Георгий Войтко: «Ощущение сцены, сценического действия, ощущение себя арт-объектом – это особенное чувство»

«Кино – искусство монтажа. А вот в театре ты творец. Ты властелин. Театр – это магия!». Так говорит российская актриса Екатерина Гусева. И эти слова как нельзя полно характеризуют творчество, которым не первый год занимается театральный коллектив физико-технического факультета «6-ая Студия». За небольшой промежуток времени труппа успела поставить несколько спектаклей, организовать не один таинственный поэтический вечер, а главное – найти свою аудиторию, которая ценит талант, непростое театральное искусство и нетривиальный взгляд актеров на литературные произведения. Еще весной коллектив насчитывал всего лишь четыре участника, а сейчас это полноценная труппа, готовая творить и идти вперед. О том, каких успехов добилась студия, над чем сейчас работают ее участники и о чем мечтают, рассказал руководитель коллектива и режиссер Георгий Войтко.

Три вечера поэзии

Декабрь ушедшего года для коллектива оказался очень насыщенным: участники «6-ой Студии» провели три мероприятия: вечера декаданса, поэзии Иосифа Бродского и новогодний вечер.

Вечер декадентской поэзии, или вечер декаданса, – это своеобразная подготовка к спектаклю и самих актеров, и зрителей, – поделился Георгий. – Такую встречу мы проводили во второй раз. Впервые мы ее организовали в ноябре совместно с театром-студией «Байка» Гродненского государственного аграрного университета. Там прекрасные ребята, руководит ими талантливейший человек и замечательный педагог Юлия Семашко.

Вечер Бродского – также совместный продукт двух коллективов. А новогодний вечер стал настоящим сюрпризом: им остались довольны все: и артисты, и зрители, и режиссер. Теперь в планах артистов организовать вечер для всех влюбленных в день Святого Валентина.

Подготовка поэтических встреч у нас всегда проходит очень нервно. Помимо них мы репетируем спектакль, а студенты к тому же готовятся к занятиям, зачетам и экзаменам, – переживает руководитель студии. – Но мы пытаемся с этим справляться и продолжаем творить!

Свое прочтение

В настоящее время труппа театра работает над непростой постановкой по мотивам романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Георгий отмечает, что это произведение выбрал неслучайно. Ему как режиссеру захотелось отойти от текста, в котором ничего нельзя изменить и с которым ничего нельзя сделать.

Я решил попробовать соединить литературное и театральное творчество. «Портрет Дориана Грея» – это лучшее, что может быть для такой цели. Мне показалось интересным интерпретировать идеи Оскара Уальда. К тому же, отражая события прошлого, текст предсказывает или даже определяет события будущего, и в этом качестве придает смысл их загадочному течению, – рассуждает режиссер «6-ой Студии». – Литература в широком смысле слова – проза и поэзия, философия или социальная мысль – развертывает мифы, которые иногда претворяются в жизнь ее читателями. А Дориан Грей – это своего рода уже миф, о нем знают даже те, кто никогда не читал роман.

Спектакль, как утверждает Георгий, сложный. В нем ведется игра с определенным жанром и стилем, с мышлением, основанном на парадоксах.

Постановку режиссер разделил на три части. В первой и третьей разыгрывается, собственно, сюжет романа «Портрет Дориана Грея», а вторая часть разбивает эти два акта, в ней – отдельный сюжет, связанный с современностью.

Во втором акте участвуют персонажи из первого и третьего, но сюжетно – это своя история на декадентскую тему. Собственно, наш спектакль и называется «Дориан. Декадентская греза современности». Постановка «накладывается» на классический текст. Это своего рода призма восприятия текстов Уальда зрителем, нашим современником. История, которая будет представлена во втором акте, написана малоизвестным молодым автором. Это потрясающее произведение, основанное на реальных событиях.

Как говорит Георгий, изначально его постановка предполагалась как некое сочинение по мотивам произведений Уальда, среди которых «Портрет Дориана Грея», «De Profundis» и «Саломея». Премьерный показ спектакля «6-ая Студия» планирует сделать весной.

Тяга к искусству

О «6-ой Студии», как и о других театральных коллективах, будущие актеры узнают из социальных сетей. Однако молодежь идет не в каждую труппу. На вопрос, чем именно студия привлекает актеров, Георгий отвечает по-философски.

Театр притягателен. Он обладает той привлекательностью, которой нет у кино. Ощущение сцены, сценического действия, ощущение себя арт-объектом – это особенное чувство. Тот, кто хотя бы раз был на сцене в качестве актера, никогда не забудет это необыкновенное чувство. И неважно, какая то была пьеса: простая или сложная, комедия или драма.

Доброжелательность, такт, легкость и открытость – те факторы, которые притягивают студентов в творческий коллектив. По мнению Георгия, актерская компания – самая интересная из всех возможных компаний, где участники свободно «сыплют» репликами из спектаклей, отвечают на шутки цитатами из произведений Чехова, Бунина, Уальда, Блока.

Поставленная сценическая речь, голос, интонации, жесты. Вас могут разыграть, а вы даже не обидитесь – так это будет красиво.

Постигают новые горизонты

Руководитель «6-ой Студии» делится, что и ему, и участникам коллектива в зале хотелось бы видеть больше зрителей и играть спектакль раз в неделю. А для этого, признается Георгий, нужно много работать, и, прежде всего, над собой.

Голос, хореография, выразительность – все эти качества важны. К тому же актер должен быть умным. Зритель не хочет видеть на сцене парня из соседнего подъезда, он хочет видеть звезду. Поэтому, скорее всего, наш уровень раскрутки зависит от собственного ответа на вопрос: хотим ли мы сами стать звездами?

Однако главная мечта у труппы – создать полноценный университетский театр с собственным залом, который коллектив обустроит по своему вкусу.

Для артиста очень важно чувство дома. И театр это своего рода его второй дом, а иногда и первый. Здесь артисту нужно чувствовать себя комфортно, – подчеркивает режиссер.

В настоящее время в коллектив студии входит 25 участников. Среди них студенты факультета истории, коммуникации и туризма, факультета экономики и управления, факультета инновационных технологий машиностроения, физико-технического, инженерно-строительного, юридического факультетов, выпускники нашего университета, будущий абитуриент, который уже готов стать частью большой купаловской семьи. К актерской труппе также присоединилась студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Некоторые из ребят хотят расти и постигать новые горизонты. В их планах – попробовать себя в качестве режиссеров и самостоятельно поставить небольшой, но качественный спектакль.

Например, Гриша Аникий и Екатерина Бурцева мечтают о режиссуре, Даша Гацук уже выбрала пьесу для постановки. Наташа Прудникова тоже хочет поставить спектакль, и у нее для этого есть большой потенциал, а самое главное – свое видение театра, – с гордостью рассказывает Георгий. – Григорий Аникий, наш ведущий актер, который запомнился публике по роли в «Дверях», за этот год добился просто фантастического прогресса в голосовых упражнениях и техниках. Он фактически может уже преподавать. А Ольга Скрыпник, наша ведущая актриса, у нее сейчас главная женская роль в «Дориане», много занималась хореографией и контактной импровизацией. Она готовый преподаватель. Меня это очень радует!

Вера в зрителя

Георгий говорит, что было сделано очень многое, чтобы «6-ая Студия» не просто существовала, а успешно развивалась. Оглядываясь назад, он понимает: это был долгий и интересный путь, который все еще продолжается.

Нам хочется смотреть вперед. Хочется, чтобы люди говорили и спорили об искусстве, о том, плохой или хороший был спектакль, чтобы нас одни зрители ругали, другие хвалили.

Георгий верит в свою аудиторию, так как гродненский зритель очень отзывчивый. Многие из них – это обычная театральная публика: взрослые люди разного возраста, пола, рода занятий.

Аудитория на самом деле хочет нового, непохожего, пусть непонятного, пусть странного, но интересного. И не бытового, конечно, потому что быт зрителю уже смертельно надоел. И если аудитория приходит в театр, а там быт… Это просто кошмар! Ведь зритель устает от однообразия. А театр может и должен быть разным. Театр должен быть в постоянном поиске. В этом его вечная привлекательность, – философски завершает беседу Георгий.

Анна КУЛЬБА

Поделиться

Читайте также: