Социально-педагогической и психологической службе – 25!
На протяжении двадцати пяти лет в Купаловском университете успешно функционирует социально-педагогическая и психологическая служба, которая начала свою работу как психологический центр университета еще в 1998 году.
Современная система образования предъявляет всё более высокие требования не только к уровню знаний, полученных в ходе обучения, но и к уровню развития личности обучающегося. В связи с этим значительно возрастает роль социально-педагогического и психологического сопровождения профессионального образования в университете.
Как рассказала начальник социально-педагогической и психологической службы Нина Колбаско, создание психологического центра было инициировано кафедрой психологии и поддержано руководством университета – первым проректором Евгением Ровбой. Большую активность при его создании проявила доктор психологических наук, профессор Светлана Кондратьева. Размещался центр в общежитии по улице Доватора, 27.
Изначально целью центра была психологическая поддержка студентов и преподавателей университета. Активно обсуждалась идея, что данная помощь должна быть бесплатной. Центр был небезразличен и к проблемам Гродненского региона. Планировалось, что наработав опыт психологической помощи студентам и преподавателям университета, центр сможет оказывать существенное влияние на формирование психологической культуры в Гродненском регионе. Непосредственное курирование работы центра осуществлял проректор по воспитательной работе, первыми сотрудниками являлись выпускники университета. Психологический центр сразу превратился в место, где происходило формирование психологической культуры университета и интеграция практико-ориентированного обучения.
– Во время создания психологического центра психологическая практика была редким, экзотическим явлением, ценность которой осознается в полной мере только сейчас. В центре организовывались студенческие кружки и мастерские по обучению психологическому консультированию, работали инициативные и альтруистические люди, ставившие перед собой большие задачи. Считаю, что создание центра было важным событием для университета, – поделился Александр Колышко, кандидат психологических наук, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии, который стоял у истоков психологического центра.
По словам начальника социально-педагогической и психологической службы, при создании психологического центра ставились задачи психологического просвещения и консультирования. Со временем стали появляться запросы со стороны факультетов и структурных подразделений университета на проведение психологического отбора, тренингов на сплоченность, адаптационных и коммуникационных тренингов для первокурсников.
– Основными направлениями деятельности психологического центра были психологическое просвещение как необходимый элемент формирования психологической культуры участников учебно-воспитательного процесса, психологическое консультирование студентов, преподавателей и сотрудников университета, тренинги для студентов 1– 3 курсов. Работа осуществлялась в тесном сотрудничестве с заместителями деканов по воспитательной работе и кураторами учебных групп, – вспоминает Нина Колбаско.
Затем в задачи центра включились исследования с целью изучения психологического климата в студенческих группах, исследовалась удовлетворенность учебно-воспитательным процессом на факультетах.
В 2007 году в университете было создано управление воспитательной работы с молодежью, одним из отделов которого стала социально-педагогическая и психологическая служба, в ее состав вошли педагоги социальные и педагоги-психологи. Задачи службы расширились, и особое внимание стало уделяться профилактике правонарушений среди студентов и пропаганде здорового образа жизни.
На сегодняшний день социально-педагогическая и психологическая служба является отдельным структурным подразделением университета, в состав которой входят педагоги-психологи и социальные педагоги. Специалисты службы осуществляют не только психологическое консультирование, просвещение и психодиагностику, но и социально-педагогическую поддержку, и психологическую помощь различным категориям обучающихся: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, имеющим инвалидность, обучающимся, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Особое внимание уделяется процессам становления учебных коллективов обучающихся их диагностике, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде: преступлениям, правонарушениям, экстремизму, насилию и пропаганде здорового образа жизни.
Совместная системная деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы, заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий, педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава дает положительные результаты в решении поставленных задач по социально-педагогическому и психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в университете.
Благодаря существованию социально-педагогической и психологической службы в университете сформировался индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса.
Татьяна СУШКО.
Фото из архива социально-педагогической и психологической службы