Геннадий Гачко: «Купаловский университет согревает меня полвека»
Декан физико-технического факультета Купаловского университета Геннадий Гачко в преддверии своего 70-летнего юбилея рассказал о профессиональном пути, поделился воспоминаниями студенческих лет, а также выделил основные вехи в развитии физико-технического образования в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, где он учился и работает 54 года.
– Геннадий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, про Ваш профессиональный путь. В каких должностях Вы работали в ГрГУ имени Янки Купалы?
– После службы в рядах Советской Армии 11 октября 1975 года меня приняли в научно-исследовательский сектор Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы, где я работал в различных должностях – от инженера до старшего научного сотрудника. После защиты кандидатской диссертации в августе 1982 года был зачислен в штат кафедры общей физики на должность старшего преподавателя. Затем работал доцентом и заведующим кафедрой общей и теоретической физики. В апреле 1994 года был назначен на должность декана только что созданного тогда физико-технического факультета. С октября 2005 года работал директором Института последипломного образования, а после реорганизации института – деканом факультета непрерывного образования. В феврале 2017 года был назначен на должность проректора по учебной работе университета, а с января 2021 года вернулся на родной факультет.
– Вспомните, пожалуйста, каким был Купаловский университет, когда Вы стали его студентом.
– В пору моего студенчества Гродненский государственный педагогический институт был лучшим педагогическим институтом Белорусской ССР. В нем успешно реализовывались и развивались образовательные программы и научные исследования в области математики, физики, биологии, химии, истории, филологии, педагогики. Студенческая жизнь была насыщена различными видами деятельности. К слову, среди обязательных каждый семестр был зачет по работе в кружках, что обязывало нас участвовать в художественной самодеятельности. Вместо посещения традиционных занятий по физической культуре мы тренировались в спортивных секциях. Летом большинство парней трудились в студенческих строительных отрядах, а девушки – вожатыми в пионерских лагерях.
– Каким был физтех во время Вашего студенчества и как он менялся на протяжении лет? Отметьте самые важные, на Ваш взгляд, моменты.
– Физико-технический факультет является преемником факультета физики и математики, с которого на территории Западной Белоруссии в октябре 1944 года началась история становления и развития высшего физико-математического образования. Позже наш факультет был переименован в физико-математический. Развитие научных исследований в области дифференциальных уравнений, молекулярной спектроскопии, радиофизики и лазерной физики, открытие в Гродно «Завода автомагнитол», а в Лиде завода «Оптик» привело к созданию в 1976 году на базе физико-математического факультета математического и физического факультетов. Открытие в мае 1978 года на базе педагогического института университета дало новый импульс в развитии физического факультета. Был значительно укреплен преподавательский состав, открыты новые кафедры, созданы современные научные лаборатории. В результате в 1989 году из физического факультета был выделен инженерный факультет. Распад Советского Союза негативно отразился на обеспечении промышленных предприятий Гродненской области специалистами инженерного профиля. Напомним, что в Гродненской области никогда не было технического высшего учебного заведения, а об открытии в начале 90-х годов прошлого столетия технического института никто даже и не мечтал. В результате в апреле 1994 года на базе физического и инженерного факультетов был создан физико-технический факультет, перед которым стояла очень сложная, но в то же время очень актуальная задача – обеспечить реальный сектор экономики Гродненской области инженерно-техническими кадрами по широкой номенклатуре специальностей.
– Что, по Вашему мнению, всегда отличало физтех Купаловского университета от других факультетов нашего университета и / или физико-технических факультетов других университетов?
– В Республике Беларусь наш физико-технический факультет – единственный. В университетах стран СНГ существуют физико-технические факультеты и институты, в основе образовательной деятельности которых, как и у нас, лежит фундаментальная математическая, естественнонаучная и общетехническая подготовка. Наш физико-технический факультет отличается высоким уровнем фундаментальных научных исследований. В образовательной деятельности – это поиск инновационных методов реализации образовательных программ. Начиная с 1994 года, мы предложили и успешно освоили совместную с техническими университетами России и Беларуси подготовку специалистов с высшим образованием, подготовку инженеров в сокращенные сроки на базе среднего специального образования. На базе физико-технического факультета был создан инженерно-физический факультет, из которого выделился факультет строительства и транспорта – предшественник нынешнего инженерного факультета.
– Расскажите, пожалуйста, как развивалась наука на физтехе? Какие открытия были наиболее существенными?
– До 1974 года на факультете существовала научная лаборатория кристаллографии, которую возглавлял единственный доктор наук. С 1974 года началось целенаправленное развитие научных исследований в области молекулярной спектроскопии и радиационного материаловедения. Тогда же началось выполнение хоздоговорных исследований, доходы от которых способствовали развитию кадрового потенциала и материально-технической базы факультета. Открытие университета в 1978 году позволило существенно расширить тематику и объем научных исследований, в том числе хоздоговорных, в области лазерной физики, когерентной оптики и голографии. В настоящее время на физико-техническом факультете успешно развиваются две признанные научным сообществом в Республике Беларусь и за рубежом научно-педагогические школы «Молекулярной спектроскопии и нанофотоники» и «Лазерной физики и когерентной оптики». На четырех кафедрах на постоянной основе и на условиях внутреннего совместительства работают 50 преподавателей, среди которых – 7 докторов и 28 кандидатов наук. Сотрудниками факультета подготовлено и защищено 12 докторских диссертаций, а кафедры и ученые факультета постоянно лидируют в области научной деятельности в университете.
– С какими основными проблемами и вызовами Вам приходится сталкиваться сегодня на должности декана и какие задачи перед коллективом факультета стоят?
– Ключевая проблема факультета – высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава. Отсюда вытекают весьма скромные достижения в выставочной и хоздоговорной деятельности, экспорте наукоемкой продукции и образовательных услуг. Основные пути решения – развитие студенческой науки, открытие аспирантуры по техническим специальностям, создание условий для прототипирования разрабатываемых устройств. Основная оперативная задача 2024 года – ввод в эксплуатацию нового учебно-лабораторного корпуса факультета, что создаст объективные предпосылки для дальнейшего развития факультета.
– Что значит для Вас Купаловский университет и в частности – физико-технический факультет?
– Купаловский университет – это мой родной дом. Он согревает меня на протяжении 54-х лет. В разные годы наш университет закончили мои отец, брат и сестра, а также супруга, сын и дочь, зять и невестка, внучка. Альма-матер – это мои однокурсники и надежные друзья, коллеги и студенты. А в целом – это вся моя жизнь.
– Нравится ли Вам работать со студентами? Студент Вашего времени и современный студент: в чем сходство и разница?
– Студенты нашего времени и нынешние студенты очень похожи по главному признаку – они молоды. Нынешние студенты более образованы в широком смысле этого слова, но менее приспособлены к самостоятельной жизни. С удовольствием читаю лекции в студенческой аудитории, но не очень люблю принимать экзамены – надо бы придумать что-либо вместо них (улыбается).
– Какие качества Вы цените в студентах?
– Активный образ жизни, стремление качественно освоить будущую профессию и найти свое достойное место в этой профессии. Но на первом месте – порядочность.
– Какие качества цените в коллегах?
– В коллегах ценю порядочность, профессионализм и стремление к саморазвитию.
– Как Вы проводите свое свободное время?
– В настоящее время занимаюсь подготовкой к изданию электронного адаптивного курса лекций по электричеству. Обязательно ежедневно смотрю вечерние новости по телевизору и в интернете. На журнальном столике – всегда свежий альбом с кроссвордами.
Любовь к своему делу и к Купаловскому университету передалась дочери Геннадия Алексеевича. Сегодня она также с энтузиазмом трудится в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы.
Ольга Геннадьевна Митрофанова, декан факультета психологии ГрГУ имени Янки Купалы, рассказала, что при выборе профессии и учебного заведения определяющими стали советы отца, который не просто учил на словах, но личным примером демонстрировал отношение к своей деятельности и месту работы.
– Я выросла в семье педагогов. Мои родители окончили Купаловский университет, имеют большой педагогический стаж. Более того, мой дедушка – Алексей Дмитриевич Гачко, дядя – Валериан Алексеевич Гачко, тетя – Елена Алексеевна Сенкевич – тоже купаловцы. Они учились на физико-математическом факультете по специальности «Математика». Их профессиональный пример, любовь к педагогической деятельности, к своим ученикам всегда вдохновляли. В детстве родители иногда брали меня с собой на работу – в главный корпус университета. Меня завораживала атмосфера, которая царила в его стенах: длинные коридоры, аудитории с высокими потолками, уровень культуры преподавателей, любознательные студенты. Поэтому мой выбор профессионального пути был очевиден.
Отношение к работе и людям стало примером для коллег Геннадия Алексеевича, которые поделились своими впечатлениями от совместной деятельности с юбиляром.
Доцент кафедры теоретической физики и теплотехники Александр Никитин:
– Знаю Геннадия Алексеевича вот уже 40 лет. Хорошо помню его молодым преподавателем, деканом, проректором. Всегда спокойный, рассудительный и корректный. Многое сделано за эти годы: открыты новые факультеты, кафедры, специальности. Эта трудная работа, растянутая во времени, требовала упорства, знаний, квалификации и здоровья. Я помню декана на воротах преподавательской футбольной команды, которого студенты беспощадно «расстреливали» мячами, тот же декан великолепно пел на традиционных физтеховских праздниках. С такими людьми комфортно работать, общаться и дружить. Геннадий Алексеевич, желаю Вам здоровья и сил для реализации всего задуманного в жизни и работе! Время еще есть!
Заместитель декана по научной работе Ольга Жарнова:
– От души благодарю Вас за прекрасную работу, за ответственность в любой сложной задаче. Спасибо за преданность делу и честный труд. Желаю, чтобы и дальше Вы работали с энтузиазмом, пусть каждый день приносит успех и радость. Приятно осознавать, что в моем окружении есть настолько отзывчивый и надежный человек. Благодарю за то, что в сложный для меня момент я чувствовала огромную поддержку с Вашей стороны.
Профессор кафедры теоретической физики и теплотехники Славамир Ануфрик:
– С Геннадием Алексеевичем знаком с 1975 года, когда пришел работать в университет. В то время он трудился в научно-исследовательском секторе и вскоре на кафедре общей физики. Всегда отличался целеустремленностью, высоким трудолюбием, энтузиазмом, коммуникабельностью, креативностью и большой увлеченностью к физике. Геннадий Алексеевич – блестящий физик-экспериментатор. Он умеет привлечь студентов к физическому эксперименту, привить им любовь к физике. Его золотые руки позволили создать много уникальных спектральных приборов, которые и сейчас используются в научных и учебных лабораториях кафедры общей физики. Один из таких приборов – электронный блок счета фотонов флуориметра. Кроме того, Геннадий Алексеевич является высококвалифицированным педагогом и талантливым учителем. Многие студенты, которых он обучал на своем примере, смогли достичь профессиональных высот, успешно подготовить и защитить кандидатские и докторские диссертации. Его организаторские способности блестяще проявились во время работы в качестве декана созданного им физико-технического факультета и проректора по учебной работе. Высокий профессионализм, педагогическое мастерство, личные человеческие качества и умение работать в коллективе являются для всех нас примером добросовестного отношения к своей работе и жизни. Желаю юбиляру успехов и крепкого здоровья на долгие годы!
Профессор кафедры общей физики Александр Маскевич:
– Еще студентом я начал посещать научную лабораторию кафедры общей физики, которая и по настоящее время называется лабораторией молекулярной спектроскопии. Молодые сотрудники лаборатории доброжелательно отнеслись ко мне. Особенно хочу отметить Геннадия Алексеевича, который показал, как нужно лудить, паять, работать с осциллографом и генератором. Уже в начале 1980-х в лаборатории определились два основных направления: собственно спектральные исследования биомолекул, которое возглавил Сергей Маскевич, и разработка и совершенствование экспериментальных систем исследований, возглавляемое Геннадием Гачко. Благодаря плодотворной и целенаправленной работе Геннадия Алексеевича и его коллег в настоящее время лаборатория располагает хорошей материальной базой. При взаимодействии с юбиляром я сразу же заметил важное качество: он быстро вникает в суть заданного вопроса, быстро осваивает новое оборудование и методы исследования. Это качество он сохраняет и по настоящее время. Поздравляю Геннадия Алексеевича с юбилеем! Желаю здоровья, творческих успехов и многих лет плодотворной работы на благо нашего университета.
Старший преподаватель кафедры общей физики Виктор Воронич:
– С Геннадием Алексеевичем мы учились в одной группе на физико-математическом факультете Гродненского пединститута с 1971 по 1974 год. Будучи студентом 1 курса он удивлял однокурсников своими способностями в математике и физике и при этом всегда откликался на наши просьбы пояснить тему или помочь в решении задачи. На каникулах мы с ним работали в двух строительных отрядах, где его трудоспособность и самодисциплина позитивно влияли на всех бойцов стройотряда. В 1980 году меня взяли в НИС университета, где опять мы с Геннадием Алексеевичем вместе работали в одном коллективе. Юбиляр настолько хорошо разбирался в электронике и оптике, что нам, его коллегам, он казался представителем цивилизации, стоящей на порядок выше нашей. При этом он всегда был готов с любым из нас обсудить возникшую проблему, исследовательскую задачу и дать дельный совет в ее решении. Несмотря на то, что Геннадий Алексеевич работал на административных должностях, он по-прежнему открытый, легкий в общении, всегда готов откликнуться на любую просьбу.
Старший преподаватель кафедры общей физики Наталья Попко:
– Я окончила физический факультет нашего университета. Одним из лучших преподавателей был для меня Геннадий Алексеевич. Именно он стал моим наставником. Своим примером отношения к работе, коллегам и студентам он вдохновляет на добросовестный педагогический труд.
Доцент кафедры общей физики Инна Мотевич:
– Говоря о Геннадии Алексеевиче, хочется сказать, что это Преподаватель с большой буквы. Его занятия проходят на одном дыхании. Геннадий Алексеевич отдает работе много сил и энергии и достоин восхищения и уважения. Я высоко ценю его терпение и понимание, а также преданность делу. Хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, душевного равновесия, счастья, бодрости и благополучия.
Заместитель декана по учебной работе Евгениюш Матук:
– С Геннадием Алексеевичем работаю не так давно, но за этот короткий промежуток времени он стал для меня тем человеком, от которого я всегда могу получить мудрый совет, поддержку, знания, помощь. Мне, как и многим сотрудникам нашего факультета, повезло работать под руководством Геннадия Алексеевича, так как у него можно много чему поучиться. Он открыт для общения, легко располагает к себе, умеет правильно организовать работу в коллективе. Его главные черты – трудолюбие, коммуникабельность, спокойствие и открытость. Хочу пожелать Геннадию Алексеевичу крепкого здоровья, нескончаемого запаса сил, неугасаемого оптимизма и долгих лет жизни.
Беседовала Татьяна СУШКО.
Фото из личного архива Геннадия ГАЧКО и архива университета