Аспиранты-купаловцы стали обладателями стипендии Президента Республики Беларусь на 2023 год

Ежегодно Министерство образования Республики Беларусь проводит открытый Конкурс по назначению стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам. Целью конкурса является стимулирование творческой активности аспирантов, эффективности и качества их научно-исследовательской деятельности с ориентацией на практическое применение результатов их исследований. Стипендии Президента Республики Беларусь на 2023 год назначены 64 аспирантам, выполняющим диссертационные исследования по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности в учреждениях образования и научных организациях. Среди них – 4 аспиранта Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, которые рассказали об актуальности своих работ.

Обладателем стипендии стала Анна Чекель, аспирант 3-го года обучения по специальности «Физиология», научный руководитель – Наталья Башун, кандидат биологических наук, доцент. Анна Чекель удостоена стипендии за установление биомаркеров уровня физической активности и резервных возможностей организма человека методом биоимпедансного анализа.

– Тема моей диссертации «Морфофункциональные особенности лиц молодого возраста в оценке высоких резервных возможностей организма человека». Современный этап развития науки о составе тела характеризуется увеличением роли новых технологий и методов исследования, самым распространенным из которых является биоимпедансный анализ, который позволяет изучать особенности состава тела, оценивать физическое и гормональное развитие, степень развития мускулатуры, наличие жировой ткани, интенсивность основного обмена, объем общей и внутриклеточной жидкости и т.д. Биоимпедансными исследованиями состава тела человека я стала заниматься, будучи студентом факультета биологии и экологии под руководством доктора биологических наук, профессора Нины Павловны Канунниковой, и магистрантом – под руководством кандидата биологических наук, доцента Натальи Зигмундовны Башун. Было все в новинку – работа на приборе «Анализатор оценки баланса водных секторов организма АВС-01 «Медасс», расшифровка показателей состава тела человека. Начиная с 2016 года наши исследования по данной проблематике реализовывались в рамках проектов  ГПНИ 2016 – 2020 гг.: «Неинвазивная оценка фактического питания, микроэлементного статуса и биоимпедансометрия студентов с дозированной физической нагрузкой», № ГР 20160555; «Разработать молекулярно-информационные и физические методы функциональной диагностики и медицинской коррекции. Разработать и внедрить научно обоснованную систему оценки структурных и функциональных особенностей состава тела и пищевого статуса в подростковом и юношеском возрастных периодах методом биоимпедансного анализа», № ГР 20162036. Основное направление моей научной деятельности – выяснение взаимосвязей биофизических параметров компонентного состава тела человека и гидратационного статуса, позволяющих установить особенности проявления межсистемных взаимоотношений в аспекте их влияния на резервные возможности организма, физическое развитие, выносливость. Результаты научных исследований (10 печатных работ) представлены в рецензируемых журналах и сборниках научных статей, на международных и республиканских научных конференциях, подтверждены 3 актами внедрения. Подана заявка на изобретение. Результаты исследования найдут применение в спортивной физиологии и физиологии трудовых процессов, а также в фитнес-клубах (центрах), спортивных диспансерах, корпоративных кружках «Укрепление здоровья работающих» для оценки уровня резервных возможностей организма человека с целью управлении эффективностью тренировочного процесса на индивидуальном уровне  с учетом новейших тенденций.После пленарного заседания студенты выступили с научными докладами на заседаниях пяти секций: «Язык художественной литературы, делового и профессионального общения, диалекты, специальные языки и сленг в современном общении, общение в интернете», «Лингвистика, контрастивная лингвистика», «Лингводидактика: новые тенденции и перспективы развития», «Тенденции развития международного права и законодательства, международных отношений», «Коммуникация в сфере бизнеса и маркетинга».

За разработку практических рекомендаций, которые позволяют применять актуальные воспитательные технологии в соответствии с возрастными задачами развития и способствовать становлению профессиональной и социальной адаптации личности на последующих этапах онтогенеза назначена стипендия Анатолию Болкунову, аспиранту 2-го года обучения по специальности «Психология развития, акмеология». Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Анна Янчий.

– Тема диссертации «Содержание и структура морального самосознания в период поздней взрослости» посвящена периоду трудных вызовов для каждого человека, связанных с выходом на пенсию, изменениями в семейной жизни, болезнью, приближающейся смертью. В это время увеличивается количество негативных переживаний, среди которых нередки чувство вины, стыда, обиды, гнева и т.д. Известно, что появление этих чувств связано с моральными особенностями личности и, прежде всего, с моральным самосознанием человека. Вместе с тем исследований, посвященных изучению морального самосознания в пожилом возрасте, практически нет. Выявление содержания морального самосознания и его структуры в период поздней взрослости позволит более осознанно подходить к разработке программ психологической поддержки людей этого возраста.

Обладателем стипендии 2023 года также стала Ольга Чех, аспирант 3-го года обучения по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования». Ее научный руководитель – Елена Чекина, кандидат педагогических наук, доцент. Аспирант отмечена за создание системно-функциональной модели формирования умений проектирования профессиональной траектории у будущих педагогов в интегрированном пространстве взаимодействия учреждений высшего образования и заказчиков кадров, а также разработку и внедрение в образовательный процесс семинара-практикума «Проектирование профессиональной траектории». Тема диссертации: «Формирование умений проектирования профессиональной траектории у студентов – будущих педагогов».

– В настоящее время существует разрыв между требованиями профессиональной деятельности и содержанием вузовской подготовки, что оказывает огромное влияние на профессиональное становление будущего педагога. Выпускники педагогических вузов приходят в дошкольные учреждения, не обладая достаточным опытом практической деятельности. Педагоги самообразовываются по вынужденным обстоятельствам (получение категории, требование педагогов, обязательное повышение квалификации раз в 3 года и т.д.), и все это носит формальный характер. Поэтому для оптимизации процесса самообразования и саморазвития мною была разработана модель  формирования умений проектирования профессиональной траектории для будущих педагогов, которая будет интересна каждому студенту, так как выстраивается на основе личных интересов представителей педагогических профессий; способствовать систематической, последовательной работе по самообразованию и саморазвитию. По теме диссертации изучены социально-культурные предпосылки проблемы проектирования профессиональной траектории специалистов, разработана модель формирования умений проектирования профессиональной траектории для студентов – будущих педагогов, сконструирован диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности умений проектирования у будущих педагогов. На данном этапе обучения ведется эксперимент по выявлению уровня сформированности умений проектирования профессиональной траектории у будущих педагогов.

Нина Король, аспирант 3-го года обучения по специальности «Теория литературы. Текстология», научный руководитель – Ольга Иоскевич, кандидат филологических наук, доцент. Нина Король получила стипендию за разработку оригинальной методологии исследования феномена полифонии в современной русской прозе.

– Моя диссертация посвящена литературной полифонии в современных прозаических текстах. Я исследую романы одних из наиболее крупных авторов на данный момент: Е. Водолазкина, М. Шишкина и В. Шарова. Интерес к исследованию полифонических текстов возникает на фоне общекультурной ситуации в мире: полифония и ее основной признак – многоголосие, является ярчайшим отражением нашего коммуникативного пространства. Вихревое множество идей, голосов, ситуация постоянной дискуссии, возникающая благодаря интернету и СМИ, становятся основой творчества современных писателей. Во всем этом калейдоскопе каждый находит опору своей точке зрения, что и становится предметом моего исследования в романах упомянутых авторов. Моя цель – подробно изучить каждый уровень произведения, выделить и объединить постмодернистское множество идей, мотивов и жанров, чтобы продемонстрировать гармоничное сплетение большого количества литературных элементов в смысловое единство, авторскую мысль, показать, как многоуровневый диалог и авторский монолог взаимодействуют в рамках одного текста.

Татьяна СУШКО.

Фото из личного архива героев публикации

Поделиться

Читайте также: