Иван Платонович Мартынов: «Самое главное для меня – жить и делать всё по совести»
Аксиома, дедукция, интеграл, константа, логарифм и цифры до бесконечности – совсем не скучные термины, когда о них говорит профессор, доктор физико-математических наук Иван Платонович Мартынов. 12 августа 2018 года почётному профессору ГрГУ имени Янки Купалы исполнилось 80 лет. Накануне юбилейного дня рождения Иван Платонович рассказал о своём пути в науку, красоте цифр и воспитании математикой.
ПО ДОРОГЕ В МАТЕМАТИКУ
– Иван Платонович, расскажите, пожалуйста, как Вы стали математиком?
– В школе я учился семь лет и три месяца. Окончил её в 1956 году. Это были очень бедные годы. На протяжении всего обучения у меня не было своих учебников. В то время с четвёртого по десятый класс нужно было сдавать экзамены. У одного из парней был учебник, и мы с ним вдвоём занимались по нему. Кстати, и он подтянулся, и я смог подготовиться. Тогда для поступления в вуз нужно было сдавать семь экзаменов: математику (устно и письменно), сочинение по русской литературе, диктант по белорусскому языку, физику, химию и иностранный язык. Набрал я из возможных 35 баллов по пятибалльной системе оценивания 33 и был уверен, что поступил. Но время шло, уже 29 августа, а вызова не было. Мама спросила: «А ты уверен, что поступил?» И тут я засомневался. Решил поехать в Гродно в институт и проверить по вывешенным на дверях спискам. Приехал. Смотрю, а сам волнуюсь. И от волнения не заметил свою фамилию. Но потом ещё и ещё раз внимательно присмотрелся, и вижу: да вот же моя фамилия под номером 49.
В тот самый момент подходит ко мне Никифор Дмитриевич Беспамятных, который был председателем комиссии по математике и поставил мне две пятёрки, и говорит: «А, Мартынов приехал? А мы вас, батенька, не зачислили». Кстати, он всегда ко всем студентам обращался на «Вы». Я у него эту привычку перенял и тоже ко всем студентам обращаюсь только на «Вы». «Как же не зачислили? Вот же я под номером 49», – отвечаю ему. «Да это не вы, это другой Мартынов», – говорит и сам улыбается. Я понял, что он шутит. Дальше – интереснее. На первом курсе записался в кружок по танцам и в научный кружок по математике к Никифору Дмитриевичу. Но так получилось, что репетиции по танцам проходили вечером, а их пропускать нельзя. Они были как раз в то время, когда и научный кружок у Никифора Дмитриевича. И я стал пропускать его занятия ради танцев. Он, конечно, расстроился.
Через некоторое время Никифору Дмитриевичу пришлось уехать в Петрозаводск, но перед отъездом он дал наказ Арсению Евгеньевичу Кастальскому приглядывать за мной. Под его руководством я написал две научные заметки, и он направил меня в Минск к профессору Николаю Павловичу Еругину, в 2018 году, кстати, мы провели 18-ю конференцию памяти Еругина, которая называется «Еругинские чтения». И вот я по рекомендации Арсения Евгеньевича съездил к профессору Еругину, и он сказал мне: «Пожалуйста, готовьтесь, а осенью поступайте».
А осенью меня призвали в армию на два года. После службы я на девять лет отошёл от науки. Поступил в аспирантуру только в 1970 году. Научным руководителем моим стал Анатолий Иосифович Яблонский.
После армии работал на селе учителем математики средней школы, а потом директором вечерней школы. А Никифор Дмитриевич, вернувшись в Гродно, разыскал меня и пригласил к себе. Итак, к 1965 году я переехал в Гродно и уже не выезжал за исключением двух длительных стажировок: одна на протяжении четырёх месяцев в Казани (1969), вторая в Минске (1970). Сначала был ассистентом на кафедре, затем старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой, профессором.
МАТЕМАТИКА – ЛУЧШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
– Нужно ли пропагандировать математику среди нынешнего молодого поколения?
– Как раз в прошлом году выступал на Совете факультета, потом перед учащимися, на курсах повышения квалификации на тему «Математика и воспитание человека». Я глубоко убеждён, что математика имеет самый высокий потенциал в воспитании человека. Потому что другие науки воспитывают вербально, а математика – по своей сути. Чтобы выполнить задание, надо приложить усилие. И ещё – учителя математики нельзя обмануть. Решил задачу – подготовился к уроку, не решил – не готовился. Математика воспитывает честность, трудолюбие, настойчивость, волю, аккуратность в работе. Потому что если небрежно напишешь, допустишь описку в расчётах, это может привести к беде. Никола Бурбаки (коллективный псевдоним группы французских математиков) сказал так: «Ошибка математика может стоить жизни не только одному человеку, но и всей цивилизации». Представляете!
Математика развивает логическое мышление. Пример рассуждения в математике безупречен, потому что всё построено на доказательстве. Далее, что наиболее мне нравится в математике, это эстетическое воспитание – красота человеческой мысли. Можно привести множество формул. Вот, скажем, эта: eπ +1=0. е=2,718281828459045…Число 2,7 все помнят, а дальше цифры можно запомнить так: 1828 – это год рождения Льва Толстого, а поскольку эта личность планетарного масштаба, то повторим его год рождения ещё раз – снова 1828, далее 45 – это стипендия в советское время студента-педагога в рублях, далее 90 – это повышенная стипендия студента-педагога, а затем снова 45 – средняя стипендия советского студента-педагога. Один из знаменитых математиков сказал: «В этой формуле соединились пришельцы из разных миров: π –из геометрии, е – из математического анализа. И объединились в такую красивую, непостижимую формулу». К концу первого года обучения мы со студентами доказываем её. Хоть тысячу раз с этой формулой встречаешься, но не покидают ощущения, что это какая-то мистика, какое-то волшебство.
И, наконец, математика формирует мировоззрение, расширяет кругозор. К примеру, та же физика без математики никак не может. Поэтому роль математики неоценима. Мне сейчас просто больно, что со школы выходят люди, всё меньше и меньше подготовленные к обучению в высшей школе. Уровень математической подготовки падает. Даже в философской школе Платона математика была на первом месте. Он понимал, что значит математика для воспитания личности. Понижать уровень подготовки школьников никак нельзя.
ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО
– Есть ли принципы в жизни, вопреки которым Вы не поступаете?
– Да. Самое главное для меня – жить и делать всё по совести.
– Если бы у Вас была возможность прожить жизнь заново, что бы Вы хотели изменить в ней?
– Я бы трудился более настойчиво и сконцентрированно, не разбрасывался бы временем. Особенно в молодые годы много попусту сил уходило. Но что-то я всё же успел сделать: 23-й год руковожу Советом по защите диссертаций, есть ученики, являюсь ответственным редактором серии №2 «Математика. Физика. Информатика, вычислительная техника и управление» журнала «Веснiк ГрДУ». Это приносит удовлетворение и радость.
– Повлияла ли Ваша профессиональная деятельность на Вашу личную жизнь?
– Как-то рядом они идут. Всё нормально. Сын и дочь, трое внуков, правнучка. Так что радость.
– Поделитесь секретом Вашего долголетия.
– Мне надо ещё 21 год прожить, потому что у меня дед прожил 101 год. Я же не могу его подвести (улыбается). Когда мозг постоянно развивается и направлен на созидание, то, считаю, что это способствует хорошему самочувствию и долголетию. Важно воспитывать в себе положительные эмоции. Приходилось мне слышать лекцию академика Анатолия Степановича Зубра, академика акмеологии международной академии технического образования (Республика Беларусь, г. Минск), которая очень вдохновила, потому что она была созвучна с моим отношением к людям. Вот, например, он сказал, что нужно вырабатывать в себе положительные эмоции. Допустим, если ты начальник, то подчинённый, уходя от тебя, должен быть возвышен. Помню, после лекции он подошёл ко мне, протянул руку и сказал: «Спасибо». Я удивился и спрашиваю: «За что?» Он отвечает: «Вы мне помогли в моей лекции». То, что он говорил, мне очень ложилось на душу, видимо, по глазам моим он понял, что я впитываю его речь, как губка. С самого утра нужно настраивать себя на то, что сегодня тебя ожидает хороший день.
– Как давно Вы начали заниматься творчеством?
– Творчеством занимаюсь эпизодически. Где-то в седьмом классе сочинил своё первое стихотворение. Потом оно каким-то образом попало на стол учительницы, которая разразилась и сказала возмущенно: «Нашёлся тут стихоплёт!». Видимо, вот этим словом – стихоплёт – она на долгое время меня отрезала от этого занятия. Но потом через некоторое время я снова стал сочинять. Вот послушайте стихотворение про учителей:
Во все века – от Рождества Христова
Благодарим родителей своих.
Всегда торжественно мы держим слово
О здравии иль памяти о них.
Поднимем благодарственную чашу,
Учителям желая честь воздать.
Они вошли как светоч в юность нашу,
Стремясь нам путь к познанию указать.
У них всегда почётные задачи.
Учителем не каждый может стать.
Мне кажется, нам сам Творец назначил
Учителей, как и отца, и мать.
Какая для учителя отрада,
Коль ценен труд его средь знатоков.
Но самая высокая награда –
Признательность его учеников.
Чтоб наша жизнь нам радость приносила,
Прошу, коллеги, помните всегда:
Какая притягательная сила
В поэзии любимого труда!
– У Вас большой жизненный опыт, накопились мудрость и знания. Что бы Вы хотели передать своим ученикам?
– Самое ценное, что я могу передать, это свой пример. Важно стараться, чтобы твоё поведение было по возможности безупречным. Давать наказы, считаю, бесполезным занятием. Вот, например, моя внучка, ещё малышка, всего два годика, а уже «я сяма». Так что, то, к чему человек сам приходит, и является для него самым ценным. А навязанное отвергается. Поэтому давать советы – неблагодарное дело.
– Были ли у Вас такие случаи, когда Вы долго думали над решением какой-то задачи, и не получалось решить её? Как Вы поступали в такой ситуации?
– Бывает трудная задача попадётся, решаешь-решаешь – не получается. Ложишься спать, но мозг работает в направлении поиска решения. Утром просыпаешься с мыслью: а дайка я вот это проверю. И всё работает – есть ответ. Понимаете, какие-то ассоциации на уровне подсознания происходят во сне. Ещё Никифор Дмитриевич Беспамятных говорил, что важно развивать интуицию. Логика важна, но и интуиция тоже. Это приходит к человеку с опытом, когда он действует в созидательном плане. Если ты действуешь, и твоя деятельность направлена на созидание, то получается, как будто сама Вселенная тебе помогает и подсказывает.
Строгость и заботливость, искренность и юмористичность, точность и лёгкость, проза жизни и поэзия любви так гармонично сочетаются в этом человеке, что после общения с ним понимаешь: сложные вещи могут быть простыми и интересными, нерешаемые задачи решаются, Вселенная полна подсказок, когда ты действуешь созидательно, а жизнь каждый день готовит что-то очень интересное, например, беседу с профессором математики Иваном Платоновичем Мартыновым.
Иван Платонович Мартынов – известный учёный, специалист в области аналитической теории дифференциальных уравнений. Под руководством профессора А.И. Яблонского была написана и в 1975 году защищена кандидатская диссертация на тему «Об однозначных подвижных особенностях уравнений высших порядков».
В 1989 году И.П. Мартынов защитил докторскую диссертацию «Аналитические свойства уравнений и систем третьего порядка», а в 1990 году ему присвоено звание профессора. Полученные в его научных трудах результаты нашли широкое признание среди белорусских и зарубежных математиков и внесли весомый вклад в аналитическую теорию дифференциальных уравнений.
Им опубликовано около 270 научных работ, среди которых монография, 6 учебных пособий (в том числе 2 с грифом Министерства образования Республики Беларусь) и свыше 90 статей в специализированных научных журналах.
Иван Платонович ведёт большую научно-организаторскую работу. С 1 февраля 1996 года является председателем Совета К 02.14.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата физикоматематических наук по специальностям «01.01.01 – вещественный, комплексный и функциональный анализ» и «01.01.02 – дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление» при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. И.П. Мартынов инициировал создание этого Совета и провёл большую подготовительную работу для его открытия. За время работы Совета в нём защитилось 60 соискателей, из них 24 сотрудника нашего университета, 8 из других стран. В 1997 – 2002 годах И.П. Мартынов являлся членом Совета по защите докторских диссертаций при БГУ.
Под руководством И.П. Мартынова было защищено 8 кандидатских диссертаций. Среди его учеников С.Л. Соболевский, который стал самым молодым в Республике Беларусь кандидатом физико-математических наук, защитив диссертацию в 21 год, а затем одним из самых молодых докторов физико-математических наук, защитив докторскую в 30 лет. В настоящее время под руководством Ивана Платоновича в аспирантуре обучается 3 человека, 2 – из КНР. И.П. Мартынов неоднократно выступал оппонентом по кандидатским и докторским диссертациям, рецензентом научных статей, монографий, учебных пособий. Он является руководителем научной школы по дифференциальным уравнениям в нашем университете.
Иван Платонович Мартынов – руководитель научного семинара факультета математики и информатики, а также ответственный редактор серии №2 «Математика. Физика. Информатика, вычислительная техника и управление» журнала «Веснiк ГрДУ». Много внимания Иван Платонович в разные годы уделял развитию студенческой науки, возглавлял совет студенческого общества, являлся председателем жюри областных олимпиад по математике, был главным редактором научнопопулярного, научно-методического журнала «Альфа» для школьников, студентов и преподавателей. В 1998 году И.П. Мартынов за работу с талантливой молодёжью получил Первую премию Специального фонда Президента Республики Беларусь.
Иван Платонович внёс большой вклад как в развитие факультета математики и информатики, так и Гродненского государственного университета в целом. В 1977 году он возглавил кафедру геометрии и методики преподавания математики, с 1980 по 1982 год и с 1984 года по 2010 год – заведующий кафедрой математического анализа, с 1994 по 1995 год – декан математического факультета, с 1996 по 1997 год – проректор по учебной работе, с 1997 по 2001 год – первый проректор Гродненского университета, с 2001 по 2003 год – проректор по учебной и воспитательной работе. Профессор И.П. Мартынов в 1999 году избран членом-корреспондентом Белорусской академии образования. В 2000 году удостоен почётного звания «Заслуженный работник образования Республики Беларусь». И.П. Мартынов является первым Почётным профессором Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Научно-педагогическая и общественная деятельность Ивана Платоновича Мартынова отмечена рядом правительственных наград, среди которых: Почётная грамота Совета министров Республики Беларусь (1998 г.), Почётная грамота Национального собрания Республики Беларусь (2003 г.), Благодарность председателя Гродненского областного исполнительного комитета (2014 г.), Почётная грамота Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (2017 г.), Благодарность Премьер-министра Республики Беларусь (2018 г.).
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
Станислав Соболевский, ассоциированный профессор практики Нью-Йоркского университета, Центр Исследования и Развития Городов
– Я учился в школе-лицее №1 г. Гродно (сейчас Гродненская городская гимназия), а Иван Платонович несмотря на всю свою занятость, он был тогда заведующим кафедрой в ГрГУ имени Янки Купалы, вёл занятия по математике в старших классах. Уже тогда он меня заинтересовал теорией дифференциальных уравнений, той тематикой, которой занимался сам. Так и состоялось моё знакомство с высшей математикой как предметом исследований. Я, как олимпиадник, стремился найти быстро красивое решение задач. Тогда для меня было, можно сказать, открытием, что не всё решается наскоком, необходимо посидеть, подумать, нужен кропотливый труд: много листов формул, вычислений, нигде не ошибиться. Удивительно, Иван Платонович смог сделать так, чтобы мне этот процесс понравился. И из изначального нетерпения это стало мне приносить удовлетворение. С этого и начинается путь учёного. Многим ребятам нравится решать нестандартные красивые задачки, но в науку идут далеко не все, скорее, из олимпиадников это могут быть лишь единицы. Любовь к математике, которая присуща Ивану Платоновичу, вдохновила и меня стать на научную стезю. Когда человек искренне что-то любит и горит своим делом, слушателям эта заинтересованность точно передаётся. Иван Платонович утвердил меня в любви к математике как к предмету исследований. Он сыграл ключевую роль в выборе моего профессионального пути именно как учёного-математика. Он передал мне свою любовь к предмету, показал, что не только быстрые ответы, но и долгая кропотливая работа безумно интересна и вознаграждаема. Поразительно, мы знакомы более двадцати лет, но в нём столько же энтузиазма, столько же энергии, он всё так же заряжает других своей любовью к предмету и вокруг него так много молодых учеников, как будто годы не властны над ним.
Вячеслав Пронько, доцент кафедры математического анализа, дифференциальных уравнений и алгебры Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
– В 1977 году я поступил в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (тогда пединститут), и первая лекция Ивана Платоновича произвела на меня очень сильное впечатление. Иван Платонович довольно непростые вещи объяснял так понятно, что это удивляло. Каждую минуту можно было наблюдать, как Иван Платонович увлечён тем, о чём рассказывает. Он не всегда вписывался в лекционные заготовки, которые есть у каждого преподавателя, мог рассказывать что-то экспромтом, на ходу придумывая новые примеры. Иван Платонович – учитель от Бога, воспитывает и вдохновляет своим собственным примером. И делает это настолько красиво и убедительно, что ты даже не замечаешь, как он действительно вводит тебя в мир математики. Я очень счастлив, что Иван Платонович меня заметил в студенческие годы и стал настоящим маяком и ориентиром в этом мире. Со всеми, кто рядом, Иван Платонович делится своим опытом, знаниями, внутренним богатством, жизненным зарядом. Хочется быть похожим на него, хочется делать так же, как он. Иван Платонович очень радуется успехам своих учеников, наверное, даже больше, чем своим. Мы, его ученики, тоже очень счастливы, что есть такой учитель, друг, с которым радостно идти по жизни.
Наталия Берёзкина, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
– Я поступила в университет (в то время ещё пединститут) в 1976 году. Тогда дипломную работу писать было необязательно. Но, учитывая, что я была отличницей, Иван Платонович меня заметил и предложил тему исследования. С третьего курса я стала над ней работать, дипломную работу успешно защитила, получив пятёрку. Как ленинскому стипендиату мне предложили поступать в аспирантуру. Я поехала в Минск, но обстоятельства сложились не в мою пользу, и я туда не попала. Распределили меня в ясли-сад. Иван Платонович не согласился с этой ситуацией. Он поехал в Минск, договорился со своим научным руководителем профессором Анатолием Иосифовичем Яблонским, чтобы он стал моим научным руководителем по написанию кандидатский диссертации. В 1980 году я, выдержав экзамены, поступила в аспирантуру. В 1985 году защитила диссертацию. Иван Платонович не был моим официальным руководителем, однако постоянно меня поддерживал и оказывал неоценимую помощь при написании самой работы. Я считаю, что связь между учеником и учителем – священна. Эта связь определяет не просто тематику научных исследований, а твою жизнь. Именно он дал мне путёвку в жизнь. Где была бы я сегодня, не встретив такого учителя, как Иван Платонович, – не знаю, возможно, в тех яслях, куда меня распределили. После защиты диссертации мы с Иваном Платоновичем продолжали совместную исследовательскую деятельность. Не только на работе, но и в жизни мы подружились. К сожалению, я никогда не работала на одной кафедре с Иваном Платоновичем, но, придя в главный корпус, всегда захожу к нему, чтобы зарядиться позитивной энергией, увидеть его улыбку, что-то доброе услышать. Хочу отметить, что всё, чего я добилась в своей профессиональной деятельности, заслуга Ивана Платоновича. Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким прекрасным Учителем и Человеком с большой буквы, который наполнил мою жизнь смыслом.