Человекосообразная миссия университета: условия и опыт реализации

Успех человека возможен тогда, когда он сполна реализует свой личностный и человеческий потенциал. Но для этого он должен его выявить и осознать. Речь идет о реализации учащимся заложенного в нем потенциала, воплощении принципа человекосообразности в образовании.

Принцип человекосообразности созвучен и новой Миссии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, принятой в 2015 году: «Выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека и университета в пространстве межкультурного диалога».

Как же одновременно обучать всех одинаково, но по-разному? Для этого необходимо дать возможность каждому обучающемуся наполнять объекты окружающего мира своим смыслом и содержанием, выстраивать свою индивидуальную траекторию при изучении общих для всех предметов и тем.

Реализация Миссии университета требует, во-первых, развития эвристических качеств личности преподавателя, способного действовать в ситуации неопределенности, когда нет заранее готовых шаблонов, во-вторых, проектирования и реализации содержания индивидуальной образовательной траектории каждого студента.

В университете на протяжении последних десяти лет системно используются такие элементы формы мобильного образования, как образовательный портал, вебинары, электронные учебники и электронные учебнометодические комплексы. Образовательный портал является, с одной стороны, единой базой данных для хранения информации по различным тематическим разделам, а с другой, – площадкой для организации дистанционного обучения студентов.

Очевидна ярко выраженная информационная функция образовательного портала. Важнейшая задача учебно-методического управления на 2016-2018 учебный год – организовать новую модель учебного процесса, в основу которой положена практика преподавания в сотрудничестве со студентами, превращения преподавателя в модератора эвристической и коммуникативной деятельности студентов, ориентированной на выявление и реализацию потенциала каждого учащегося.

В 2016 году ГрГУ имени Янки Купалы выступил учредителем Образовательного кластера, целью создания которого является подготовка и развитие специалистов с высоким уровнем гражданственности, культуры, способных создавать новые знания в сфере профессиональной деятельности, разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы и технологии. В рамках образовательного кластера проводятся мастер-классы лучших педагогов области для студентов педагогических специальностей.

С целью проектирования и реализации образовательных инноваций в учебный процесс, в соответствии с Миссией и Стратегией развития университета, перспективами и направлениями развития высшего образования Республики Беларусь в ГрГУ имени Янки Купалы создана лаборатория образовательных инноваций. Лаборатория оказывает информационную, научно-методическую поддержку преподавателям, реализующих элементы эвристического обучения. Видами деятельности сотрудников лаборатории выступают организация и проведение: диагностики образовательных результатов студентов и преподавателей, экспериментальных образовательных площадок, методических семинаров, педагогических мастер-классов по заявкам факультетов, разработка методических рекомендаций по составлению открытых заданий, структуры и содержания занятий человекосообразного типа, ориентированных на создание студентом собственного образовательного продукта.

В университете активно используются вебинары как интерактивная дистанционная форма мобильного обучения. Как и традиционные аудиторные занятия, вебинары обеспечивают возможность взаимодействия между преподавателем и студентами, а также студентами между собой. При этом данная технология позволяет проводить занятия удаленно, в интерактивном режиме, с возможностью демонстрировать и обсуждать образовательные продукты студентов. В сравнении с 2015 годом количество вебинаров, реализующих принцип человекосообразности в обучении, выросло с 15 до 655.

Новым этапом в развитии образовательных инноваций стало создание в 2016 году электронного научно-методического журнала «Университет образовательных инноваций». Журнал представляет собой коммуникативное образовательное пространство для конструктивного диалога ученых, педагогов, студентов по вопросам, связанным с реализацией принципа человекосообразности в учебном процессе, распространением опыта внедрения инновационных педагогических методов и технологий в учебный процесс. Особую дидактическую ценность представляют собой планы-сценарии проведенных занятий человекосообразного типа с рефлексиями студентов и преподавателей.

В соответствии с Концепцией практико-ориентированного образования в университете реализуется проектный метод проведения итоговой аттестации. Государственный экзамен включает практико-ориентированное, прикладное или научно-прикладное творческое задание, направленное на выявление сформированности у студента социально-личностных и профессиональных компетенций, а также творческого потенциала выпускника, его способности к принятию решений при осуществлении проектной деятельности.

Оценке способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов способствует введение в Фонд оценочных средств «открытых» вопросов и заданий, которые, с одной стороны, не имеют единого решения, а с другой, опираются на образовательный стандарт и учебную программу.

В содержание образования должен войти вопрос такой студента, как педагогическая модель его ответа, что позволит выстроить диалоговую модель системы образования, в рамках которой студент в процессе творческой самореализации создает образовательный продукт. Используя эту систему обучения, на «выходе» мы получим человека думающего, сравнивающего, компетентного, умеющего принимать нестандартные решения, умеющего создавать, самореализовываясь.

Ирина КИТУРКО, проректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы

Марина КОЛОЦЕЙ, начальник учебно-методического управления

Поделиться

Читайте также: