившейся системы работы в период написания диссертации. Постоянный поиск и творческий подход к работе присутствует и в ежедневной работе со студентами в аудитории, и в решении своих научных вопросов. Конечно, победа мотивирует меня к новым целям, научным и учебным, и их достижениям. Чувствую себя окрыленной и готовой творить дальше.
Беседовала Татьяна СУШКО.
Фото из личного архива Инессы ДВУЖИЛЬНОЙ и Ольги БУДЕНИС