В ГрГУ имени Янки Купалы прошел межвузовский областной этап конкурса «100 идей для Беларуси»
В конкурсе, который прошел 13 декабря, приняло участие пятнадцать проектов, одиннадцать из которых презентовали купаловцы. Восемь проектов представят Гродненщину на этапе Министерства образования.
Проект «100 идей для Беларуси» проводится уже в 12-й раз. Марафон социально значимых инициатив не только способствует активации инновационного мышления у молодого поколения, но и позволяет привлечь внимание талантливой молодежи к социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Студенческие разработки затрагивают самые разные сферы: экологию, медицину, экономику и информационно-коммуникационные технологии и другие.
Как рассказал проректор по научной работе ГрГУ имени Янки Купалы Андрей Проневич, сейчас уделяется большое внимание системной работе со студентами, а также предоставляются все возможности университета для реализации их потенциала:
– В нашем университете создана целая система инновационного развития компетенций студентов. Мы называем ее «От идеи до бизнеса». Студенты слушают курс «Инновационное предпринимательство», имеют возможность посещать студию стартапов, где учатся генерировать и представлять свои идеи, оформлять для них бизнес-планы. Лучшие инициативы попадают на конкурсы «ИнНаСтарт» и «100 идей для Беларуси». Буквально неделю назад накануне межвузовского этапа конкурса «100 идей для Беларуси» мы провели отборочный тур в рамках внутривузовского конкурса «ИнНаСтарт», оценили более 80 проектов. Сегодня 11 из них будут представлены на конкурсе «100 идей для Беларуси».
Купаловский университет на этапе Министерства образования будут представлять студентка 3 курса факультета истории, коммуникации и туризма Карина Бурлакова с курсами профессионального обучения «Академия вожатского мастерства», студент 3 курса физико-технического факультета Матвей Бочко с помощником для слабовидящих и незрячих «Прометей», студент 2 курса факультета математики и информатики Александр Михалевич с проектом «АгроОктоКоптер», команда студентов филологического факультета с литературно-детективным сайтом «Pinkerton» и студент 4 курса факультета биологии и экологии Илья Золотых с экологической инициативой «УРА Гродно!».
Матвей Бочко, студент 3 курса физико-технического факультета, покажет жюри свою разработку, направленную на помощь слабовидящим и незрячим.
– Устройство представляет собой нагрудный помощник, который может висеть на ремешке либо устанавливаться в специальный жилет и позволяет слабовидящим и незрячим ориентироваться в городе, перейти из точки А в точку Б без особых усилий, а также переходить пешеходные переходы. Аппарат имеет голосовое управление и даже может «отвечать». Программное обеспечение полностью мое, комплектующие представляют собой одноплатный компьютер, оснащенный GPRS-модулями, специальной камерой для обнаружения и идентификации знака пешеходного перехода, светофора и так далее. Аналогов в мире с подобным функционалом я не нашел, – рассказал о своем проекте Матвей.
– Целью моего проекта является организация работы курсов профессионального обучения «Академия вожатского мастерства», по окончании которых студенты разных специальностей будут приняты для работы в детские оздоровительные лагеря в качестве воспитателя. Что касается перспектив развития проекта, то он может быть апробирован на базе учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» первоначально среди студентов-купаловцев, – пояснила студентка 3 курса факультета истории, коммуникации и туризма Карина Бурлакова, которая представила курсы профессионального обучения «Академия вожатского мастерства».
В дальнейшем, при успешной реализации проекта, для зачисления на курсы могут быть приглашены студенты, желающие записаться в студенческий педагогический отряд и других учреждений образования.
Александр Михалевич, студент 2 курса факультета математики и информатики, представляет на конкурсе дрон, способный проводить мониторинг и охрану полей, оценку качества воздуха и исследовать геодезические параметры местности.
– Моя разработка поможет многим специалистам перестать постоянно находиться в поле. Данный дрон сам находит и тушит огонь, а также убивает вредителей без участия человека. Разработка полностью моя, мной написана вся программная часть и создан сам дрон. Подобные прототипы уже есть, но они во много раз дороже. К тому же данное устройство более адаптировано для наших территориальных условий проживания, – отмечает Александр Михалевич.
Представитель команды филологического факультета с литературно-детективным сайтом «Pinkerton», студентка 2 курса Полина Шкуратова также рассказала о представленном на конкурс проекте:
– Наш сайт посвящен русской литературе. И, так как таких сайтов сейчас достаточно, то стоит рассказать, в чем наша оригинальность. Во-первых, это концепция, представляющая изучение литературы как детективное расследование. Во-вторых, наш сайт это не просто страничка с текстом, он довольно интерактивен. Мы думаем, что такой подход сможет пробудить более глубокий интерес к чтению у самых разных читателей. Мы хотим, чтобы, помимо школьников, наш сайт привлекал студентов разных специальностей, учителей литературы и любых читающих взрослых. Именно поэтому мы стараемся не подавать информацию в слишком упрощенном, подчеркнуто «школьном» виде, а делать ее интересной для разных читателей.
Студент 4 курса факультета биологии и экологии Илья Золотых представил проект экологической направленности «УРА Гродно!»:
– Мой проект направлен на развитие в обществе идеи экоцентризма, развитие личного вклада в сохранение окружающей среды для себя и будущих поколений, на привлечение к проблемам экологии людей разных возрастов. Проект предполагает освещение проблем экологии, мониторинг окружающей среды. Цель проекта – содействие развитию ответственности за условия жизни местного сообщества.
Далее проекты примут участие в туре Министерства образования Республики Беларусь, где главным призом станет путевка на финальный тур.
Напомним, что организатором проекта «100 идей для Беларуси» является БРСМ при поддержке Министерства образования, Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси, НАН Беларуси.
Конкурс проходит в четыре тура. Первый тур – информационный, второй включал сбор заявок, обучающие стартапы, районные и зональные отборочные мероприятия. Третий тур включает организацию областных, Минской городской выставок-презентаций, а также выставок НАН Беларуси и Министерства образования. Он пройдет до 31 января 2023 года. А итоги проекта с определением победителей традиционно подведут в четвертом туре, который состоится в феврале будущего года.
Татьяна СУШКО.
Фото Тагира МАМЕДОВА и из личного архива героев публикации