Анастасия Сакович: «Профессия педагога пришла вместе с развитием меня как учёного»

На образовательном поприще Купаловского университета трудятся сотни преподавателей: кто-то посвятил ему всю свою жизнь, а кто-то недавно начал свой профессиональный путь. Кандидат биологических наук, доцент кафедры системной биологии Анастасия Александровна Сакович как раз из их числа. В 2011 году она окончила факультет биологии и экологии и осталась работать в университете, а спустя четыре года стала преподавателем. Накануне профессионального праздника мы поговорили с ней о работе молодого ученого и педагога.

– Анастасия Александровна, расскажите, пожалуйста, какой студенткой Вы были?

– Признаться, в годы учебы я была довольно смелой, находилась в активном поиске себя. Мне нравилось учиться. Биофак выбран был не случайно. С детства приносила домой огромное количество комнатных растений. Высаживала их, пересаживала, пыталась придавать форму. Знаний в этой области не было, действовала интуитивно. Комнатное цветоводство интересует меня до сих пор.

– Как получилось, что Вы стали педагогом?

– Профессия педагога пришла вместе с развитием меня как ученого. Судьбоносным стало лето 2008 года. Во время учебной полевой практики выбрала научное направление – бриологию (наука о мхах). Помогли определиться руководители практики – доктор биологических наук Олег Викторович Созинов и кандидат биологических наук Ольга Викторовна Янчуревич. А научным руководителем стал белорусский ученый, эволюционист, практикующий бриолог, доктор биологических наук Геннадий Феодосьевич Рыковский, который работал в Институте экспериментальной ботаники НАН Беларуси. Под его руководством начала заниматься увлекательной темой «Бриофлора фортификационных сооружений Гродненской крепости». Она легла в основу моей кандидатской диссертации. Геннадий Феодосьевич передал мне свою любовь и трепет к этой удивительной группе растений, с которой работал более 50 лет. Также у меня были прекрасные педагоги в нашей Alma mater, у которых всё время черпаю педагогический и научный опыт. Низкий поклон им за это! – Расскажите о своем первом дне в университете в статусе преподавателя. – Мой первый день в статусе преподавателя был во время летней полевой практики. Кстати, тогда я еще только заканчивала 5 курс. Признаться, было очень страшно. Старательно готовилась, проштудировала множество литературы, информация из которой именно тогда не понадобилась, а пригодился как раз опыт полевых исследований.

– Вы лояльный или строгий преподаватель?

– Я довольно требовательный преподаватель. Однако могу помочь, если вижу, что студент сам старается.

– Какие свои личные качества Вы считаете особенно полезными в работе со студентами?

– Думаю, особенно полезны такие качества, как честность, педагогическая справедливость, творческое мышление.

 – Какие предметы Вы ведете у студентов?

– Преподаю в основном ботанические предметы: ботанику, цветоводство, физиологию растений.

– Вы готовитесь перед парами?

– Конечно! Часто бывает такая ситуация, что подготовишь материал, а студенты не понимают – приходится совершенствовать, проявлять творчество и преподносить информацию с другой позиции: так, чтобы студентам было доступно и понятно.

– Какие методы Вы используете при обучении?

– В педагогической практике использую различные методы обучения. Так как преподаю естественные дисциплины, то без изучения непосредственного объекта в живой природе или эксперимента не обойтись. Люблю активные методы обучения, например, экскурсии. Это прекрасное время, когда ты можешь погрузиться в природу. Внедряю в учебный процесс достаточно много экскурсий. Вижу отдачу от студентов и понимаю, что это важно. Экскурсия позволяет реализовать принцип наглядности, обучающийся приобретает навык и личный опыт, что очень ценно.

– Как Вы повышаете интерес и мотивацию студентов для активного изучения Вашего предмета?

– Именно экскурсия и повышает мотивацию к обучению, так как такой метод обучения является интересным и значимым событием, запоминающимся и однозначно активизирующим интерес к изучению объекта. Помимо того, являюсь руководителем студенческого научного кружка «Фитотехнологии», в рамках которого работаем со студентами в двух направлениях – декоративноприкладном (фитодизайн), а также в научно-исследовательском.

– Как Вы пришли к созданию научно-популярной экскурсии?

– Во время подготовки кандидатской диссертации. Исследования были достаточно обширными – основные укрепрайоны Беларуси. Результаты были важны не только для узкой бриологической науки, но и для Беларуси в целом. Хотелось рассказывать о них как можно чаще и как можно интереснее. Рассказывать о том, что мхи – это важнейшие компоненты живой природы, – задача, надо признать, достаточно сложная. Особенно, когда у тебя узкое направление исследований и специалистов в этой области крайне мало. Но здесь мне пришли на помощь фортификационные сооружения времен Первой и Второй мировых войн. Именно работа с мохообразными на таких субстратах позволила сформировать концепцию работы. Так и зародилась идея экскурсии как метод работы со студентами и как способ популяризировать науку. Фортификации – это историко-культурные объекты, о которых знают далеко не все. Так что у нас есть шанс прикоснуться к истории белорусского народа, истории создания портландцемента, истории военных событий, которые повлияли на биоразнообразие нашей страны.

Педагогическая деятельность в университете – отличный шанс для тех, кто хочет развиваться в научном плане. Где, как не в высшем учебном заведении, можно получить поддержку опытных специалистов, глубокие знания в выбранной сфере, а также необходимую базу для научных исследований. Работа со студентами помогает улучшить коммуникативные навыки и устраняет страх выступлений на публике. К тому же молодому специалисту легко найти подход к студентам, ведь недавно он и сам вышел со студенческой скамьи.

Беседовала Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива героя

Поделиться

Вам может также понравиться...