Накануне Дня учителя сотрудники Купаловского университета поделились впечатлениями о своих самых запоминающихся занятиях в школе и университете

Для наших читателей мы собрали самые интересные в чате воспоминаний.

Валентина Гацук, главный бухгалтер ГрГУ имени Янки Купалы:

– Много ярких и памятных моментов было в школьные годы. Я окончила сельскую школу, учителя у нас часто менялись. Кстати, некоторые из них были выпускниками нашего университета. Однако сегодня, оглядываясь назад и оценивая события прошлого, понимаю, что мое формирование как личности и специалиста произошло во время обучения в техникуме. Хотя на тот момент я и подумать не могла, что на всю жизнь останусь в профессии. Сорок лет назад я окончила Молодеченский учетно-плановый техникум. Бухгалтерский учет у нас преподавала Белла Оскаровна Гофштейн. То, что удалось сделать этому преподавателю, вызывает восхищение, глубокое уважение и благодарность. Именно она привила мне любовь к работе, профессии, научила жить осознанно, ставить цели и достигать их. Белла Оскаровна любила свой предмет, умела его преподнести. Мало того, что она умела учить, требовать, она умела еще и дружить. Могла пригласить нас на обед и накормить драниками. В нашей группе учились одни девочки. И если вдруг мы не подготовились к занятию, она говорила: «Ну и бессовестные вы, девчонки!» Эти слова настолько касались нас, взывали к нашей совести, что в следующий раз ты просто не мог себе позволить не подготовиться. Всегда хотелось выглядеть достойно в ее глазах. Именно Белла Оскаровна заложила тот фундамент знаний и развила те способности, которые должны быть у представителей нашей профессии: умение формировать свою точку зрения, логически мыслить, сопоставлять и анализировать факты, цифры.

Аляксандр Горны, старшыня Савета маладых навукоўцаў ГрДУ імя Янкі Купалы, кандыдат гістарычных навук, дацэнт кафедры гісторыі Беларусі, археалогіі і спецыяльных гістарычных дысцыплін:

 – Нягледзячы на тое, што я займаюся выкладчыцкай працай на працягу шасці гадоў, кожны раз перад уваходам у аўдыторыю хвалююся. У мяне такое адчуванне, быццам я іду на сваю першую лекцыю. Памятаю яе па сённяшні дзень. Гэта быў 2012 год, калі я вучыўся ў аспірантуры. Я вельмі добра падрыхтаваўся да лекцыі, вывучыў матэрыял, а, зайшоўшы ў аўдыторыю, усё забыў. Прыйшлося імправізаваць. На кожнай лекцыі я выкладваюся на 100%, як спяваў адзін з заснавальнікаў музычнага гурту “Грамадзянская абарона” Ягор Летаў, “на разрыў аорты”. Таксама люблю ладзіць гэтак званыя “вулічныя лекцыі” каля Старога ці Новага замку. Калі студэнты бачаць гісторыю, чуюць пра гісторыю і пранікаюцца ёю, то вучэбны матэрыял засвойваецца значна лепш.

Раскажу адзін цікавы момант падчас заняткаў, на якіх мы вывучалі дзейнасць Францыска Скарыны. Я прапанаваў студэнтам адкрыць знакамітую гравюру Ф.Скарыны, дзе ўнізе знаходзіцца пчала, і адказаць на пытанне: Што гэта за пчала і навошта яна там? Некаторыя студэнты сядзелі ўсю ноч, пераглядалі стосы кніг, каб знайсці адказ, але так яго і не знайшлі. Ёсць толькі меркаванні, што, магчыма, пчала сімвалізуе працавітасць Скарыны, але да сённяшняга дня дакладна ніхто з даследчыкаў так і не разгадаў гэтую загадку.

Яшчэ запомніўся выпадак, калі я прымаў залік у студэнта, які, мякка кажучы, не зусім добра падрыхтаваўся. Адказаць на пытанні па білеце ён не змог, тады я пытаюся: “Як называецца сталіца Полацкага княства?”. Ён адказвае: “Мінск”. “А хто напісаў паланэз Агінскага?”, студэнт доўга думае, а пасля кажа: “Моцарт”.

Андрей Гецевич, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия:

– Школу закончил давно – 23 года назад, однако некоторые уроки, кажется, запомнил на всю жизнь.

Школа у нас была достаточно старая, 1930-х годов постройки. На дворе стояли 1990-е годы, газа в деревне не было, поэтому отопление было печным. В осенне-зимний сезон, особенно по понедельникам, после выходных, печки в школе начинали топить с раннего утра, чтобы к 9.00 в классах хоть немного было возможно учиться. Печки чадили, так что занятия часто проходили в «тумане», одежда носила устойчивый специфический запах. Иногда и мы, ученики, особенно старших классов, в печках специально закрывали заслонку на дымоходе, чтобы дыму было побольше, так могли спастись от контрольной или невыученного урока)))

Помню свою первую и единственную «двойку» в 7 классе по черчению. Не давался мне предмет, от слова совсем. Не видел я проекции и перспективы. Папа – инженер, дома поможет разобраться и даже, чего тут таить, начертит на «пять». Но учитель черчения, Василий Иванович, тоже догадывался. В общем, пришлось краснеть у доски и получить законную «пару». Тяжелый предмет для меня оказался.

Больше всего любил географию. Материки, океаны, столицы стран. В общем, когда к нам в средней школе пришла новая учительница Галина Ибрагимовна, то, собственно, не видел особого беспокойства за свою «5». И вот первый урок географии, новая учительница, в классе тишина, присматриваемся. Вызвался сам, поскольку желающих, чтобы «погоняли по карте», традиционно не было. Столица, равнины, мысы – короче, вроде всё назвал. И вердикт учителя – «четыре». Обидно, конечно, но как есть. Сел. Вызывает следующего одноклассника. Он поднялся и сказал: «Если Гецевичу четыре, то я не пойду».

С наилучшими пожеланиями всем бывшим и настоящим учителям Липнишковской средней школы выпускник 11 «Б» 1998 года, Андрей Гецевич.

Светлана Горская, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии:

– Средняя школа №11 была у меня, дочери военного, в жизни четвертой. Моё «вхождение» в любимую школу состоялось при самых курьёзных обстоятельствах. Как новенькую, меня посадили на единственное свободное место, и я делила парту с Алей К., не обременявшей себя подготовкой к урокам и вообще лишними размышлениями. На перемене я, естественно, держалась поближе к Але: только с ней я успела познакомиться. Мы стояли на лестничной площадке третьего этажа, и, наверное, от скуки Аля предложила: «Давай плюнем вниз». «Зачем? – изумилась я. – Не надо!!!»

Но было уже поздно… Поднимающийся по лестнице Самуил Яковлевич Кур, завуч по воспитательной работе, вытирая платочком лацканы пиджака, как-то безучастно даже поинтересовался: «Кто плюнул?». Аля молчала. Молчала и я. «Ясно, – подытожил Самуил Яковлевич. – Ну, одну красавицу я знаю. А ты кто?». Я назвала своё имя и сказала, что перевелась из другой школы. «Мало нам своих было…» – изрёк Кур и горделивой походкой прошествовал дальше. В дальнейшем самой главной претензией Самуила Яковлевича ко мне было то, что я не выбрала профессию, связанную с математикой. «Некоторые, – многозначительно произносил он, глядя на десятый класс поверх очков в золотистой оправе, – горько пожалеют об этом».

Вот, пожалуй, и самый впечатливший методическим приёмом урок: молодой физик Олег Иванович Перетятько объяснял нам правило рычага и на следующем уроке вызвал к доске Сашу Б., умного мальчика, но в тот раз по каким-то причинам не подготовившегося. Саша пыхтел, краснел и молчал, а Олег Иванович закипал праведным гневом… и вдруг легко, как пушинку, подхватил рослого и крепкого Сашу на руки. «Что тут непонятного, – закричал он, раскачивая парня вверх-вниз головой, – вот большее плечо – сюда надо приложить меньшую силу, вот меньшее…» С этими словами он вынес Сашу из класса и захлопнул дверь. Разумеется, всем стало понятно, что игнорировать физику не получится.

Андрей Герман, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой электротехники и электроники:

– Мои учителя преподали мне много интересных уроков. Но наиболее запомнились мне вечерние занятия в кружке по радиоэлектронике на базе станции юных техников, которая находилась напротив главного корпуса университета. Наш педагог, Борис Дмитриевич, организовал занятия с использованием подходов, которые в настоящее время с гордостью называли бы «инновационными», «практико- и личностно-ориентированными». В общем, это была в чистом виде проектная деятельность, как  организованная преподавателем работа временной творческой группы учащихся над совместным заданием, рассчитанная на получение практически значимого продукта. На занятия  часто приходили коллеги руководителя – инженеры гродненских предприятий, которые нередко делились с нами опытом и даже обсуждали производственные вопросы.

Зимой 1988 года занятие посетил один из сотрудников гродненского завода автомагнитол (ныне «Радиоволна»). От него мы узнали про необходимость решения проблемы отбраковки дефектных микросхем, поступающих на производство. Мозговой штурм на протяжении пары часов  – и родилось интересное решение прибора для диагностики. Результат – официально зарегистрированное на заводе рационализаторское предложение, за которое мне тогда даже выплатили премию – 15 рублей. И дополнительно поощрили поездкой в Москву на ВДНХ.  Для пятнадцатилетнего подростка это было как фантастический сон наяву.

Но не это главное. Важно, что проектная методика организации учебного процесса с тех пор мне стала близка. Став преподавателем в университете, в том или ином виде я применяю ее на своих занятиях и в руководстве курсовыми и дипломными работами с 2000 года.  Одновременно не переставая удивляться тому, как многие педагогические подходы и технологии,  известные очень давно, становятся «инновационными» в наше время.

Поделиться

Вам может также понравиться...