Николай Мысливец: «Рецепт жизненного успеха очень прост: нужно всего лишь поверить в себя, принять решение и сделать один шаг вперёд»
Месяц назад ГрГУ имени Янки Купалы отпраздновал 80-летие – период, за который сменилось не одно поколение студентов. Многие выпускники университета стали профессионалами своего дела, успешными общественными и политическими деятелями. Во многом именно они определяют динамику и перспективы развития современного общества. Но не стоит забывать, что наше будущее зависит от молодёжи. О современном поколении студентов и отличительных чертах Купаловцев мы поговорили с кандидатом социологических наук, доцентом, заведующим кафедрой социологии и специальных социологических дисциплин Николаем Мысливцом.
– Николай Леонтьевич, многие Ваши научные работы посвящены молодёжной тематике. Откуда такой интерес?
– Исследовательский интерес к молодёжи продиктован, прежде всего, тем фактом, что это одна из самых динамично меняющихся социально-демографических групп общества. Она обладает мощнейшим потенциалом – интеллектуальным, творческим, созидательным, рациональное использование которого – важнейший источник инновационного развития нашей страны. Изучая особенности социализации и самореализации молодёжи, её ценностных ориентаций и жизненных устремлений можно смело делать прогнозы относительно ближайших тенденций развития общества в целом. И едва ли мы в таком случае ошибёмся. Именно молодёжь является носителем наиболее прогрессивных идей и непримиримым критиком всего того, от чего давно следовало бы отказаться.
– Что ожидает белорусское общество, и к чему следует готовиться современной молодёжи?
– Сегодня население планеты – желает оно этого или нет – включено в общий мировой порядок. Темп жизни растёт в геометрической прогрессии. Интернет и социальные сети стирают культурные границы между странами и народами. Чтобы на равных общаться с партнёрами по всему миру, уже сейчас необходимо знать не только английский, но и другие иностранные языки. Обязательным требованием к уровню подготовки любого специалиста является понимание компьютерной логики, умение анализировать большие объёмы информации, быстро принимать решения, выбирая среди множества альтернатив, и работать в режиме неопределённости. В современном мире информация передаётся мгновенно, и нужно учиться мыслить оперативно, адекватно реагировать на происходящие изменения и предвидеть результаты собственных действий. Фактически речь идёт о подготовке работников новой формации, которые будут максимально полно соответствовать возрастающим требованиям современного рынка труда и общества в целом. И при этом человеку нельзя превратиться в придаток машины, в «бездушную цифру», он должен оставаться личностью – интеллектуально развитой, читающей, думающей, способной творить по законам красоты и жить по законам нравственности. Подготовка таких специалистов определяется не только содержанием университетского образования и характером организации образовательного процесса. Значительную роль играет готовность самих студентов активно и настойчиво работать над формированием у себя именно таких компетенций.
– На Ваш взгляд, достаточно ли заинтересован современный студент в самосовершенствовании?
– К сожалению, недостаточно. Причин тому несколько. Это и невысокий уровень мотивации многих сегодняшних студентов, и непонимание тех перспектив, которые открываются при условии участия в программах академической мобильности, в конкурсах стартапов, в различных обучающих программах и курсах, которые сегодня предлагает всем заинтересованным наш университет. Хотя на самом деле рецепт жизненного успеха очень прост: нужно всего лишь поверить в себя, принять решение и сделать один шаг вперёд. Самый первый, он же самый сложный. Только с такого шага начинается путь к будущим научным открытиям, профессиональной карьере, успехам в бизнесе. Если же всё время ссылаться на трудности и недостаток времени, то едва ли можно чего-то достичь. А ведь современному поколению студентов есть куда расти. Их знания, способности, научный и творческий потенциал востребованы и крайне нужны нашей стране.
– Нередко приходится слышать «молодёжь уже не та», «а раньше студент другой был» и подобные высказывания. Согласны ли Вы с ними?
– Да, безусловно! Более того, молодёжь всегда другая, всегда не та, что была раньше. И такой она будет оставаться всё время, как бы мы не хотели её (или его – время) изменить. В этом-то и заключается подлинный смысл бытия. Молодёжь – это постоянное обновление общества, это всегда «весна», всегда рассвет, всегда начало новой жизни. Такое обновление происходит, прежде всего, потому что меняются условия жизни, меняется научно-образовательная, идеологическая, воспитательная среда, в которой социализируется молодёжь. Молодое поколение вынуждено определённым образом реагировать на указанные изменения: либо приспосабливаться к миру, либо пытаться приспособить его к себе. Именно поэтому молодёжь всегда будет другой, это абсолютно нормально.
– Можете ли Вы выделить доминирующие позитивные и негативные качества у нашей студенческой молодёжи?
– Позитивные – это открытость ко всему новому, готовность рисковать и двигаться вперёд, отсутствие опасений что-то сделать не так. Что касается негативных моментов – это преобладание индивидуалистических установок, в ряде случаев – эгоистических устремлений, которые «задвигают» в тень общественные, социально значимые ценности.
– Чему самому важному должен научиться студент в университете?
– Научиться критически мыслить, объективно оценивать всё происходящее и не отказываться от тех знаний и опыта, которые были накоплены ранее. А ещё важнейшими качествами являются трудолюбие, нравственная культура и патриотизм.
– Вы работаете в университете более 20 лет. Как за это время изменились студенты?
– Они стали более свободными в своих взглядах и убеждениях, более прагматичными и ориентированными на достижение жизненного успеха. Но наряду с этим они гораздо больше себя жалеют и берегут, не стремятся прикладывать особых усилий для достижения искомой цели, а в ряде случаев являются инфантильными, что не может не вызывать тревогу.
– Как Вы опишете социально-психологический портрет студента ГрГУ имени Янки Купалы?
– В настоящее время в Беларуси 51 учреждение высшего образования, в которых обучается более 260 тысяч студентов. Как на фоне всех остальных отличить студентов-купаловцев, каким образом их можно идентифицировать? Это на самом деле не такая уж и сложная задача. Прежде всего, наших студентов отличают высокий уровень корпоративной культуры и взаимной ответственности, чувство максимальной сопричастности ко всему, что происходит не только в стенах университета, но и за его пределами. Студенты-купаловцы в большинстве своём обладают не только прочным запасом знаний и навыков, но и в достаточной степени подготовлены к успешному их применению на практике.
– Что бы Вы хотели пожелать студентам-купаловцам?
– Жить настоящим, но при этом ориентироваться на будущее и стремиться на этом пути максимально полно себя раскрыть: свои личностные качества, способности, талант на благо себя, университета, всей нашей страны. И при этом никогда не забывать место своего старта: родной дом, малую родину и, конечно же, Купаловский университет!
Беседовала Алеся ЯРМОЛЬЧИК, студентка 2 курса специальности «Журналистика»