Формула педагогического счастья

По случаю двойного праздника – профессионального Дня учителя и личного 85-летнего юбилея – мы побывали на занятиях у самого опытного педагога нашего университета – профессора кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Ивана Платоновича Мартынова и узнали, что самое интересное и сложное в работе преподавателя и как завоевать признание студентов. А в беседе попросили Ивана Платоновича вывести особую формулу – формулу педагогического счастья.

Ивана Платоновича Мартынова можно назвать Учителем с большой буквы, он воспитал не одно поколение учеников, которые сейчас работают не только в Купаловском университете и образовательных организациях Республики Беларусь, но и далеко за ее пределами.


День учителя для Ивана Платоновича – особенный праздник, он всегда понимал большую ответственность в подготовке будущих учителей математики, почетность и сложность этой профессии. Он искренне радуется успехам своих учеников, поддерживает, никогда не отказывает в помощи.


С педагогической деятельностью в Купаловском университете Ивана Платоновича связывают 58 лет жизни, на протяжении 43 лет он читает первокурсникам предмет «Математический анализ», который, по словам ученого, лежит в основе всего математического образования.


Накануне Дня учителя мы постарались узнать у Ивана Платоновича, в чем же заключается его педагогическое счастье.


– Да вот оно счастье! – энергично говорит собеседник, показывая на список студентов-первокурсников, и приглашает на лекцию по математическому анализу.


Входим в аудиторию заранее, ведь преподавателю требуется подготовка: нужно вывести на большой интерактивный экран доказательство теоремы, убедиться в наличии мела, потому что в том числе и с его помощью придется на доске объяснять студентам новый материал.


С большим мастерством управляя вниманием студентов, Иван Платонович оперирует математическими терминами и понятиями, ловко, одним движением руки чертит идеально ровный отрезок на доске и аккуратно выводит каждый значок и букву.


В его выступлении – пронзительная искренность, неподдельный энтузиазм, динамика в голосе и блеск в глазах. Видно, что сам Иван Платонович получает большое удовольствие от происходящего.


После доказательства теоремы лектор обращается к аудитории:


– Прошу вас, какие есть вопросы? Вопросы всегда должны быть! Если у вас нет вопросов, значит либо вы ничего не поняли, либо стесняетесь спросить. А вот стесняться не надо! Вопрос «почему?» должен сопровождать человека на протяжении всей его жизни, это значит, что он растет. Глупых вопросов не бывает, могут быть неверные ответы на них, – по-отцовски наставляет мудрый преподаватель.


В скором времени прозвучал вопрос по теме материала. Иван Платонович, взяв в руки мел, с воодушевлением начал объяснять.


– Тысяча лет пройдет, а этот факт останется таким же, – подчеркивает лектор постоянство непреходящих математических явлений.


Объясняя научные понятия, Иван Платонович время от времени переходит к рассказу историй, чтобы сделать сложные вещи простыми и интересными и показать, что в основе всех ситуаций лежат математические явления.


Студенты не сводят глаз с преподавателя, следя за каждым его движением, – и лекция пролетает незаметно.


Мы с Иваном Платоновичем выходим из аудитории, он бодр и полон сил.


– Педагогический труд вдохновляет, потому что всё время открываешь для себя что-то новое. Я стараюсь показать студентам красоту математических формул – это радует душу. Есть три мира: мир физической реальности, где мы живем, духовный мир – мир идей и платонический мир математики. Человек каким-то образом пытается проникнуть в этот мир и узнать его детали в виде формул и других математических явлений, – рассказывает окрыленный собеседник.


На вопросы, не пугает ли студентов сложность математики и что делать, если это так, Иван Планович незамедлительно отвечает:


– Чем больше занимаешься и познаешь, тем всё интереснее и легче познавать дальше. Это как увлекательное путешествие в мир науки. А если самостоятельно докажешь теорему, то это сродни тому, как человек поднимается на гору, а потом смотрит вокруг – и восхищается.


Говоря о сложностях в педагогическом деле, Иван Платонович опустил голову и с грустью в глазах вспомнил ситуацию, которая ярко демонстрирует его преподавательскую боль.


– Однажды я пришел на рынок, чтобы купить помидоры. Выбрал самые красивые, подхожу к продавцу, чтобы рассчитаться, а она смотрит на меня и говорит: «А я вас помню, вы у меня преподавали во время обучения на математическом факультете в университете». От этих слов мне стало не по себе, ведь я старался подготовить хорошего учителя математики для школы, а не продавца на рынок. Ну зачем же тогда в университет поступать, получать высшее педагогическое образование, если для того, чтобы продавать, достаточно окончить курсы? – с недоумением рассуждает профессор.


Со всей ответственностью и требовательностью он подходит к делу обучения, с большим трепетом и благоговением относится к своим учителям, с благодарностью отзываясь о них, считает, что преподавательский труд – самое благородное и важное дело на земле.


Иван Платонович был в числе выпускников-отличников, который выбрал путь в науку в родном университете, успешно продолжая его и сегодня. Сотни важнейших исследований, книги и публикации статей в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, почетные ведомственные награды, десятки стратегических и образовательных проектов, безусловное признание заслуг в научном сообществе – и это лишь толика того наследия, которое на десятки лет вперед определило развитие математической научной школы в ГрГУ имени Янки Купалы. Решив множество задач в сфере дифференциальных уравнений, Иван Платонович и сегодня продолжает открывать новые горизонты в математике для молодежи, избравшей эту область исследований. Это окрыляет студентов, заряжает энтузиазмом преподавателя. Разве важен физический возраст, когда душа молодая парит над землею?

Татьяна СУШКО.
Фото Вероники КОЗЛОВСКОЙ

Поделиться

Вам может также понравиться...