Студенты ГрГУ имени Янки купалы представили Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко свои научные исследования и прикладные разработки
Научные исследования и прикладные разработки студентов ГрГУ имени Янки Купалы, а также достижения и перспективы развития университета представили Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко в рамках работы пяти интерактивных площадок. Что именно рассказали студенты, читайте в нашем репортаже.
Сетевая образовательная платформа
Рядовой Евгений Галков курсант 4-го курса военного факультета рассказал об электронной системе обучения в ГрГУ имени Янки Купалы рассказал. Вниманию Главы государства была представлена «Сетевая образовательная платформа» университета, действующая с 2011 года. Образовательный портал позволяет в любое время из любой точки из любого устройства каждому студенту получить доступ к необходимым материалам для обучения. Студент может увидеть перечень дисциплин, которые изучает в текущем семестре, а также дисциплины курсов прошлых лет. Каждая дисциплина представляет собой электронный учебно-методический комплекс, содержащий теоретический и практический блоки с материалами для изучения. Это лекционные материалы и задания для практических занятий.
Образовательный портал – это удобная площадка для общения преподавателя со студентами и студентовмежду собой. На портале коммуникации обеспечивают форум и чат, которые создаются преподавателями, гдеможно обсудить учебные проблемы и получить ответы на возникающие вопросы с преподавателями и студентами. Например, в процессе обучения курсанты военного факультета активно работают с тестами, которые проверяют не только уровень подготовки, но и носят обучающий характер. Тесты позволяют учиться чётко формулировать задачи и оперативно вырабатывать решения.
Каждый преподаватель и каждый студент имеют личный кабинет, где хранится вся актуальная информация, которая формируется в автоматическом режиме на протяжении всего периода обучения. Из деканата регулярно поступает расписание занятий и информация о результатах успеваемости студента. Из бухгалтерии – сведения о начислении стипендии, премии и иных выплат. В личном кабинете отражены все достижения студента в учебной, научной, общественной, спортивной и творческой жизни.
Сетевая образовательная платформа позволяет эффективно обеспечить организацию и содержание учебной работы студента, оптимально использовать его учебное время для качественной профессиональной подготовки.
Гродненщина туристическая
Студентка факультета математики и информатики Юлия Бекиш представила проект «Электронный путеводитель по историческим объектам города Гродно», который был реализован в рамках XII Республиканского фестиваля национальных культур, который прошёл в Гродно в нынешнем году, был реализован.
Путеводитель содержит информацию о 30 исторических объектах Гродно и позволяет туристу из любойточки города попасть к выбранному объекту. К примеру, в режиме реального времени можно попасть к архитектурной жемчужине города Гродно Коложской церкви. На экране можно увидеть фото церкви, краткую информацию и адрес.
Электронный путеводитель работает на любом мобильном устройстве. Отправной точкой является текущее месторасположение, которое определяется автоматически, а необходимый маршрут также отображаетсяна экране.
На данный момент проект реализован на русском и английском языках, планируется добавить ещё польский, литовский и немецкий. Следующим этапом разработки станет включение в путеводитель объектов бытового назначения: кафе, ресторанов и гостиниц, а также добавление функции аудиоэкскурсовода, который будет рассказывать о достопримечательностях, встречающихся по месту следования до выбранного объекта. Студент 4 курса факультета математики и информатики Александр Бейтюк рассказал о проекте «Виртуальная Гродненщина». Он направлен на то, чтобы вызвать интерес к посещению различных исторических объектов Гродно и Гродненщины.
Программное обеспечение позволяет ознакомиться с внешним видом церкви, зайти внутрь и ознакомиться с внутренним убранством. Например, с чудотворной иконой Божией матери, которая находится в храме с древних времен, прочесть о ней краткую информацию. Таким же образом можно ознакомиться и с иными достопримечательностями, находящимися в храме.
Кроме того, с помощью студентов инженерно-строительного и физико-технического факультетов созданы объёмные модели утраченных архитектурных объектов. Примером может служить утраченный Костёл Пресвятой Девы Марии, так называемая Фара Витовта. Студенты построили его виртуальную модель с использованием программного обеспечения на основании различных архивных материалов и фотоснимков, а также Борисоглебский монастырь, модель которого была распечатана на 3D принтере. Следующим этапом станет создание виртуальных экскурсий внутри данных архитектурных объектов.
Также студентами факультета искусств была подготовлена книга-панорама с различными архитектурными объектами города Гродно, цель которой вызвать интерес к изучению истории Гродно у школьников.
Студенты планируют и дальше развивать свои проекты, расширяя и дополняя их новым материалом.
От фундаментальной науки – к коммерциализации результатов исследований
Системную направленность деятельности научно-педагогических школ университета от фундаментальных исследований и подготовки кадров высшей научной квалификации к внедрению результатов в практическую сферу и коммерциализации разработок продемонстрировали на примере научной лаборатории молекулярной спектроскопии и оптики наноструктур, действующей при кафедре общей физики.
О достижениях научной лаборатории в области нано и биотехнологий, признание которых мировым научным сообществом подтверждает уровень, количество и высокая цитируемость публикаций, рассказала аспирант кафедры общей физики Светлана Гоголева.
В последние годы сотрудники лаборатории активно занимаются внедрением разработок для целей диагностики в биологии и медицине совместно с коллегами из Гродненского медуниверситета, БГУ и института цитологии РАН. Одним из направлений научных исследований является разработка методики применения молекул-маркеров для ранней диагностики таких заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Ещё одно направление исследований – изучение полупроводниковых наночастиц, которые в зависимостиот размеров имеют различные оптические свойства. При использовании их для окраски образцов биологических тканей повышается контрастность изображений, что позволяет сделать диагностику новообразований более точной и дешёвой. Наночастицами заинтересовались представители белорусской и российской нефтедобывающей промышленности для использования при исследовании продуктивности нефтяных скважин. Для такого применения изготовлены тестовые образцы. Также ведутся переговоры о заключении контракта на проведение испытаний разработанной методики.
Старший преподаватель кафедры общей физики Андрей Лавыш рассказал об разработке импортозамещающего оборудования для собственного применения, а также систем для модернизации качественных, но устаревших спектральных приборов. Примером стал разработанный при участии Андрея Лавыша спектрометр, собранный преимущественно из белорусских комплектующих. Зарубежный аналог стоит около 100 тысяч долларов, установка, созданная в ГрГУ, – в три раза дешевле и не уступает в качестве, расширяя экспериментальные возможности и повышая конкурентоспособность университета. Этими разработками заинтересовались казахские партнёры и заказали автоматизированный спектральный комплекс с оригинальным программным обеспечением, который уже изготовлен в лаборатории и поставлен в Казахстан. Положительные отзывы пользователей позволили получить ещё один заказ, над реализацией которого сейчас ведётся работа.
В настоящее время на кафедре общей физики приступили к созданию предприятия по разработке и производству средств автоматизации научных исследований в структуре технопарка. На базе кафедры создана и функционирует студенческая научная лаборатория «Нанофотоника», в научной работе которой участвуют студенты, начиная с младших курсов.
От студенческого конструкторского бюро – к резиденту научно-технологического парка
Студенты-купаловцы принимают участие и в проектировании учебного лабораторного оборудования.
Развитие инновационной инфраструктуры университета и предпринимательской активности студентов продемонстрировали на примере Республиканского унитарного предприятия «Учебно-научно производственный центр «Технолаб», учредителем которого является университет.
Выпускница физико-технического факультета, магистрант факультета экономики и управления Вероника Ярмантович представила учебную цифровую лабораторию, разработанную УНПЦ «Технолаб» в рамках Государственной научно-технической программы «Эталоны и научные приборы» для оснащения лабораторий физики, химии и биологии школ, колледжей и университетов. Лаборатория состоит из цифровых датчиков и устройств для измерения физических, химических, биологических параметров в процессе проведения опытов, с помощью которых можно выполнять лабораторные работы, показывать демонстрации и проводить учебные исследования. Цифровая лаборатория автоматизирует сбор и обработку данных, позволяет отображать ход и результаты эксперимента, по техническим, программным и методическим характеристикам не уступает лучшим мировым аналогам, а стоит значительно меньше.
Преимущество лаборатории ещё и в том, что к ней разработано методическое обеспечение, адаптированное к белорусским учебным планам и программам.
Разработка является импортозамещающей и экспортоориентированной продукцией, имея при этом перспективную потребность внутри страны – не менее 4000 комплектов на 2019 – 2025 годы. Также планируются поставки лаборатории на экспорт в Россию, Азербайджан, Армению, Казахстан, Туркменистан, Латвию, Литву и Польшу.
Студент 5 курса физико-технического факультета Вадим Козячий рассказал, что в составе студенческого конструкторского бюро практической электроники студенты активно участвуют в разработке и изготовлении новых учебных приборов. Это позволяет получить необходимые практические навыки работы с современным высокотехнологичным оборудованием.
В студенческом конструкторском бюро разработан оригинальный элемент цифровой лаборатории – осциллограф-генератор, который позволяет заменить дорогостоящие импортные приборы одним устройством стоимостью 150 рублей. В рамках программы модернизации школьных кабинетов физики устройство поставлено в 140 школ Беларуси. Планируется, что в новом здании технопарка будет организовано собственное производство электронной техники для учебных лабораторий.
Студенческий медиацентр
Студентка 4 курса факультета истории, коммуникации и туризма Ирина Чеботаревич представила медиацентр, созданный в 2015 году.
Медиацентр – это площадка, где студенты могут получить практические навыки для профессионального будущего, погрузиться в журналистскую среду с первого курса. В его структуре – учебная теле- и радиостудия, кабинет периодической печати и фотографии, со всей необходимой техникой. Сюда студенты могут трудоустроиться по специальности и получить трудовой стаж. Занятия здесь проводят не только преподаватели, но и журналисты-практики, что позволяет видеть реальную работу журналиста. Поэтому, когда выпускники приходят в редакции СМИ, они работают наравне с опытными журналистами.
Студенты, понимая свою ответственность как будущих журналистов перед обществом, создают социально значимые проекты. С 2015 года их реализовано более тридцати. Например, телепрограмма «Зачётный кадр» – о людях, прославляющих регион; видеопроект «Netroоm» – о правилах безопасного поведения в сети. Многие проекты уже представлены в гродненских СМИ. Сегодня медиацентр уже готов предложить свои проекты и для редакций республиканских СМИ. Проект – от идеи до реализации – результат работы студентов. Творческие работы студентов регулярно побеждают на конкурсах и фестивалях, как в Беларуси, так и за рубежом.
Ведётся активная работа и со школьниками: Летняя школа медиаграмотности, школа юного журналиста для абитуриентов, фестиваль видеопроектов и олимпиада по журналистике.
Стоит отметить, что студенческий медиацентр – это не только площадка для реализаци, студенческих инициатив. Сегодня медиацентр это полноправный участник медиапространства Гродненщины.
Екатерина КОСТЮШКО