Инновационные проекты купаловцев – на благо человечества
Научное сообщество нашего университета ежегодно подтверждает репутацию генератора инновационных идей и студенческих разработок. Нашим читателям мы хотим рассказать сразу о трех значимые разработках купаловцев – «Командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К», «Интерактивная 3Д-модель дальномера командирских разведывательных машин (ДКРМ)», совместных проектах факультета математики и информатики и военного факультета, а также о «FRESH-метке» – проекте студентов факультета биологии и экологии.
«Командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К» и «Интерактивная 3Д-модель дальномера командирских разведывательных машин (ДКРМ)» Руководителем и идейным вдохновителем междисциплинарных проектов «Командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К» и «Интерактивная 3Д модель дальномера командирских разведывательных машин (ДКРМ)» является кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Наталья Семенчук.
Она рассказала о том, как возникла идея создания проекта, где была апробирована разработка и какова цена качества.
– Наталья Владимировна, какие основные цели и задачи стояли в процессе создания научных разработок?
– Значительная часть поступающих образцов вооружения, применяемых в учебном процессе на военных факультетах, находится в ограниченном количестве, что создает большие проблемы в обеспечении практических занятий работоспособной техникой, а также дополнительные затраты при ее обслуживании и ремонте. Поэтому ставилась, прежде всего, задача разработки цифровых моделей (цифровых двойников) образцов вооружения для применения в учебном процессе.
– Расскажите, кто был вовлечен в данный процесс разработки?
– Начиналось всё с идеи и инициативы проректора по учебной работе Леонтия Павлова и доцента кафедры современных технологий программирования (ранее декана факультета математики и информатики) Елены Ливак. Активно в разработке принимали участие старший преподаватель общевойсковой кафедры Андрей Монич, преподаватель кафедры современных технологий программирования Иван Ермак, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Наталья Семенчук, а также студенты факультета математики и информатики, которые обучались по программам подготовки офицеров запаса Максим Глуткин, Роман Чернявский, Евгений Казак.
Как рассказала Наталья Владимировна, сам процесс разработки 3D-модели достаточно трудоемкий: делается фото и видео элементов образца вооружения, далее создается модель, в которой каждая деталь прорисовывается отдельно, затем модель текстурируется:
– Модель дальномера командирских разведывательных машин создавалась 5 месяцев, модель боевой разведывательной машины – почти год. К нашим моделям мы предъявляем очень высокие требования: это 100% соответствие образцу вооружения и фотореалистичность, а также определенные ограничения на количество полигонов. Уже после интеграции модели в среду происходит ее непосредственная доработка и оптимизация.
– Какие аспекты пользовательского интерфейса для Вас являются наиболее важными при разработке интерактивной 3D-модели?
– В качестве наиболее важных элементов выделяем, прежде всего, интерактивность, наглядность, присутствие элементов геймификации. Стоит отметить, что программа по обучению работе с дальномером командирских разведывательных машин успешно внедрена в учебный процесс общевойсковой кафедры военного факультета нашего университета и активно используется курсантами.
– Наталья Владимировна, расскажите для наших читателей, в чем существенное отличие между «БРМ-1К» и «ДКРМ-1»?
– «БРМ-1К» – боевая разведывательная машина, а «ДКРМ-1» – это элемент разведывательной аппаратуры, который находится внутри машины и служит для определения дальности до различных типов целей.
– Как происходило взаимодействие при разработке интерактивных моделей с военным факультетом ГрГУ имени Янки Купалы?
– Проект выполнялся при поддержке гранта из инновационного фонда нашего университета. Со стороны военного факультета и со стороны факультета математики и информатики были определены ответственные за выполнение данного проекта. Далее часть работ проводилась на территории военного факультета, а часть – в удаленном формате. Промежуточные результаты регулярно демонстрировались руководству военного факультета, как непосредственному заказчику, и дорабатывались.
Наталья Владимировна делает акцент на том, что разработки неоднократно представлялись на выставках в Республике Беларусь, таких как «Беларусь Интеллектуальная» и «ТИБО». Наград, кроме довольных лиц студентов, обучающихся на военной кафедре по специальности, она еще не получила, так как введена в эксплуатацию в ноябре 2024 года, но всё ведь ещё впереди!
«FRESH-метка»
Дорогой читатель, ты когда-нибудь задумывался над тем, как продукты питания в заморозке проходят контроль качества продукции? Мы тоже задумались над данным вопросом и обратились к команде студентов факультета биологии и экологии, которая создала интересное решение для мониторинга качества продуктов питания. Заинтриговали? Тогда скорее читайте наше интервью со студенткой 3 курса факультета биологии и экологии Маргаритой Колбышевской, координатором проекта «FRESH-метка».
Девушка поделилась, что идея разработки проекта «FRESH-метка» возникла совершенно случайно, как это часто и бывает с хорошими идеями.
– Моя соседка купила рыбу, но, к сожалению, она оказалась настолько перемороженной, что готовить её было невозможно. Мы обсудили эту ситуацию, но вскоре забыли о ней. Позже, когда я работала над творческим заданием по микробиологии, мне пришла в голову мысль о том, как можно решить проблему с качеством замороженных продуктов. Именно тогда задумалась о создании специальной метки, которую поставщик мог бы прикреплять к упаковке рыбы.
– Маргарита, а кто стал идейным вдохновителем и сколько человек задействовано в проекте?
– На данный момент в нашем проекте участвуют три человека – студенты 3 курса факультета биологии и экологии специальности «Биотехнология»: я, Варвара Волкова и Полина Кашлей. В реализации идеи помогли знания образовательной программы «StartUp Space GRSU», которая проходила в нашем университете.
– Какие преимущества «FRESH-метка» предоставляет по сравнению с традиционными методами контроля?
– Преимущество нашей метки по сравнению с уже существующими методами контроля заключается в её способности обеспечивать непрерывный мониторинг состояния продукта. С момента упаковки и до момента покупки в магазине наша метка следит за качеством продукции. Конечно, контроль осуществляется и без нашей технологии, например, во время транспортировки в рефрижераторах или в морозильниках магазинов. Однако именно в тот промежуток времени, когда продукт разгружается, проходит проверку и раскладывается по полкам, возникает значительная пауза, которая остаётся вне контроля. Наша метка заполняет этот пробел, гарантируя, что покупатель получает качественный товар. Еще одним важным преимуществом является низкая себестоимость и безопасность для продуктов. Все материалы, которые мы применяем, являются недорогими и уже давно нашли свое применение в пищевой промышленности. Например, при изготовлении метки мы использовали краситель бетанин, получаемый из сахарной свеклы. На сегодняшний день стоимость одной метки к о л е б л е т с я в пределах 10-15 копеек. Однако следует учитывать, что предприятия различаются по способам упаковки, это обстоятельство подразумевает, что внедрение меток для каждого конкретного бизнеса будет иметь свои коррективы.
Купаловец отметила, что в мире уже существуют инновационные решения в этой сфере. Ярким примером является израильский стартап «Biotip», который разрабатывает специальные метки для охлаждённой продукции.
Надеемся, что наши герои вдохновили и вас попробовать создать нечто инновационное и уникальное на благо человечества.
Карина БУРЛАКОВА.
Фото из личного архива героев