Как «гореть» и «не сгорать»?

К профессиям, в которых человек испытывает чувство внутренней психологической опустошённости вследствие постоянных, эмоциональнонасыщенных, тесных контактов с другими людьми, относится и профессия педагога. Эмоциональное самочувствие учителя влияет на психоэмоциональное состояние обучающихся и определяет конечные результаты. Поэтому важно уделять внимание профилактике профессионального стресса и выгорания. Как раз об этом накануне Дня учителя мы поговорили со старшим преподавателем кафедры возрастной и педагогической психологии Антониной Семак.

Как рассказала Антонина Сергеевна, в педагогической профессии в целом не бывает «случайных» людей. Ведь для того, чтобы преподавать, важно не только знать научную область, владеть современными образовательными технологиями, но и иметь любовь в душе к тому, что преподаёшь и к тем, кому преподаёшь. А это предполагает высокий уровень эмоциональной вовлечённости и эмпатии, что может привести к эмоциональному выгоранию преподавателя.

– Эмоциональное выгорание – совокупность негативных эмоциональных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Его опасность в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Человек в состоянии эмоционального выгорания начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью, не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя таким образом смысл жизни, который он старается найти через самореализацию в профессиональной сфере, – поделилась психолог.

 Радует, что эмоциональное выгорание не является чем-то неизбежным. Зачастую необходимо просто предпринять определенные шаги по его профилактике. Они могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания, актуализировать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы.

По словам специалиста, универсального алгоритма профилактики эмоционального выгорания не существует, но есть ряд рекомендаций, среди которых каждый педагог может выбрать наиболее эффективные для себя.

По мнению собеседницы, изменение атрибуции смысла своего предназначения в профессии и жизни – один из самых эффективных способов профилактики и преодоления эмоционального и профессионального выгорания. В качестве иллюстрации она рассказала притчу:

Три человека ворочали камни.

Одного из них спросили:

– Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил:

 – Горбачусь.

 Подошли ко второму и спросили:

– А ты что делаешь?

Он закатал рукава и деловито сказал:

– Деньги зарабатываю.

Спросили у третьего:

– А что делаешь ты?

Он посмотрел вверх и сказал:

– Храм строю.

Так построим же Храм вместе,

 «Храм науки – Университет»!

Беседовала Татьяна СУШКО.

Поделиться

Вам может также понравиться...