Валентина Богданович: «Учитель – это образ жизни. И кто этот образ жизни не выдерживает, тот просто уходит из школы, потому что понимает, что это не совсем то, о чем он мечтал, чего хотел»

Трудно не согласиться с мыслью, что педагог – это не только тот человек, который имеет полученную квалификацию, и даже не тот, кто каждый день приходит в школу и даёт уроки, педагог – это тот, кто способен повести за собой. Ведь именно это и обозначает в переводе с греческого слово «педагог».

Выпускница ГрГУ имени Янки Купалы Валентина Богданович по прошествии многих лет, посвящённых младшим школьникам средней школы № 32, снова вернулась в alma mater, уже в качестве преподавателя кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания, чтобы поделиться своим богатым опытом работы со студентами – будущими педагогами. Накануне профессионального праздника – Дня учителя – Валентина Ивановна рассказала, какими качествами должен обладать учитель, чтобы быть успешным.

Сегодня за успехи в многолетней работе в копилке наград Валентины Богданович – грамоты районного, городского отделов образования, областного управления образования, а также Министерства образования Республики Беларусь.

Образ жизни учителя, по словам Валентины Ивановны, она впитала в себя в детстве. Нет, в школу она не играла – некогда, ведь Валентина была ещё и пианисткой, и спортсменкой-лыжницей, школой она жила вместе с мамой, учительницей начальных классов. Видимо, мама передала свой огонь любви к ученикам, коль и Валентина, и её младшая сестра выбрали в будущем профессию учителя начальных классов.

– Валентина Ивановна, говорят, чтобы работать в школе, нужно любить детей. А как узнать, любит ли учитель своих учеников?

– Прежде всего, он не боится их и принимает такими, какие они есть, без завышенных ожиданий, поддерживает партнёрские отношения с ними. Кроме того, он понимает детей, чувствует, с каким настроением они пришли на урок, и самое главное – выслушивает их до конца.

–Может ли учитель повлиять на судьбу?

– Да, несомненно. Вот, например, у нас в школе училась девочка, которая всем говорила, что она будет учителем начальных классов. Прошло много лет. Она закончила университет и работает сейчас в нашей школе учителем начальных классов. Учитель для многих детей и кумир, и подсказчик в выборе будущей профессии.

– На ваш взгляд, за что дети любят учителя?

– Дети любят педагога за честность и правдивость. Они чувствуют, как учитель относится: одинаково ко всем или нет. Если дети видят, что учитель честно и справедливо ко всем относится, одни и те же требования предъявляет, спрашивает одинаково, то такому учителю они доверяют.

– А может ли учитель относиться ко всем ученикам одинаково и если нет, то как этого избежать?

– Это довольно непросто и зависит от характера и темперамента самого педагога. Я советую учителям просто переступить порог, если был конфликт какой-то с ребёнком или родителем. Нужно настроить себя на то, что все дети одинаковые, они все находятся в равных условиях. И обязательно помочь тому ребёнку, у которого что-то не получается или в семье неблагополучие.

– Возникают ли недопонимания в общении с детьми и их родителями?

– Да, бывают. Недопонимание может возникнуть на ровном месте, и в силу своих психологических особенностей его последствия каждым воспринимаются по-разному. Ребёнок очень быстро забывает. Самое главное, чтобы учитель тоже забыл и не воспринял это слишком близко к сердцу. С родителями тоже бывают шероховатости в отношениях. Как правило, такие ситуации должны решаться быстро на месте.

– Как удержать дисциплину в классе?

– Сейчас в школу все дети приходят эрудированные. Если сравнивать, что было раньше и что сейчас, то раньше больше половины класса не умели читать. Сейчас и родители заинтересованы научить ребёнка, и появились различные развивающие студии. Многие дети хорошо читают, многие – по слогам. Поэтому учителю первоклашек важно продумывать заранее задания для каждого ребёнка, использовать дифференцированный подход. Если ребёнку интересно, он увлечён, то вопрос о дисциплине стоять не будет.

– Что делать, если класс на уроке вышел из-под контроля, произошла так называемая форс-мажорная ситуация?

– Бывает и такое. Тогда педагогу нужно остановиться и переключить внимание детей на что-то другое, например, сказать: «Давайте наведём порядок на своей парте» и таким образом сменить вид деятельности.

– Допустимо ли педагогу повышать голос на уроке?

– В идеале нет. Но есть дети, которые реагирует именно на шумовой всплеск – повышение голоса. Однако это должно быть в допустимых пределах. Есть, конечно, учителя, у которых от природы звонкий голос. Им приходится говорить, чтобы разговаривали на тон тише.

– Какова степень ответственности у учителя за детей?

– Учитель несёт всю ответственность за ребёнка, особенно, когда ученик находится в школе. Он должен предусмотреть, чтобы ребёнок не получил ни физических, ни психологических травм. Это значит, нужно дать посильное задание на уроке, чтобы не создавать ученику стрессовую ситуацию. Лучше создать ситуацию успеха. Опытный учитель где-то подсознательно несёт ответственность за будущее ребёнка. Его интересует, что будет с ним в старших классах, затем – как он устроится в жизни.

– Как учителю справиться с грузом такой большой ответственности?

– Тяжелее всего справиться гиперответственному учителю. Нужно заниматься собой. Создавать некую психологическую разгрузку. При составлении расписания мы стараемся, чтобы у педагога были «форточки», чтобы он мог пойти в буфет, попить чай, кофе, отдохнуть, сходить в библиотеку, выйти в интернет. Одним словом, учитель должен найти время, чтобы разгрузиться. У нас есть педагоги, которые ходят на различные курсы по выходу их проблемных ситуаций.

– Педагог – это работа или призвание?

– Скорее, посвящение. У учителя даже если рабочий день закончился, он не перестаёт думать о работе. Дома мы думаем о работе, в интернете ищем информацию, касающуюся работы, читаем материал по работе. Учитель – это образ жизни. И кто этот образ жизни не выдерживает, тот просто уходит из школы, потому что понимает, что это не совсем то, о чем он мечтал, чего хотел.

– Нужны ли тактильные отношения с детьми?

– Инициаторами прикосновений в начальной школе выступают дети. Они бегут навстречу и обнимают учителя. У них даже борьба, кто первый до учителя добежит и обнимет его. Если учитель видит, что ребёнок поникший, грустный, то нужно просто подойти к нему и погладить по голове. Иногда учитель своим прикосновением возвращает внимание ребёнка, если он летает в облаках.

– Должна ли быть дистанция между учителем и учеником, и если да, то какая?

– Да, дистанция должна быть, чтобы партнёрство не переросло в панибратство. Дети должны чувствовать, что учитель и друг, и в то же время помощник, который нацелит на что-то правильное, лучшее.

– Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

– Сначала нужно выявить причину, почему он не хочет учиться. Задача учителя, психолога, социального педагога вести беседу с родителями. У детей начальных классов быстро получается найти причину. Нужно убрать раздражителя, и всё становится на свои места. Затем такого ребёнка нужно поддержать. Если поддержки ребёнок не находит дома, тогда важно вовлечь его в учебный процесс, во внеклассную работу, спорт, различные кружки, чтобы ребёнок почувствовал интерес хоть к чему-то. Если его что-то в школе заинтересует, он будет с желанием туда приходить. А если он идет с желанием, значит учёба потихоньку наладится. В каждой параллели примерно 10 процентов таких детей. Причины могут быть самые разные. Одному не понравился учитель, другому какой-то предмет, третий видит, у кого-то, допустим, мобильник круче. Мы, учителя, стараемся устранять такие причины. Оказываем малообеспеченным и многодетным семьям посильную помощь, ищем спонсоров, к Новому году дарим подарки.

– Какие качества должны преобладать у учителя: личностные или профессиональные?

– Если не будет личностных качеств, то не будет и профессиональных. Студенты выходят из университета теоретически подготовленными на 100 процентов. И где-то на 70 процентов они подготовлены к практической работе. Всё остальное у них приходит с опытом на протяжении работы в школе, а также посредством самообразования, самовнушения, развития профессиональных качеств.

– Каков портрет современного учителя?

– Внешне учитель должен быть примером для подражания: опрятный, носить деловой стиль одежды, иметь скромный макияж. Внутренние качества – уравновешен, спокойный, понимающий, в меру чувствительный, эрудированный и способный постоянно повышать свою эрудицию, так как учитель не может предугадать внезапный вопрос, который ему может задать ученик. Но даже если вдруг педагог не знает сейчас ответа, важно держаться уверенно и выйти из ситуации грамотно. Например, спросить: «А ты сам знаешь ответ на этот вопрос?» или «Давай ты узнаешь ответ к следующему уроку и расскажешь, что ты узнал, а я тебе расскажу больше». Таким образом учитель не должен показать ребёнку, что он не знает чего-то. Ну и важными качествами являются мобильность, коммуникабельность, компетентность.

– Чем отличаются требования к работе учителя в то время, когда Вы начинали работать, и сейчас?

– Самым главным в то время были знания ребёнка, то есть учитель должен был научить. Тогда ещё не учили детей учиться самостоятельно. Всю информацию вкладывал учитель: на уроке, если надо, после уроков оставлял, дополнительные занятия проводил даже летом. Сейчас же учитель должен не только научить, но и научить учиться самостоятельно, и это делается с первого класса. Ребёнок должен изучить частичку материала сам и ответить на вопросы учителя по нему. Учителю нужно научить ребёнка приспосабливаться к новым условиям жизни. Например, сейчас учитель должен владеть информацией о пользовании гаджетами, чтобы научить ребёнка, что хорошо, а что плохо. На педагоге лежит ответственность за привитие навыков здорового образа жизни. Потому что раньше, например, дети о тех же наркотиках не знали. Сейчас на факультативных занятиях мы учим детей предпринимательству, финансовой грамотности.

– Скажите, важнее дать знания ученику или же воспитать его как личность?

– На мой взгляд, на начальном этапе важнее всё-таки дать знания. Когда освоены азы предметов, тогда можно начинать формировать качества, а вообще, они идут попутно с формированием знаний. Во всяком случае учителя начальных классов нацелены на то, чтобы привить знания, без которых ученик не обойдётся в старших классах. Но важно, чтобы ребёнок учился сам добывать знания, работать в команде, развивать внимание, память, брать ответственность за выполненную работу. Чтобы ученик был успешным, важны партнёрские отношения педагог – родитель, их требования к ребёнку должны совпадать. Потому что если педагог требует одно, а родитель – другое, то успеха в учёбе у ребёнка не будет. Он будет метаться, разрываться и не знать, как же делать правильно, кому верить.

– Валентина Ивановна, как Вы считаете, на что важнее всего следует обратить внимание будущему учителю во время учёбы?

– Особенно важно изучить общую и возрастную психологию. Поверьте, намного легче работать, выстраивать отношения с ребёнком, когда ты знаешь психологические особенности его возраста. Также очень серьёзно нужно относиться к практике в школе. Постараться как можно больше общаться с разными учителями, собирать опыт. Ну и, конечно, методики обучения также важно знать.

Кажется, Валентина Ивановна сполна обладает психологическими методиками, а также теми качествами профессионала-учителя, о которых рассказывала. При всей своей школьной занятости и учебной нагрузке в разговоре она умело владела собой, обладала невероятным спокойствием и невозмутимым авторитетом. И самое главное – своим вниманием и заботой она незаметно для тебя вводит в удивительный мир педагогики.

Когда я слушала собеседницу, у меня перед глазами возник образ длинного висячего моста над глубокой быстротечной рекой, по которому один ребенок никогда не сможет пройти. Ему в помощь дан проводник, тот самый учитель, который уверенно держит его за руку и несмотря на ветер и колебания моста переводит с одного берега, где невежество и сырость, на другой – берег знаний и солнечного света.

Татьяна СУШКО

Поделиться

Вам может также понравиться...