В ГрГУ имени Янки Купалы состоялся фестиваль педагогических инноваций
Фестиваль педагогических инноваций, который состоялся в ГрГУ имени Янки Купалы, стал новой формой совершенствования профессионального мастерства преподавателей, расширил возможности развития креативного образования в университетской среде.
Во время Фестиваля на дискуссионных площадках, мастер-классах, открытых занятиях собрались как опытные специалисты-практики, так и те, кто делает первые шаги в профессии педагога. Фестиваль выполнил свою миссию. Думающие, ищущие, целеустремлённые педагоги получили отличный шанс усовершенствовать собственную педагогическую практику новыми элементами, продвинуться вперёд по пути творческого саморазвития, повысить свою профессиональную конкурентоспособность. В первый день Фестиваля педагогических инноваций была организована работа дискуссионной площадки «Современный урок: мифы и реальность». Модератором обсуждения выступил Игорь Маслов, директор Лицея № 1 г. Гродно, магистр педагогических наук, лауреат заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011».
Актуальность вопросов, которые оказались в центре внимания участников дискуссии, была обусловлена стремлением практикующих педагогов найти и как можно более полно осмыслить ключевые характеристики современного урока. На примерах из личной практики учителя и директора Игорь Маслов продемонстрировал, почему современный урок нельзя превращать в имитацию образовательной деятельности, наполнять бессодержательными развлечениями, «инновационными фантиками», самоустраняться от общения с детьми.
«Современный учитель, стремящийся соответствовать вызовам времени, не просто передаёт имеющиеся у него знания по своему предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать своё мнение и уважать мнение других людей, нацеливает учеников на реализацию творческих способностей, – отметил Игорь Маслов. – Современный педагог – это прежде всего думающий педагог».
Вторая половина работы дискуссионной площадки носила оргдеятельностный характер. Участники должны были разработать по 10 предложений, направленных на изменение системы образования нашей страны в ближайшие годы. Была организована работа в группах, состоялось оживлённое обсуждение предложенных вариантов.
Во второй день Фестиваля педагогических инноваций прошли два мастер-класса – «Современный урок: фейерверк педагогических идей» и «Как сделать урок интересным: из методического портфеля учителя». Ведущим мастер-классов выступила Светлана Германович, учитель русского языка и литературы квалификационной категории учитель-методист Романовичской средней школы Могилёвского района, финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь 2009».
По мнению Светланы Германович, эффективность урока в значительной степени зависит от постановки целей учениками. «Целеполагание – это важнейшая часть урока, требующая от учителя определённых временных затрат и творческого вдохновения. Чтобы ребята трудились на уроке с интересом, я, как учитель, должна помочь им в выборе личных целей. Работа эта не из лёгких, – подчеркнула Светлана Фёдоровна. – Важно подобрать примеры, составить задания, сформулировать познавательные вопросы, которые помогут запустить механизм личностного самоопределения учеников в начале урока».
Рассказывая об опыте проведения уроков русской литературы в школе, Светлана Германович обратила внимание на несколько принципиально важных моментов. По её словам, старшеклассники мало читают, если им надо знать содержание литературного произведения, обращаются к Интернету. Отсюда неспособность сформулировать свою мысль, плохая техника речи, безграмотность. Как в таком случае изменить ситуацию? Как привить детям любовь к чтению? Как культурные ценности, выработанные годами, сделать близкими и понятными молодому поколению? Свой ответ на эти вопросы Светлана Германович нашла – нужно быть внимательным, чутким и избирательным в выборе средств, которые открывают двери в мир литературных произведений. Особенно для поколения нынешних школьников.
Светлана Германович утверждает, что содержание урока должно быть неожиданным для учеников, а учителю необходимо жить в течение 45 минут открыто и смело, делать всё возможное, чтобы ученики совершали открытия «увлекательных и поражающих ценностей» там, где раньше их не замечали.
В третий день Фестиваля педагогических инноваций своим методическим опытом поделились на дистанционном уроке преподаватели Лидского колледжа. Преподаватели высшей квалификационной категории Наталья Кудерко и Наталья Будишко провели интегрированный урок с элементами коучинговой технологии. Тема, над которой работали педагоги и учащиеся, была посвящена разработке одного из уроков по математике в дочисловой период. Преподаватели Лидского колледжа провели занятие в открытом формате, предложили творческий эксперимент и интересный набор образовательных инноваций.
«Интегрированный урок был выбран не случайно, – отметила Наталья Будишко. – Во-первых, для формирования системности мышления учащихся. Во-вторых, именно на втором курсе во время знакомства с новыми профессиональными дисциплинами можно и нужно демонстрировать их взаимосвязь, акцентировать внимание учащихся на взаимозависимости и взаимной обусловленности основных компонентов урока. А это позволяет реализовывать метапредметный подход в обучении».
Важная роль в ходе урока была отведена отдельным элементам коучинговой технологии. Благодаря их использованию педагоги помогли учащимся оценить степень развитости личных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных учебных задач. По мнению Натальи Кудерко, когда человек умеет определять свои сильные и слабые стороны, он грамотно ставит для себя цели развития и совершенствования, следовательно, подбирает оптимальные пути действий и ориентируется на конечный результат. Для будущего учителя данное умение особенно необходимо. Ориентируясь на собственный опыт, он учит целенаправленной и осмысленной деятельности своих учеников.
По завершении урока преподаватели купаловского университета и Лидского колледжа обменялись суждениями о его результативности, оценили деятельность педагогов и учащихся, высказали мнения по поводу использованных методов и средств обучения. Как отметила преподаватель Технологического колледжа Екатерина Пчельник, следует переходить от эпизодического использования коучинговой технологии к систематической работе с учащимися, обучать их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей. Открытое метапредметное занятие-диалог «1978 год в истории страны, университета, семьи» стало завершающим мероприятием Фестиваля педагогических инноваций. Его провели кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марина Колоцей и старший преподаватель кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин Олег Коляго.
Занятие в виду своей метапредметности вышло далеко за рамки исторической ретроспективы. Обсуждали не только события 40-летней давности, связанные с открытием на базе педагогического института Гродненского государственного университета. Студенты вместе с преподавателями в диалоге, через обмен мнениями осмыслили роль университета в формировании социокультурного пространства в разные исторические эпохи, выявили и проанализировали факторы развития системы ценностей человека, обусловленные национальной традицией, личным, семейным и корпоративным опытом. Учебные цели занятия нашли отражение в трёх открытых заданиях: «Университет – это…», «Миссия университета в современном обществе» и «Парад ценностей».
«Да будет там важнейших наук сокровищница, дабы давала мужей мудрых в совете, украшенных добродетелями и в разных науках сведущих… (из грамоты Казимира Великого от 12 мая 1364 года). Разработайте текст документа, в котором обоснуйте целесообразность открытия университета, отвечающего запросам современного белорусского общества». Такое задание было предложено студентам как ключевое и смыслообразующее в ходе занятия.
Технология открывающего обучения, положенная в основу занятия, потребовала от студентов специальностей «Правоведение» и «Информация и коммуникация» применения новых, ещё не усвоенных и не закреплённых на практике знаний. «Ребята непосредственно в аудитории учились конструировать собственные жизненные смыслы, самостоятельно работали с информацией, общались друг с другом и с преподавателями, дискутировали, – отметила Марина Колоцей. – Главный итог занятия вижу в том, что студенты совершили собственные открытия, а не просто усвоили готовый, представленный чужими знаниями опыт».
Идеи Фестиваля педагогических инноваций найдут своё продолжение в повседневной практике работы преподавателей университета, колледжей, учителей школ, станут хорошим подспорьем для внедрения в практику инновационных образовательных идей, позволят перейти к реализации модели креативного обучения.
Олег КОЛЯГО, заведующий лабораторией образовательный инноваций