Ирина Онищик — пример отношения настоящего Учителя к своей работе

«Словно желтые бабочки, бьются об оконные стекла листья с берез. Так и стремятся залететь от осенних заморозков сюда, в теплый и уютный класс, где выстраиваются у доски картонные ежи и белочки, манят крутобокие яблоки, улыбаются крепкие, румяные снеговики. Это Ирина Миновна готовит к уроку математики наглядность. Она заранее пишет на раздвижной доске нужные для работы на уроке цифры, примеры. Экономит драгоценные 45 минут… Кладет каждому ученику на парту по две вишни, вырезанные из бордовой «замшевой» бумаги. Это для домашнего задания – пусть обведут, покрасят, дорисуют до нужного количества». Эта цитата из статьи Л. Цыхун «45 минут радости», опубликованной в газете «Гродненская правда» 6 октября 1979 года, как нельзя лучше демонстрирует отношение настоящего Учителя к своей работе.

Ирина Миновна Онищик, в девичестве Буцкевич, работала учителем начальных классов, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, старшим преподавателем университета. Была отличником народного просвещения Белорусской ССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Родилась Ирина Миновна в г. Новогрудок Гродненской области. Окончила 7 классов, поступила в Новогрудское педагогическое училище. После его окончания в 1954 году работала учителем начальных классов в Блажановской семилетней школе, заведующим отделом пионеров и школьников Вороновского РК ЛКСМБ. С 1958 по 1993 год трудилась учителем начальных классов в Вороново, Минске, Гродно.

Уже в первые годы работы в школе к Ирине Миновне приходит четкое осознание того, что вся ее жизнь будет связана с педагогической деятельностью, потому что быть учителем – ее призвание. Молодой педагог понимает, что истинную радость в труде может принести любовь и признание учеников, что эта бесценная награда учителю есть результат его великого терпения, трудолюбия, результат неутомимой работы над собой и творческого подхода к своей профессии.

Работа учителя интересна тем, что результат ее очевиден не сразу. Сегодня учитель видит только некоторые итоги своей деятельности, проявляющиеся в ученике и формирующие его как личность. Однако и эти «промежуточные» результаты окрыляют педагога, дают ему силы и заставляют искать новые методы и способы решения возникающих задач, углублять и расширять свои знания.

В 1969 году Ирина Миновна, работая в СШ № 16 г. Гродно и имея уже достаточно большой опыт педагогической деятельности в начальных классах, поступает на заочное отделение факультета педагогики и методики начального обучения Гродненского педагогического института. Учится только на «хорошо» и «отлично». В характеристиках, подписанных директором школы и являющихся основанием для освобождения Ирины Миновны от прохождения педагогической практики, дается краткий анализ ее учебной, воспитательной, общественной деятельности, работы по самообразованию и самосовершенствованию. В них отмечается особенность методики ведения урока: Ирина Миновна словно сама становится рядом с учеником и все, чему учит, видит его глазами, воспринимает его мыслью. Позже на эту черту педагогического таланта Ирины Миновны обратила внимание и автор упомянутой статьи «45 минут радости».

Обучение в педагогическом институте дало Ирине Миновне много. Во-первых, благодаря общению с преподавателями факультета она утверждалась в правильности выбранной ею методики обучения школьников начальных классов. Во-вторых, объем ее знаний в области психологии и педагогики расширялся, по-новому стал реализовываться ее богатый методический потенциал, подкрепленный научными знаниями. Можно сказать, что в ее педагогической практике в те, кажется, далекие 60-70-е годы зарождались ростки того, что на современном языке называется инновационными технологиями обучения. В педагогической среде появился термин «школа Онищик», а три года учебы в ней оставляли добрый след в памяти ученика на всю его жизнь и давали отличный старт обучению в средней школе.

Настоящий учитель является исследователем. Он постоянно думает, пробует, изучает, делает выводы, принимает решения. С таким учителем легко проводить экспериментальную проверку новых учебных программ, учебников, технологий. Классы Ирины Миновны становились площадкой для научных исследований, проводимых преподавателями кафедры педагогики и методики начального обучения ГрГУ имени Янки Купалы. Так, на базе классов Ирины Миновны в 70-х годах проводилась экспериментальная проверка методики обучения учащихся решению задач методом составления уравнений, предложенная старшим преподавателем кафедры педагогики и методики начального образования Татьяной Александровной Альсмик. Результаты изучения публиковались в журналах «Математика в школе», «Народная асвета», «Начальная школа».

В начале 70-х годов на Гродненский комбинат строительных материалов приехала группа молодых специалистов из Вьетнама. Русским языком они не владели, общение через переводчика было затруднительным. Поэтому руководство комбината обратилось к директору школы № 16 с просьбой оказать помощь в обучении вьетнамцев русскому языку. Эта работа была поручена Ирине Миновне. С ней она справилась с честью. На обратной стороне одной из фотографий, на которой запечатлены вьетнамские специалисты на встрече с учащимися и учителями школы, написано: «С Вашей помощью я могу говорить по-русски. Вас я никогда не забуду. Желаю встретить Вас у себя на родине во Вьетнаме. Впервые Ньак выступил на русском языке в школе № 16». На другой фотографии – «На память о посещении школы № 16 в г. Гродно. Мы укрепляем нерушимую дружбу между народами Вьетнама и Советского Союза. 9.12.1972».

В 1978 году в Гродно проходило Всесоюзное совещание педагогов. Участники семинара посещали уроки лучших учителей Гродненщины, в том числе и в СШ № 16. Вот как отозвался об уроках Ирины Миновны директор одной из московских школ: «Я посетил за свою жизнь тысячи уроков, но столь блестящих – по технике, мастерству, артистичности – не видел». Это высокая оценка педагогического творчества учителя, и, как говорят в народе, она дорогого стоит.

В августе 1980 года Ирина Миновна была переведена на должность заместителя директора по начальным классам в среднюю школу № 21, в которой работала до июля 1993 года.

Одна из основных целей, которую поставила перед собой учитель и к которой шла в течение всей педагогической деятельности, – воспитание думающего человека с обостренным чувством ответственности за себя, за свой класс, человека, любящего свою Землю, свою Родину. Задача трудная, но за ее решение взялся творчески мыслящий человек, испробовавший много различных приемов, средств, методов, в которых синтезировались идеи античных педагогов и опыт известных преподавателей-новаторов нашего времени.

Педагогический опыт Ирины Миновны изучался областным институтом усовершенствования учителей, кафедрой педагогики и методики начального обучения. Он оказался востребованным и широко использовался учителями начальных классов города и области. «Внедряла» его сама Ирина Миновна, обучая педагогическому искусству будущих учителей начальных классов. Изучение, анализ накопленного педагогического опыта помогали студентам выявить «образец» педагогической работы и давали необходимый эмпирический материал для построения своей педагогической системы. И каждый решал, что в этом опыте может быть полезно именно ему, какую мысль, идею он может развить.

В 1985 году была возобновлена деятельность факультета педагогики и методики начального обучения в составе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Возникли большие трудности с обеспечением факультета кадрами высокой квалификации. По предложению заведующего кафедрой педагогики и методики начального обучения в 1987 году Ирина Миновна была приглашена в университет для чтения курса «Методика преподавания русского языка в начальной школе». Спустя шесть лет педагог была принята на должность старшего преподавателя кафедры математики и методики преподавания математики в начальной школе. На кафедру пришел методист высокого класса, хорошо знающий начальную школу и понимающий, какими компетенциями должен владеть будущий учитель начальных классов. Начинать Ирине Миновне пришлось с разработки учебных программ по читаемым курсам и их методического обеспечения. Но основное внимание уделялось работе со студентами, воспитанию у них потребности в творческом подходе к педагогической деятельности. С этой целью в СШ № 16 и позже в СШ № 10 Ирина Миновна организовала научно-методические семинары для студентов. Участники не только знакомились с различными методиками обучения младших школьников российских ученых-педагогов Я.А. Фаизова, С.А. Лысенковой, Н.А. Сторожевой, но и обсуждали результаты своих исследований, проводимых под научным руководством Ирины Миновны в рамках курсовых и дипломных работ. Проводились мастер-классы с участием студентов и учащихся.

Работая в университете, Ирина Миновна не теряла связи с учителями начальных классов города и области, оказывала им методическую помощь по использованию новейших технологий обучения русскому языку и литературному чтению.

Ирина Миновна постоянно находилась в творческом поиске. Она организовывала самостоятельную работу студентов, научные исследования в области методики обучения русскому языку и литературному чтению учащихся начальной школы, изучение опыта работы учителей. Все это не могло не сказаться на методической подготовленности студентов, которые показывали достаточно высокую квалификацию и профессиональную зрелость в процессе ведения уроков на педагогической практике, на государственных экзаменах и во время защиты дипломных работ.

Ирина Миновна учила каждым прожитым днем. Учила не только на занятиях. На такое способен человек, который отдал любимой работе много лет своей жизни. Ее творческий путь – 52 года непрерывного педагогического труда. 52 года за учительским столом, в студенческой аудитории. Она учила детей, студентов, молодых учителей не бояться трудностей, воспитывала в них волю к достижению поставленной цели, дисциплину и главное – любовь к труду. Ирина Миновна нашла свое призвание и с достоинством его реализовала, находя в повседневности романтику и неповторимость. И хотя педагог уже на заслуженном отдыхе, ученики и коллеги помнят ее, обращаются за советом и помощью.

Максим Горький писал: «В каждой душе человеческой есть колокольчик. И не звенит он, пока не сумеет кто-нибудь затронуть его». И колокольчики, затронутые доброй рукой Ирины Миновны, звенят по всей стране, а от каждого колокольчика звенят другие. Так и не прерывается связь времен, связь поколений.

Анна СИДОРЧУК, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания

Поделиться

Читайте также: