Ветераны труда: ГрГУ имени Янки Купалы – моя судьба

В преддверии 83-го дня рождения Купаловского университета корреспондент газеты «Гродзенскі ўніверсітэт» встретилась с ветеранами труда, для которых университет стал не только местом учебы и работы, он стал судьбой… Плод их деятельности прочно вплетен в жизнь университета и навсегда останется на страницах его истории и в судьбах выпускников.

Команда КВН преподавателей математического факультета, 1988 г.

Профориентация и успешная самореализация молодежи

Важную часть в судьбе каждого занимает профессия, так как на протяжении всей жизни человек трудится. Спрогнозировать и помочь грамотно выбрать профессию по душе было основным желанием всей своей деятельности во время работы в университете ветерана труда, Человека года Гродненщины 2011 года, Отличника образования Республики Беларусь Лилии Ивановны Бобровник. Ее трудовой путь в альмаматер начался с 1978 года.

 – Я посвятила себя тому, чтобы молодые люди выбирали правильную профессиональную траекторию, а не учились для того, чтобы потом переучиваться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Важно грамотно помочь молодежи сделать правильный профессиональный выбор, чтобы развиваться в определенном направлении, успешно пройти профессиональную самореализацию и построить карьеру. И для этого существует целая система знаний, формированием которой я и занималась, на каких должностях в университете бы ни работала, – рассказала Лилия Ивановна.

Ее профессиональное становление проходило на кафедре педагогики и психологии Купаловского университета, где она получила основные знания работы с людьми. По ее словам, человек – это мир, и управлять им – целое искусство.

Хор университета
В лаборатории физико-технического факультета

 Импульс к дальнейшей деятельности Лилия Ивановна получила во время исполнения договорной темы университета с УЗ «Первая городская клиническая больница». Работая инженеромматематиком, она была исполнителем договорной темы по проведению диагностики ранних заболеваний жителей, прикрепленных к первой городской поликлинике и больнице. Именно тогда она поняла, что аналитическая деятельность важна в организации и управлении любыми процессами, а также и при прогнозировании будущего. Этот интерес привел к дальнейшим исследованиям, которые позволили ей разработать и реализовать научно-методическую программу «Профпрогноз»:

 – Всё началось с анализа данных абитуриентов, которые заполняли анкету в учреждении общего среднего и среднего специального образования с целью выявления их профессиональных намерений. Такой подход давал возможность университету получать целый спектр данных, позволяющий формировать вероятностное прогнозирование контингента студентов по специальностям и формам получения образования всех ВУЗов РБ. Данная информация помогала факультетам управлять конкурсной ситуацией и обеспечивать качественный набор в рамках заявленных цифр приема. Программа широко использовалась во время регистрации для участия в ЦТ и во время работы приемной комиссии. В процессе приема документов важно было изучить: кто они, наши потенциальные абитуриенты, чем занимаются: творчеством, спортом, научной или общественной деятельностью. Результаты этих исследований передавались на факультеты, где во время учебы студентам помогали раскрыться.

Реализация программы «Профпрогноз» позволила сформировать в университете целостную систему профориентационной и маркетинговой деятельности по качественному формированию контингента студентов. Этот опыт изучался на двух Республиканских семинарах руководителей учреждений высшего и среднего специального образования и на выездной коллегии Министерства образования. Результативность и эффективность сформированной системы подтверждается актом внедрения Министерства образования Республики Беларусь.

Лилия Ивановна внесла вклад в развитие системы становления и развития централизованного тестирования и с момента создания возглавила Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи. Центр с первых лет стал лидером в республике по организации и проведению ЦТ, внедрению и развитию новых образовательных услуг, поиску новых форм взаимодействия с системой образования области. Деятельность центра сопровождалась широким спектром фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых широко применялись в системе повышения квалификации педагогических работников, в системе довузовского образования, а также в системе самообразования школьников. Исследования центра показали, что нельзя оставить без внимания и родителей. С родительским сообществом работа строилась по принципу: «Информированный родитель – твой важнейший союзник в работе».

Стройотряд Купаловского университета
Первый набор иностранных студентов из Пакистана

На базе Центра впоследствии был создан факультет довузовской подготовки, а Лилия Ивановна стала его деканом. В рамках работы центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи под руководством Лилии Бобровник была создана партненская сеть «Университет – педагогическое сообщество – абитуриент». Учителя-предметники по результатам репетиционного и централизованного тестирования получали качественно-тематический анализ учебных достижений их выпускников, что позволяло анализировать данные о пробелах в знаниях учеников, а Центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи получал от учителей информацию об успехах и способностях того или иного ученика в конкретной области знаний профессионального выбора, что впоследствии помогало определиться со своевременным и правильным выбором специальности и факультета абитуриентом в приемной комиссии.

Педагогическая подготовка студентов

О педагогической подготовке студентов на протяжении всей своей деятельности  ратовала Почетный ветеран труда Майя Александровна Зенькова, которая работала в университете с 1966 года по 2012-й. Сначала в качестве лаборанта, затем – преподавателя, старшего преподавателя, заместителя декана филологического факультета, доцента кафедры педагогики.

– В Гродненском педагогическом институте, а затем и в университете я делала основной упор на практическую подготовку учителя. В нашем университете – огромный багаж знаний и опыта, который заслуживает внимания и изучения. Начиная с 1985/1986 учебного года в учебных планах была введена непрерывная педагогическая практика с первого по выпускной курс, – отметила Майя Александровна.

Майя Зенькова (в правом углу) с коллегами филологического факультета

По ее воспоминаниям, педагогическая практика студентов 1–3 курсов являлась начальным этапом практического освоения педагогической профессии. Ознакомительная практика проводилась в школах разного типа в соответствии с профилем факультета и его учебным планом. Согласно учебному плану на 3 курсе проводилась летняя педагогическая практика в течение 3–4-х недель на базе загородных детских оздоровительных лагерей, а также в лагерях труда и отдыха подростков и молодежи. Летняя педагогическая практика являлась преимущественно воспитательной по характеру деятельности практиканта. В период прохождения практики студенты несли полную юридическую и нравственную ответственность за воспитание детей, за их жизнь и здоровье. На 4 и 5 курсах проводилась учебно-воспитательная практика, которая являлась важнейшей частью всей педагогической практики в период обучения. Ее особенность состояла в том, что студенты непосредственно приобщаются к профессиональной деятельности, работая в качестве учителя по предмету, а также помощником классного руководителя. Опыт работы Гродненского государственного университета по педагогической практике опубликован в монографии «Педагогическая практика студентов. Теоретические основы и опыт организации» (2004).

С большим удовольствием Майя Александровна вспоминает спецкурс «Воспитательная работа на материалах народной педагогики». На этих занятиях были инсценированы народные сказки, проходили «кирмашы», где можно было познакомиться с белорусской национальной кухней, бытом. Также в рамках курса организовывали белорусские колядки. Занятия проходили живо и интересно. Материал был востребован, так как студенты в основном уезжали работать в сельскую местность.

– Купаловский университет – этой мой родной дом. Здесь прошла моя молодость, зрелость, здесь произошло мое профессиональное, педагогическое и научное становление. А получая по почте газету «Гродзенскі ўніверсітэт», раскрываю ее с трепетом, ожидая увидеть знакомые лица и узнать, чем сейчас живет университет, – призналась ветеран труда. – Педагогическая работа настолько сильно вошла в мое сознание и подсознание, что временами во сне я то читаю фрагменты лекций, то провожу беседы, то пишу статьи для сборников конференций. Когда я прохожу мимо главного корпуса университета, чувствую внутри дрожь, осознавая всю его ценность в моей судьбе!

Университет – на пленке

Жизнь университета на пленочный фотоаппарат запечатлел Владимир Игнатьевич Сорокин. С 1966 года он работал в Купаловском университете на должности фотокорреспондента, заведовал фотокино-лабораторией, был руководителем кружка для студентов по обучению фотографии.

Процесс съемки главного корпуса ГрГУ имени Янки Купалы

Владимир Игнатьевич отдавал сердце университету. Для того чтобы сфотографировать главный корпус, ему пришлось взбираться на колокольню собора, которая в тот момент как раз ремонтировалась. И даже сфотографировал здание с вертолета.

Процесс – съемка, проявка пленки, фотопечать – занимал целый день, а на следующий день фотографии были уже готовы.

– Иногда при проявке пленки, когда спешишь и температурный режим не соблюдешь – фотография получается смазанной, – вспоминает собеседник.

Владимир Сорокин всегда отдавал предпочтение черно-белой фотографии, так как цветная быстро выцветала.

Ректоры ГрГУ имени Янки Купалы (слева направо): Леонид Кивач, Сергей Маскевич и Александр Бодаков

Сейчас, на заслуженном отдыхе, он фотографирует природу, в особенности любит снимать облака. У него есть большая домашняя коллекция фотоаппаратов.

 В редакцию газеты он принес свои фото того времени, когда работал фотокорреспондентом университета, и мы с удовольствием их публикуем.

Фотопленки университета из личного архива Владимира Сорокина

***

Купаловский университет, обладая неким магнетизмом, притягивает к себе лучших людей, которые впоследствии становятся его значимой частью. Более того, родная альма-матер не только дает пространство для формирования и реализации успешной профессиональной карьеры, но и становится местом переплетения истории, жизненных дорог и судеб людей, которые связывают с ней свою жизнь. Так было, есть и будет.

Татьяна СУШКО, Карина БУРЛАКОВА.

Фото из личного архива ветеранов труда

Поделиться

Вам может также понравиться...