Александр Колышко: «Чем меньше книга довлеет на читателя и чем больше требует его участия, тем она полезнее»
В последнее время мы часто слышим о необходимости личностного роста и саморазвития. Множество авторов книг с громкими и многообещающими названиями, которые пестрят на полках книжных магазинов и в интернет-пространстве, сулят повысить личную эффективность, поверить в себя, раскрыть те грани личности, о которых ранее и не подозревали, избавить от страхов и многое другое. Вместе с заведующим кафедрой общей и социальной психологии, кандидатом психологических наук, доцентом Александром Колышко в рамках нашей постоянной рубрики «Читаем вместе» мы попробовали разобраться, какие из такого множества книг действительно полезны и как к ним следует относиться.
– Александр Марьянович, как Вы считаете, почему в современном обществе так актуальна литература по личностному росту и саморазвитию?
– Личностный рост и саморазвитие актуальны по ряду объективных причин, которые характерны не только для нашей страны, но и для современной цивилизации в целом. Во-первых, мир очень динамичен, знания быстро устаревают, и для того, чтобы быть эффективным будь то в профессии, будь то в личной или в семейной жизни, нужно всё время развиваться и даже быть немного впереди. Особенно это касается людей амбициозных, которые хотят быть успешными, вести за собой других, получать удовольствие от полноценно проживаемой жизни, наполненной событиями и личностными решениями.
Во-вторых, мы живём в полифоничном, открытом и противоречивом мире. Интернет сегодня представляет не только немыслимый объём информации и самые разные формы виртуального бытия, но и требует от его пользователя зрелости. Чтобы не быть зависимым от внешнего мира, необходимо формировать у себя устойчивую жизненную позицию, способность различать значимое и второстепенное. Современный читатель может быть полностью поглощён бесконечной информацией из бесконечного интернета. Отсюда и необходимость постоянно самосовершенствоваться, учиться самоопределяться в конкретной жизненной ситуации, заботиться о себе, требовать от себя продуктивности.
В-третьих, надо понимать, что мы живём в мире перенасыщенном эмоционально, интеллектуально, информационно. Поэтому возникает угроза формирования стресса, депрессии. Противостоять внешнему давлению (в том числе и информационному) может только зрелая, управляющая собой личность. А зрелость приходит, когда человек решает конкретные задачи и повышает свой личностный уровень зрелости. Вот люди и ищут источники, способные их поддержать и направить в том направлении, где мы адекватны миру и себе. При этом наиболее распространенным способом саморазвития является взаимодействие с текстом или с другим человеком. Самообразование важно ещё и потому, что мы живём в мире индивидуализма. Сейчас же нет такой устойчивой идентичности, как в Древнем мире или в Средние века. Сегодня мы всё время вынуждены самоопределяться. И в этом плане нужно быть духовно развитыми. Современный мир нам на блюдечке не приносит духовность, мы должны её приобрести. Чтобы быть эффективными в жизни, нужно самим заботиться о собственной духовности, а для этого саморазвиваться.
– Какова ценность саморазвития у современного человека и как правильно читать литературу по личностному росту?
– Мне кажется, что на сегодняшний день саморазвитие находится под угрозой. Уже прошёл тот период, когда оно считалось очень ценным. Сейчас человек живет в интернет-пространстве, где доминируют ценности не развития, а потребления и развлечения. В этом случае саморазвитие становится не столько попыткой помочь нам развить себя, сколько подцепить на крючок зависимости от того, что нам продают. То есть саморазвитие становится особым товаром, а следовательно – своеобразным брендом.
Для меня саморазвитие – это не то, сколько мы прочитали книг и каких, а то – как мы их читаем и что в результате происходит с нами как читателем. Можно читать меньше, но при этом меняться, то есть развиваться. Существуют разные стратегии чтения. Одни из них приводят к тому, что читатель поглощается текстом. Другие – к тому, что текст поглощается читателем. Такие способы чтения не развивают читателя, а деформируют его как личность. Развиваются те читатели, которые вступают в диалог с автором, текстом, издателем или существующими традициями толкования данного текста. Тогда читатель встречается с Другим, что и позволяет ему изменяться. Для саморазвития очень важно задавать себе вопрос: какой смысл встречи с Другим, ради чего читаю. Если я не знаю ответа на этот вопрос, то я симулирую саморазвитие, подменяю его простым потреблением. Самообразование предполагает личностный рост, а значит ответственность за себя как читателя.
– В какой момент наступает потребность в чтении литературы по личностному росту?
– Есть группа людей, которые чувствуют потребность в чтении такой литературы, когда попадают в затруднительные обстоятельства или во время переживания кризиса. Нужно быть очень зрелым, чтобы в этой ситуации образовываться, изменяться, потому что когда нам плохо, мы ищем готовые решения и тем самым снимаем с себя ответственность за их принятие.
А есть люди, которые стремятся к чтению такой литературы, когда чувствуют себя одинокими, когда им нужно с кем-то пообщаться, столкнуться с другим человеком. Обычно это состояние называют экзистенциальным одиночеством, которое требует сопричастности. Тогда человек не ищет готовых решений, а ищет Другого, который может его понять. В этот момент встречаются две разные, ассиметричные души. Чтение я называю встречей с Другим. Если читатель дал право ему быть другим, а не таким, как он сам, то при этом читатель изменился, стал сильнее, мудрее, ответственнее. Любой акт чтения предполагает вызов: станет человек сильнее или нет. Мне очень нравится идея Мишеля Фуко о том, что мы в каждый момент своей жизни должны заботиться о себе: что читаем, как читаем, ради чего читаем, кем становимся в результате чтения. Если мы понимаем, какое формирующее воздействие окажет на нас выбранный способ отношения с текстом, тогда мы о себе заботимся, а значит развиваемся в правильном направлении. А когда вместо нас выбирают, и мы не знаем, как и для чего читаем, тогда нами управляют. В таком случае мы не становимся сильнее, более развитыми, а убегаем от себя или «цементируем» себя в том состоянии, которое уже есть. Тогда мы жертвы безкультурного чтения. Есть такое понятие – «дикое чтение».
Акт чтения – это такая грань между открытостью и закрытостью себе и Другому. Если я полностью открыт – я теряю себя, если полностью закрыт – не встречаюсь с Другим. Поэтому важна правильная позиция: когда я открыт для встречи с Другим и закрыт для того, чтобы потерять себя. Вот тогда и возможно саморазвитие. Полная открытость – это потеря себя, а полная закрытость – «цементирование» себя, что тоже не предполагает развития. А вот как найти эту грань – универсального ответа на этот вопрос нет. Думаю, эта область самоопределения читателя и направление для новых научных исследований.
– Как не заблудиться в таком большом количестве книг по личностному росту?
– Не заблудитесь, если литература для вас – это инструмент для решения жизненных задач, а не самоцель и замена самому себе. Важно не путать: не книги развивают человека, а человек развивается, читая книги. С другой стороны, угрозой является неспособность читателя, особенно молодого или переживающего трудный период в своей жизни, противостоять текстам по саморазвитию. Современные тексты, как и современная реклама, не просто источник информации, они источник воздействия и формирования нашего мировоззрения. Если мы читаем только одного автора, восхищаемся им и говорим другим, что его идеи есть лекарство от всего, значит мы попали в сети. Книги по саморазвитию – это тексты ведь не строго научные или художественные, это литература духовная, предлагающая «истинные» способы мышления и отношения, свои «незыблемые» ценности. С другой стороны, книга с XVII века – это товар, который чем больше читают, тем больше денег приносят их издателю и автору. Отсюда тексты по саморазвитию – это агрессивная литература, стремящая уподобить читателя себе, сделать его зависимым от автора или его идей. В таких текстах чаще всего используются специальные способы изложения информации, формирующие зависимость от неё читателя.
– С какого возраста Вы рекомендуете читать книги по саморазвитию?
– Я бы сказал по-другому: нет книг по саморазвитию, есть читатель, который, читая, развивается. Можно, идя по улице и увидев рекламный проспект, родить мысль и стать немножко другим. А можно, прочитав «Философию духа» Гегеля, ничего не породить. Под названием «книги по саморазвитию», прежде всего, имеются в виду книги, в которых учат, как жить. А ведь можно развиться, читая художественную литературу и научную. Важно, чтобы возникла коммуникация между читателем, автором и текстом. А порой, наоборот, чтобы чему-то научиться, нужно не читать, а действовать. В этом случае книги по саморазвитию являются крючками для тех, кто испытывает недостаток в чём-то. Хочешь зарабатывать деньги – читай и делай как написано! Ничего не имею против книг про то, как научиться зарабатывать деньги. Я даже хорошо отношусь к навязчивым, претендующим на универсальные истины, то есть плохим текстам. Можно читать хороший текст и ничему не научиться, а можно читать плохой текст и научиться. Поэтому многое зависит от читателя: ради чего он читает и какую позицию он занимает. Хорошо, если книги подталкивают читателя к тому, к чему он уже готов. А если у него нет этой готовности, они его просто зомбируют. Читать агрессивные по своей сути книги по саморазвитию рекомендую с опаской детям, подросткам, людям впечатлительным или переживающим жизненный кризис, депрессию. Такие книги хорошо подходят критичным читателям, имеющим свою устойчивую жизненную позицию, способным отстаивать своё мнение.
– Какие книги по саморазвитию Вы могли бы предложить для современника?
– Я не могу предложить универсальную книгу для всех. Нужно учитывать индивидуальные особенности человека. Традиционно книгой для всех была Библия. В Средние века она была источником для формирования идентичности любого человека. Для античного человека такой книгой были произведения Гомера, а для современного человека такой книги нет. Для нас Библия написана настолько метафорично, имеет столько толкований, что вместе с ней можно делать всё, что угодно. В этом плане каждый в ней найдёт то, что ближе его сердцу. В этой книге можно найти ответ на любой жизненный вопрос. Чем меньше книга довлеет на читателя и чем больше требует его участия, тем она полезнее. С моей точки зрения, лучшая книга по саморазвитию та, в которой предлагают читателю несколько обоснованных позиций, но в ней нет готовых решений. Тогда читатель сам для себя определяет свою позицию. Я бы студенту рекомендовал книги, где нет правильного ответа, но есть аргументация позиции автора. Например, в психологии – книга Е. Соколовой «13 диалогов по психологии». В ней разные позиции вступают друг с другом в спор, и ни одна из них не побеждает. А какую книгу для чтения выбрать – каждый решает сам. Как метко отметил Лотман, развивающим потенциалом обладают только ассиметричные структуры. Большим развивающим потенциалом обладают те книги, которые написаны на другом языке, из других культур, других научных позиций. Мы развиваемся не тогда, когда читаем понятные и разделяемые нами тексты, а когда сталкиваемся с инаковостью и прилагаем существенные усилия для их понимания. Ещё более сложными, а значит более развивающими, являются книги, создающие трудности для принятия прочитанного, признания права Другого быть другим, то есть непохожим на нас.