Александр Мусатов: «Erasmus+ – не только возможность углубить знания и научиться чему-то новому. Это еще и колоссальный опыт международного сотрудничества, общения, дружбы»
Ежегодно аспиранты, магистранты и студенты ГрГУ имени Янки Купалы проходят обучение и стажировки в зарубежных учебных заведениях в рамках межвузовских договоров и межправительственных соглашений, а также по программе академического обмена Erasmus+. Магистрант педагогического факультета Александр Мусатов полгода стажировался в Университете в Турку, Финляндия. Молодой человек поделился впечатлениями о скандинавской стране.
Александр признается, что давно хотел принять участие в иностранной стажировке и все 5 лет учебы на специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций» рассылал заявки на программы академической мобильности. За это время удалось побывать лишь в Летней языковой школе в Литве. Молодой человек оканчивал 1 курс магистратуры по специальности «Образовательный менеджмент», когда Центр интернационализации образования ГрГУ имени Янки Купалы предложил ему принять участие в программе Erasmus+ и пройти полугодовую стажировку в Финляндии. Александр успешно преодолел конкурсный отбор, где требовалось подать заявку и написать мотивационное письмо. Большим плюсом стало и отличное знание английского языка. Получив подтверждение, начал готовить документы.
– Помимо визы, мне был необходим вид на жительство, – вспоминает Александр. – Он нужен всем, кто пребывает на территории Финляндии более 90 дней. Этот документ дает приезжему гораздо больше прав, чем обычная виза. Я пошел на риск и купил билеты до Турку до того, как получил вид на жительство. Но все сложилось хорошо.
Молодой человек заранее озаботился проблемой проживания и подал заявку на выделение комнаты в студенческом кампусе еще в мае, за три месяца до даты отъезда. Успешно решив все вопросы с документами, Александр отправился за новыми знаниями и впечатлениями.
– Я вылетал 23 августа из Гданьска. Была прекрасная солнечная погода, – делится Александр. – Лететь до Турку всего 50 минут, но за это время пейзаж за окном кардинально поменялся. Наш самолет приземлился в дождливом, туманном городе.
В аэропорту магистранта встретила его финский тьютор. Она не только помогла устроиться на новом месте, но и была готова прийти на помощь в любую минуту на протяжении всей стажировки. Александр разместился в одной из комнат блока на троих человек, соседями стали студенты из Польши и Италии.
– От кампуса до университета примерно 5 километров, но благодаря скоростному общественному транспорту мы добирались до учебы за 15 минут, – вспоминает Александр.
На следующий день после размещения студенты встретились с деканами факультетов и представителями студенческих ассоциаций, кружков и спортивных секций. В течение нескольких дней ребятам предстояло выбрать курсы для изучения и сформировать программу стажировки, желающие могли определиться с занятиями по интересам. Поскольку Университет в Турку работает по системе кредитов, студентам было необходимо выбрать определенное количество предметов, соответствующее числу кредитов, то есть учебных часов, на семестр.
– Так как я пишу магистерскую диссертацию, что дает дополнительные кредиты, я выбрал четыре предмета, – рассказывает Александр – Два по своему педагогическому профилю в магистратуре: «Менеджмент и администрирование образовательных систем» и «Финская система образования». Еще два предмета выбрал потому, что они мне просто интересны: «Английский язык для бизнес-переговоров», который вел преподаватель из США, и «Терпимость и разнообразие в культуре».
Записываться на курсы нужно через интернет, используя личный логин и пароль от образовательного портала университета. Собеседник отмечает, что студентам в Финляндии учиться одновременно и проще, и труднее, чем в Беларуси. Проще потому, что выбрать предметы и сформировать программу семестра можно исходя из своих интересов и возможностей. А сложнее потому, что студент в любом случае должен набрать определенное количество кредитов в зависимости от года обучения. Еще одна сложность – сдача контролируемых работ. Если студент не уложился в сроки и не сдал эссе (именно такая форма контроля популярна в европейских вузах), ему придется изучать весь курс заново в следующем году. Александр вспоминает нестандартный подход преподавателей к ведению занятий:
– Каждые 20 минут мы меняли вид деятельности: сначала играли в игру по теме занятия, потом делились на группы по какому-нибудь признаку, например, по времени, когда проснулись, и работали в командах, затем смотрели фильм. Никаких рамок нет, каждый раз преподаватели придумывают что-то новое. Еще студенты постоянно задают вопросы. Лектор не успевает договорить фразу, как студенты тянут руки. После пары ребята не разбегаются, а также подходят к преподавателю с вопросами или остаются обсудить пройденный материал между собой.
Яркие впечатления в памяти молодого человека оставили посещения финских учебных заведений – от детских садов до профессиональных лицеев, где получают среднее специальное образование, в Финляндии они называются институтами. Экскурсии проходили в рамках курса «Финская система образования». И если детские сады отличаются лишь обилием современных технологий, то школы и институты имеют много уникальных черт.
– Мы приходили в школу к 8 утра, как и дети, свободно заглядывали в любой кабинет и видели процесс обучения таким, какой он есть, – рассказывает Александр. – Отмечу, что школьники учатся играя. Финскую систему образования называют «расслабленной». В течение урока они так же, как и студенты, часто меняют вид деятельности, это не дает отвлечься или заскучать. К доске не вызывают: считается, что ребенок может получить моральную травму и вырасти закомплексованным. Отвечают только по желанию.
Молодой человек отмечает, что и дети, и взрослые хорошо говорят по-английски. Дело в том, что фильмы и мультфильмы в Финляндии по телевидению и в кино идут не с дублированным переводом, а с финскими субтитрами. Смотрят фильмы и на уроках. А после уроков – занятия по интересам.
– Можно заниматься спортом, рисованием, музыкой. Меня особенно поразил музыкальный класс, оборудованный профессиональной звукозаписывающей студией, с множеством музыкальных инструментов и собственным концертным залом, – отмечает Александр. – Такие дополнительные занятия после уроков не считаются нагрузкой для детей – это отдых, хобби. Кстати, почти во всех классах стоят диваны и кресла, чтобы во время урока, если ученик почувствует усталость, он мог отдохнуть 10- 15 минут.
После окончания базовой школы у финского подростка есть выбор: пойти в старшую школу либо поступить в институт. Александру удалось побывать в одном из профессиональных учебных заведений, где готовят будущих официантов и поваров.
– Сначала мы не поняли, куда попали – в ресторан или в институт, – вспоминает собеседник. – Вместо привычных для нас аудиторий – зал со столиками и большая оборудованная кухня. Студенты одеты в форму в соответствии с будущей профессией. Занятий за партами практически нет – все познается на практике.
Александр отмечает, что будущих официантов учат общаться с клиентами, барменов – запоминать рецепты и смешивать коктейли, поваров – готовить разнообразные блюда. Институт предоставляет посуду и продукты.
Из особенностей высшего образования Александр особенно отметил техническую оснащенность университета. В начале учебного года студент платит определенную сумму, что дает возможность посещать любые кружки и секции без ограничений. Каждому студенту выдается «ключ» буквально от всех дверей – специальный чип, открывающий спортивные залы, аудитории, кабинеты самоподготовки в любое время суток.
– Приходишь в тренажерный зал или в любое другое место, прикладываешь чип, вводишь в компьютере цель прихода и занимаешься, – рассказывает Александр. – Этот же чип позволяет распечатывать доклады и эссе. Современные технологии применяются и в процессе обучения. Все аудитории снабжены веб-камерами для онлайн-трансляций лекций, телевизорами, проекторами и интерактивными досками. Мне кажется, это делает занятия наглядней и интересней.
Жизнь студента – это не только лекции и домашние задания. За полгода в Финляндии Александр познакомился с ребятами из разных стран и континентов и нашел друзей.
– Мы устраивали вечеринки, ходили на университетские мероприятия, путешествовали, – вспоминает собеседник. – Успели побывать в Эстонии, Швеции, Норвегии, посмотреть на северное сияние за Полярным кругом, покормить оленей в Лапландии, сфотографироваться с настоящим Санта Клаусом. Конечно, изучили Турку, побывали в музеях. Erasmus+ – не только возможность углубить знания и научиться чему-то новому. Это еще и колоссальный опыт международного сотрудничества, общения, дружбы. Когда находишься в обществе коммуникабельных раскрепощенных людей, сам становишься таким же, растешь над своими комплексами. Теперь мне проще выходить из зоны комфорта и заводить новые знакомства.
Ирина ГЕРАСИМОВИЧ