Об эвристическом методе обучения в Купаловском университете рассказывает старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Елена Джух

Современный мир меняется очень быстро. Стремительно происходят технические, социальные, экономические, психологические, культурные изменения. Исчезают пути и схемы, к которым человек привык. В таком случае общество либо становится скептически настроенным к переменам, либо плавно вливается в них и становится эффективным. В этом плане именно за образованием – сила. Образование формирует новое поколение, которое не должно бояться будущего, оно должно уверенно смотреть вперед. А как эту задачу решают педагоги Купаловского университета? Накануне Дня учителя приоткроем дверь аудитории, где проводит занятие по дисциплине «Практика устной и письменной речи (2-й иностранный язык – немецкий)» для студентов 5 курса специальности «Современные иностранные языки (преподавание)» старший преподаватель кафедры романо-германской филологии ГрГУ имени Янки Купалы Елена Джух.

Студенты получили открытое задание «Портрет в художественном произведении». Его суть заключается в следующем. Необходимо выбрать портрет любого известного немецкого писателя и ответить на вопрос: Как вы думаете, существует ли связь между внешностью человека и чертами его личности? Далее нужно попробовать по портрету описать характер выбранной личности и объяснить, почему наградили его теми или иными чертами характера с точки зрения его портрета. Затем предложено сделать выводы, на какие черты лица, фигуры студенты обратили особое внимание? Почему? Также студентам нужно было описать характер человека по его внешности на основе портрета художника, а затем предложить выборку воспоминаний современников об этом человеке для сравнения.

Пока студенты готовятся, мы интересуемся у Елены Николаевны, почему она дала студентам такое задание и какую образовательную цель оно решает?

– С одной стороны, эвристические задания позволяют обучающимся делать свои открытия по учебному предмету, что в свою очередь раскрывает внутренний потенциал, формирует и развивает креативные, когнитивные, оргдеятельностные качества личности. С другой стороны, такие задания базируются на образовательном стандарте. Их преимуществом является то, что сначала обучающимся предлагается создать свои версии или продукты познания, а после – сравнить их с уже имеющимися достижениями человечества. Получаемый результат всегда уникален, он отражает степень индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ, – рассказывает преподаватель.

15 минут на подготовку – и слышим ответы студентов. Отдельное выступление перерастает в диалог, затем в дискуссию, отстаивание своей точки зрения, приведение доводов и доказательств. Студенты отыскивают и выстраивают связи между объектом и его символом, изображают символ в графической, знаковой, словестной форме, объясняют и приводят толкование созданных символов.

Интересно, конечно, но как оценивать подобные ответы? Если в традиционном обучении образовательный результат оценивается по полноте воспроизведения учеником заданного содержания, то как осуществляется контроль за выполнением эристического задания? На этот вопрос Елена Николаевна отвечает так:

– Оценка результата выполненного эвристического задания меняет критерии оценки образовательной деятельности. При оценке эвристического задания необходимо учитывать оригинальность созданного студентом образовательного продукта, насколько глубоко исследован изучаемый феномен с разных сторон, как студент сумел интегрировать знания из различных областей, какова значимость достигнутых результатов для личности студента. Учебный материал здесь играет роль среды, которая используется для определенной цели – создания студентом собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества.

Час и двадцать минут пролетают незаметно, студенты получают домашнее эвристическое задание и покидают аудиторию. А у нас с Еленой Николаевной есть время для беседы.

– Елена Николаевна, почему Вы используете в обучении новый метод?

– Основная задача образования сегодня заключается в формировании адаптивных способностей обучающихся, когнитивной гибкости, критического мышления, навыка верификации полученной информации, умения общаться и сотрудничать, в способности познания окружающего мира через открытие, что обеспечит выпускникам высокий уровень владения компетенциями в соответствии с требованиями нанимателей, рынка труда и вызовов современного ускоренного научно-технического и общественного развития. Сегодня нужно готовить выпускников к условиям, в которых предстоит взаимодействовать с людьми из других культур, рассматривать и принимать разные идеи, перспективы и ценности; к миру, в котором люди должны уметь доверять друг другу и сотрудничать. Исходя из этого, процесс подготовки специалистов должен быть направлен в первую очередь на развитие их личностных качеств. На мой взгляд, именно эвристический подход может стать наиболее приемлемым для эффективной организации образовательного процесса.

– А почему именно эвристический?

– Данный подход был мне близок всегда. Студент – это не только субъект в образовательном процессе, он является для меня собеседником, ведущим активный диалог. Я всегда с нетерпением ожидаю от студентов вопросов, несогласия, отрицания моей точки зрения, желания переубедить меня. Студенты – это мой стимул для поиска новых методов, технологий в преподавании.

– Какие преимущества эвристического метода обучения?

– Организация образовательного процесса на основе эвристического подхода предполагает осуществление студентами личностно-значимых открытий окружающего мира; демонстрацию многообразия решений большинства профессиональных задач и жизненных проблем; творческую самореализацию обучающихся в процессе создания образовательных продуктов; индивидуализацию обучения через возможность самостоятельно ставить цели, осуществлять рефлексию собственной образовательной деятельности. Главным элементом эвристического обучения является открытое задание, которое не имеет однозначного ответа.

– Скажите, пожалуйста, с какими трудностями Вам приходится сталкиваться при использовании данных заданий?

– Применение эвристических методов связано с довольно значительными затратами усилий и времени преподавателя на разработку эвристического задания. Кроме того, преподавателю трудно прогнозировать педагогическую результативность конкретного занятия с применением эвристических методов. В процессе предварительного планирования занятия эвристического типа практически невозможно предусмотреть абсолютно все педагогические ситуации. Также затрудняющими факторами могут быть привычка студентов получать пошаговый алгоритм выполнения заданий, недостаточно высокий уровень владения студентом иностранным языком; несоответствие содержания учебников целям и задачам эвристического обучения; недостаточная преподавательская автономия.

Пока преподаватели ищут гибкие модели в образовательном процессе, а студенты выполняют задания, не имеющие однозначного правильного ответа, мы продолжаем искать новые методы, которые Купаловские преподаватели применяют для обучения современного студента.

Татьяна СУШКО.

Фото Дианы СТЕПАНОВОЙ

P.S. Если вам интересна эта тема и вы также в поиске новых методов обучения, пишите нам, и мы будем дальше заглядывать в студенческие аудитории и рассказывать о методах, применяемых в процессе обучения преподавателями Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Поделиться

Вам может также понравиться...