Формула педагогического счастья
По случаю двойного праздника – профессионального Дня учителя и личного 85-летнего юбилея – мы побывали на занятиях у самого опытного педагога нашего университета – профессора кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Ивана Платоновича Мартынова и узнали, что самое интересное и сложное в работе преподавателя и как завоевать признание студентов. А в беседе попросили Ивана Платоновича вывести особую формулу – формулу педагогического счастья.
Ивана Платоновича Мартынова можно назвать Учителем с большой буквы, он воспитал не одно поколение учеников, которые сейчас работают не только в Купаловском университете и образовательных организациях Республики Беларусь, но и далеко за ее пределами.
День учителя для Ивана Платоновича – особенный праздник, он всегда понимал большую ответственность в подготовке будущих учителей математики, почетность и сложность этой профессии. Он искренне радуется успехам своих учеников, поддерживает, никогда не отказывает в помощи.
С педагогической деятельностью в Купаловском университете Ивана Платоновича связывают 58 лет жизни, на протяжении 43 лет он читает первокурсникам предмет «Математический анализ», который, по словам ученого, лежит в основе всего математического образования.
Накануне Дня учителя мы постарались узнать у Ивана Платоновича, в чем же заключается его педагогическое счастье.
– Да вот оно счастье! – энергично говорит собеседник, показывая на список студентов-первокурсников, и приглашает на лекцию по математическому анализу.
Входим в аудиторию заранее, ведь преподавателю требуется подготовка: нужно вывести на большой интерактивный экран доказательство теоремы, убедиться в наличии мела, потому что в том числе и с его помощью придется на доске объяснять студентам новый материал.
С большим мастерством управляя вниманием студентов, Иван Платонович оперирует математическими терминами и понятиями, ловко, одним движением руки чертит идеально ровный отрезок на доске и аккуратно выводит каждый значок и букву.
В его выступлении – пронзительная искренность, неподдельный энтузиазм, динамика в голосе и блеск в глазах. Видно, что сам Иван Платонович получает большое удовольствие от происходящего.
После доказательства теоремы лектор обращается к аудитории:
– Прошу вас, какие есть вопросы? Вопросы всегда должны быть! Если у вас нет вопросов, значит либо вы ничего не поняли, либо стесняетесь спросить. А вот стесняться не надо! Вопрос «почему?» должен сопровождать человека на протяжении всей его жизни, это значит, что он растет. Глупых вопросов не бывает, могут быть неверные ответы на них, – по-отцовски наставляет мудрый преподаватель.
В скором времени прозвучал вопрос по теме материала. Иван Платонович, взяв в руки мел, с воодушевлением начал объяснять.
– Тысяча лет пройдет, а этот факт останется таким же, – подчеркивает лектор постоянство непреходящих математических явлений.
Объясняя научные понятия, Иван Платонович время от времени переходит к рассказу историй, чтобы сделать сложные вещи простыми и интересными и показать, что в основе всех ситуаций лежат математические явления.
Студенты не сводят глаз с преподавателя, следя за каждым его движением, – и лекция пролетает незаметно.
Мы с Иваном Платоновичем выходим из аудитории, он бодр и полон сил.
– Педагогический труд вдохновляет, потому что всё время открываешь для себя что-то новое. Я стараюсь показать студентам красоту математических формул – это радует душу. Есть три мира: мир физической реальности, где мы живем, духовный мир – мир идей и платонический мир математики. Человек каким-то образом пытается проникнуть в этот мир и узнать его детали в виде формул и других математических явлений, – рассказывает окрыленный собеседник.
На вопросы, не пугает ли студентов сложность математики и что делать, если это так, Иван Планович незамедлительно отвечает:
– Чем больше занимаешься и познаешь, тем всё интереснее и легче познавать дальше. Это как увлекательное путешествие в мир науки. А если самостоятельно докажешь теорему, то это сродни тому, как человек поднимается на гору, а потом смотрит вокруг – и восхищается.
Говоря о сложностях в педагогическом деле, Иван Платонович опустил голову и с грустью в глазах вспомнил ситуацию, которая ярко демонстрирует его преподавательскую боль.
– Однажды я пришел на рынок, чтобы купить помидоры. Выбрал самые красивые, подхожу к продавцу, чтобы рассчитаться, а она смотрит на меня и говорит: «А я вас помню, вы у меня преподавали во время обучения на математическом факультете в университете». От этих слов мне стало не по себе, ведь я старался подготовить хорошего учителя математики для школы, а не продавца на рынок. Ну зачем же тогда в университет поступать, получать высшее педагогическое образование, если для того, чтобы продавать, достаточно окончить курсы? – с недоумением рассуждает профессор.
Со всей ответственностью и требовательностью он подходит к делу обучения, с большим трепетом и благоговением относится к своим учителям, с благодарностью отзываясь о них, считает, что преподавательский труд – самое благородное и важное дело на земле.
Иван Платонович был в числе выпускников-отличников, который выбрал путь в науку в родном университете, успешно продолжая его и сегодня. Сотни важнейших исследований, книги и публикации статей в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, почетные ведомственные награды, десятки стратегических и образовательных проектов, безусловное признание заслуг в научном сообществе – и это лишь толика того наследия, которое на десятки лет вперед определило развитие математической научной школы в ГрГУ имени Янки Купалы. Решив множество задач в сфере дифференциальных уравнений, Иван Платонович и сегодня продолжает открывать новые горизонты в математике для молодежи, избравшей эту область исследований. Это окрыляет студентов, заряжает энтузиазмом преподавателя. Разве важен физический возраст, когда душа молодая парит над землею?
Татьяна СУШКО.
Фото Вероники КОЗЛОВСКОЙ