Валерий Лиопо: «Талант — это работоспособность»

Его культуру формировали книги и окружение. Его отец был начальником почты, а в родительском доме была великолепная библиотека. Он рано научился читать, и прочитал весь 200-томник «Библиотеки мировой литературы». Валерий Александрович Лиопо – доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики и теплотехники, почётный профессор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы – скромно себя называет преподавателем университета, потому что его главная цель – не только делать научные открытия в области физики, но и положительно влиять на молодое поколение.

– Валерий Александрович, Вы являетесь руководителем научной школы в области физики конденсированного состояния. Как Вы оцениваете её успехи?

– Мне трудно давать оценку. Я делюсь с учеником своей работой по определённой теме, предлагаю своё мнение, от которого он сможет оттолкнуться: раскритиковать либо дополнить. Вы знаете, как-то на одной из лекций выдающемуся академику, руководителю физико-математической школы в Новосибирске задали каверзный вопрос: каковы заслуги выпускников возглавляемой Вами научной школы, есть ли среди них Нобелевские лауреаты? На что он дал блестящий ответ, который я запомнил на всю жизнь: «За двадцать лет существования этой научной школы ни один её ученик не проходил ни по уголовному, ни по административному делу». А так как я искренне считаю себя не научным работником, а именно преподавателем университета, то моя главная задача заключается в том, чтобы студентов учить не только физике, но и человечности. Мы с вами являемся окружением, которое оказывает влияние на формирование культуры студентов. И об этом нельзя забывать в процессе обучения.

– Много ли среди Ваших учеников по-настоящему талантливых ребят?

– Я глубоко убеждён, что талант – это работоспособность. Если человек трудолюбив – он талантлив. Хороший совет в этом плане дал в своё время мой научный руководитель, который говорил: «Каждый день ты должен писать по три страницы текста». Я ему в ответ: «Михаил Степанович, а если писать нечего?». «Тогда пиши письма», – парирует он. «А если всем написал письма?» – не мог угомониться я. «В таком случае бери какую-нибудь книжку и конспектируй», – поставил точку учитель. Так он приучал меня трудиться, и я до сих пор каждый день пишу минимум три страницы текста и получаю от этого процесса удовлетворение. И вот уже почти 62 года меня мотивирует эта привычка систематически работать.

– Гордитесь ли Вы своими учениками?

– Когда я приехал в Беларусь из Сибири, впервые услышал слово «гордость». Специально открыл словарь. В одном из ранних изданий Владимира Даля написано: «гордость – это самолюбование не по разуму». Блестяще сказано! У Артура Шопенгауэра «гордость – чувство удовольствия, которое испытывает человек от мысли, что он имеет преимущество перед другими людьми, обычно необоснованные и неоправданные». А моя точка зрения: гордость – это высшая степень хвастовства. Но я, безусловно, радуюсь успехам своих учеников. Есть у меня такие ученики, как, например, Алексей Ковалевич, учитель Гродненской городской гимназии, удостоенный премии «Человек года Гродненщины-2017». Даже если ему деньги перестанут платить – он всё равно будет в школу ходить. Но есть и такие, которые стыдятся того, что работают в школе. Это меня огорчает.

– Легко ли работать с современной молодёжью?

– Когда я учился в Сибири, нам читал лекции по истории педагогики доктор педагогических наук, который однажды мне сказал: «Валера, если ты вошёл в класс и только допустил мысль, что кто-то из твоих учеников не способен изучать физику, – ты не учитель». Именно с таким отношением я вхожу в аудиторию и сегодня. Но, конечно, молодёжь сейчас другая. В мои студенческие годы у нас в группе был однокурсник, старше всех на восемь лет, бывший фронтовик, который на тройку сдал один из экзаменов. Приходит он расстроенный в общежитие и говорит: «Всё, ребята, стипендии не будет, пойду забирать документы». Мы его выслушали и в группе приняли решение: каждый из своей стипендии будет отдавать ему по десять рублей, в то время, как стипендия была 220 рублей. Когда он узнал о нашем решении – заплакал. Очень хочется верить, что нынешние студенты поступили бы также, поддержали товарища в беде.

– Что Вам больше всего нравилось в Ваши студенческие годы?

– Учиться, наверное. Раньше было так: забежал в общежитие после занятий, за 15 минут перекусил и бегом в библиотеку. Потому что если позже придёшь – места не будет. Направляюсь в библиотеку, и девочка одна, с математического факультета, просит меня занять ей место. Я прибегаю и рядом на соседнее место кладу сумку, показывая тем самым, что место занято. В общем, добегался (улыбается). Летом будет 59 лет как с этой девочкой мы вместе. Когда учились на пятом курсе, у нас родился сын.

– Самое прекрасное в физике …?

– Её непредсказуемость и противоречивость. Вот раньше считал, например, что физика – точная наука, это, в общем-то, распространённое мнение, но по прошествии времени понял, она абсолютно неточная наука. Знаете, физика учит гуманности, ведь люди подчиняются общим законам природы, в этом они равны. Убеждён, тот, кто интересуется только физикой, физику знать не будет.

– Какие правила важно соблюдать, чтобы быть успешным, на Ваш взгляд?

– Чтобы стать успешным человеком, важно понять, что ты не лучше и не хуже других, но в то же время ты особенный и сам несёшь ответственность за жизнь. Каждый человек должен себя уважать, но высший принцип самоуважения – это стремление уважать других. А чтобы добиться успеха в науке, нужно пройти большой подготовительный этап, изучить язык данной науки. И научиться получать удовольствие от той работы, которую делаешь. Это то, чему меня учили, и за что я благодарен своим учителям. При этом хочу подчеркнуть: если другие видят во мне что-то положительное, то в этом заслуга моих родителей, учителей и тех людей, с которыми я работал.

***

Наш разговор прервал телефонный звонок. К Валерию Александровичу обращались за компетентным мнением: почему соединение, казалось бы, несовместимых веществ – титана, вольфрама и азота при нанесении на сталь в качестве защитного покрытия повышает её износоустойчивость?

Пока Валерий Александрович беседовал по телефону, я обратила внимание на его скромное рабочее место. На столе – идеальная чистота. Где же все те записи, каждодневные три листа текста за годы его работы? Оказалось, они аккуратно в хронологическом порядке разложены по папкам и стоят на полках рядом со сборниками научных трудов и учебниками профессора в сером железном шкафу, напоминающем сейф, – в самом надёжном месте, где «сбережениям» и «сокровищам» профессора ничто не грозит.

Беседовала Татьяна СУШКО

Поделиться

Вам может также понравиться...