Семья Дашковских о том, насколько заразителен труд педагога и кто был непосредственным участником преобразования училища в Волковысский колледж

Волковысскому педагогическому колледжу, который в 2004 году вошел в состав Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, исполнился 81 год со дня основания. Как известно, историю пишут люди, а в развитии Волковысского колледжа уже более пятидесяти лет принимает участие династия Дашковских.

Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Четверть века Волковысскому педагогическому колледжу посвятил Леонид Дашковский. С 1986 года он был назначен директором и проработал здесь до 2011 года. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но этот период своей жизни считает одним из самых важных. Продолжая дело своего отца, Фёдора Евдокимовича, посвятившего 35 лет педагогическому труду в школах Волковыска и Волковысского района, Леонид Дашковский выбрал профессию учителя:

– Я вырос в школе, ведь в то время в деревнях, где работал отец, не было детских садов. Как только налаживалась работа в одной школе, отца переводили в другую. Вновь и вновь родителям приходилось покидать обжитое место и переезжать в новую деревню. Естественно, это наложило отпечаток на выбор профессии. Да и мама всё время говорила: «Учить, лечить, кормить людей нужно будет всегда». Я твердо решил, что буду педагогом, и ни разу не пожалел об этом.

Леонид Дашковский

До того, как стать директором Волковысского колледжа, Леонид Фёдорович два года проработал учителем физики и математики в восьмилетней школе деревни Конюхи Волковысского района, затем – шесть лет ее директором. За это время на месте старенькой деревянной избушки появилось красивое здание современной школы:

– Мы с женой, учителем химии и биологии, вместе строили, оборудовали кабинеты. Супруга превратила пришкольный участок в цветущий сад. В области школа была на хорошем счету, ею гордились, – вспоминает собеседник.

В скором времени Леониду Фёдоровичу предложили возглавить новостройку – среднюю школу № 6 г. Волковыска. И здесь пришлось всё начинать с нуля.

– Здание школы едва успели сдать к 1 сентября, было много недоделок. Приходилось быть не только директором, но и сантехником, столяром, электриком, а было мне тогда всего 28 лет, – рассказывает Леонид Фёдорович.

В 1986 году он был назначен директором Волковысского педагогического училища. За 25 лет руководства Леониду Фёдоровичу удалось достичь сплоченности в коллективе, совершенствования материально-технической базы, повышения конкурентоспособности учреждения образования, а также отсутствия текучести кадров. Всё это, несомненно, радовало и вдохновляло трудиться с еще большим старанием.

– Я никогда не надеялся исключительно на свои опыт и знания, – отметил собеседник, – всегда отслеживал инновации, а затем внедрял положительный опыт, ратовал за качество образования, развитие колледжа, за организацию практической профессиональной подготовки.

За годы руководства были построены музыкальный корпус и стадион, произведена реконструкция общежития, «Волковысское педагогическое училище» было реорганизовано в «Волковысский государственный педагогический колледж» и открыты новые специальности: «Иностранный язык», «Правоведение», «Дизайн (графический)», «Дошкольное образование», «Туризм и гостеприимство».

Результатом налаженной работы коллектива стала востребованность выпускников. Училище, а потом колледж, были известны в республике как кузница хороших специалистов, а подтверждение тому – высокие конкурсы при поступлении, иногда более 10 человек на место.

Леонид Фёдорович за свою профессиональную деятельность подготовил и выпустил множество благодарных выпускников:

– Часто встречаю людей, которые, улыбаясь, говорят: «Леонид Фёдорович, Вы меня помните? Я заканчивал колледж в таком-то году…». В такие моменты ты понимаешь, что жизнь прожита не зря: посеянное добро в сердца других возвращается к тебе.

С уходом Леонида Дашковского на заслуженный отдых дело семьи не остановилось. Сегодня его продолжает дочь Леонида Фёдоровича – Анжела Кайнова, которая трудится в качестве заведующей отделением начального и дошкольного образования и преподавателя педагогики в Волковысском колледже.

Анжела Кайнова (Дашковская)

История Анжелы Кайновой мало чем отличается от истории отца: она выросла в школе, где работали родители, дедушки и бабушки. С малых лет девочка играла в школу: обучала друзей читать, писать, считать. Выбор профессии был очевиден и однозначен:

– В нашей семье практически все педагоги: есть филологи, историки, учителя начальных классов, иностранных языков и даже преподаватель теологии в БГУ. И я пошла по этой же дороге. А так как люблю детей, легко нахожу с ними общий язык, то выбрала для себя специальность «Начальное образование».

Когда Анжела Кайнова пришла работать в Волковысский педагогический колледж, его возглавлял отец – Леонид Фёдорович. Трудиться под его руководством, по словам Анжелы Леонидовны, было нелегко:

– Я постоянно должна была доказывать себе, коллегам и даже студентам, что я не просто «папина дочь», а педагог, который любит и знает свое дело. Еще было сложно из-за сравнения с папой, когда говорили: «А вот Леонид Фёдорович это сделал бы по-другому». Приходилось постоянно держать планку, так как любая ошибка рассматривалась, словно под микроскопом. Завоевать авторитет было непросто, но я считаю, что мне это удалось.

За время работы заведующим отделением на протяжении двенадцати лет Анжела Леонидовна была свидетелем того, как изменялся, преображался колледж:

– Было несколько реорганизаций отделений, менялись специальности, но всегда оставалась специальность «Начальное образование». Работа в колледже непростая, ответственная, и в то же время очень интересная, потому что она направлена на формирование педагога будущего.

На вопрос, каким Анжела Леонидовна видит педагога будущего, она ответила:

– В первую очередь образованным не только в специальных дисциплинах, но и в овладении иностранными языками, современными технологиями, методами и средствами обучения. Учитель будущего, на мой взгляд, должен соединить в своей работе принципиальность Антона Макаренко, доброту Шалвы Амонашвили и самопожертвование Януша Корчака. Как справедливо отметил Элберт Грин Хаббард, цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Помогая утверждаться неокрепшим душам, семья Дашковских несет стойкую жизненную философию достоинства и долга и являет собой пример беззаветного служения делу образования Волковыска и Волковысского района. Леонид Фёдорович и Анжела Леонидовна в числе остальных педагогов пишут историю Волковысского педагогического колледжа, а их ученики будут продолжать их дело, и деятельность колледжа будет вписана в историю не только города, но и государства в целом.

Татьяна СУШКО.
Фото из личного архива Анжелы Кайновой

Поделиться

Вам может также понравиться...