Дмитрий Линник: «Заинтересованность студентов – высшая награда»
На протяжении многих лет в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы проходит опрос «Преподаватель глазами студентов», с помощью которого устанавливается обратная связь с обучающимися. Дмитрий Линник – преподаватель факультета инновационных технологий машиностроения, автор более 50 научных статей, изобретатель и разработчик деталей для автомобилей, уже 5 лет неизменно входит в топ-10 преподавателей с наиболее высоким рейтингом по результатам опроса. Нам удалось пообщаться с Дмитрием Александровичем и узнать немного больше о его работе, профессиональном пути и взаимоотношениях со студентами.
2010 год, кафедра машиноведения и технической эксплуатации автомобилей только в начале своего развития в Купаловском университете. Молодые и перспективные кадры здесь были на вес золота. И тут Джекпот! 25-летний выпускник, который с отличием окончил Брестский государственный технический университет сразу по двум специальностям: «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Экономика и управление на предприятии промышленности». Дмитрий Линник начал свою трудовую деятельность в должности преподавателя-стажера на кафедре машиноведения и технической эксплуатации автомобилей в ГрГУ имени Янки Купалы.
– Дмитрий Александрович, скажите, когда Вы решили, что хотите быть преподавателем? Что подтолкнуло Вас к этому решению?
– Мне кажется, что в моем случае выбор был генетически прописан. Мой дедушка обучал студентов основам строительных работ в 64-м училище, сейчас это Гродненский государственный политехнический колледж, а отец работал мастером производственного обучения в Гродненском государственном профессиональном электротехническом колледже имени Ивана Счастного. После окончания вуза в Бресте мне посчастливилось вернуться в Гродно и попасть в Купаловский университет, где я встретил Владимира Георгиевича Барсукова, на то время декана факультета строительства и транспорта. После недолгой беседы он предложил мне попробовать себя в качестве преподавателя-стажера кафедры, и я согласился.
– Какой период за время Вашей преподавательской деятельности стал самым сложным? Почему?
– Наверное, это первые годы в качестве старшего преподавателя. В это время я не только читал лекции и проводил лабораторные занятия для студентов, но и занимал должность заместителя декана по воспитательной работе, а затем стал начальником студенческого городка. Вскоре встал вопрос о защите диссертации. Для того, чтобы сделать качественный научный труд, мне требовалось намного больше свободного времени. Тогда было принято решение оставить пост начальника. Спустя 4 года я успешно защитил диссертацию и меня утвердили в качестве кандидата технических наук!
– Как Вы поняли, что путь преподавателя – Ваш путь?
– Я убеждаюсь, что выбрал правильный путь, когда слышу от своих студентов искренние слова благодарности за проведенные с ними занятия и вижу заинтересованность в их глазах. Думаю, что большей награды для преподавателя и быть не может.
– О чем Вы думаете, когда идете на работу и возвращаетесь домой?
– Идя на работу, думаю о работе! О новых перспективах, научных исследованиях, студентах. С этого года я преподаю у магистрантов, которым необходимо дать базу для написания их научных работ, поэтому часть мыслей занимают они. Возвращаясь с работы, немного расслабленный, я думаю о семье, своих родных и близких, ведь именно они являются моей главной опорой и поддержкой.
– Как Вы находите общий язык со студентами?
– Не боюсь говорить о чем-то личном. Я могу спросить у студентов об их планах, как они проводят свободное время, чем увлекаются. Многие из них ездят на автомобилях, и здесь-то находятся общие темы для разговора. Где-то я им помогу или подскажу, а где-то они мне расскажут то, чего я не знал. Совмещаем приятное с полезным.
– Какой метод, по Вашему мнению, помогает студентам быстро усвоить / запомнить учебный материал?
– В нашей специальности важно всё визуализировать. Рассказывая о каких-либо деталях, конструкциях, я стараюсь продемонстрировать всё в презентации, на стендах, плакатах или макетах, которые стоят в лабораториях. Также хорошо работает метод аналогии. Через сравнение можно запомнить не только то, как выглядит деталь, но и как она называется.
– Дмитрий Александрович, хотели бы Вы себя попробовать в роли преподавателя другой кафедры или факультета?
– В свое время я получил второе высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии промышленности», думаю, если бы не машиностроение, то ушел бы в экономику. А вообще, после второго высшего образования долгое время были мысли открыть собственное дело, связанное с техническим обслуживанием легковых автомобилей, но все-таки работу с техникой я люблю больше.
– Одним словом, преподаватель: кто это?
– Родитель. Большую часть времени студенты проводят в стенах университета, а мы, как и родители дома, всегда рядом.
Анастасия Аринович.
Фото Тагира МАМЕДОВА