Победителей олимпиады «Открываю мир педагогических профессий» назвали в ГрГУ имени Янки Купалы

Конкурс объединил учащихся школ 7–11 классов, а также колледжей Гродненской области. Всего в этом году ребята представили 48 работ, 13 из которых посвящены теме Великой Отечественной войны.

Особенностью традиционной олимпиады, которая прошла на педагогическом факультете ГрГУ имени Янки Купалы в преддверии празднования 75-летия Великой Победы, стало включение конкурсных работ по теме «Учителя-герои Великой Отечественной войны: помним, ценим, равняемся». Это направление исследования вызвало у участников неподдельный интерес. Представленные на конкурс работы были посвящены учителям, чей подвиг нельзя забыть, чьи имена нельзя предать забвению.

Победители определялись в четырёх категориях среди учащихся: 7–8 классов, 9–10 классов, 11 классов, а также средних специальных учреждений образования.

По словам представителя оргкомитета олимпиады и члена жюри, доцента кафедры педагогики и социальной работы Ольги Солдатовой, каждая работа, представленная на конкурс, обладала ценностью, в первую очередь с позиций тех чувств и переживаний, которые испытывали учащиеся при разработке проекта. С трепетом и гордостью участники олимпиады повествовали о героизме своих прадедов.

Так, Марк Перцев, дипломант олимпиады среди учащихся 11 классов, не позволил предать забвению героические поступки своей прабабушки Веры Григорьевны Лятецкой, активной участницы партизанского движения, впоследствии ставшей талантливым педагогом. Для спецгруппы «ГРИБ» она собирала разведданные – проникала туда, куда не смогли бы попасть мужчины. С собой всегда брала маленького сына Ивана, несла его на руках – так безопасней, немцы не тронут с ребёнком, – и в случае угрозы и трагического исхода хотела остаться вместе навсегда.

Описывая подвиг Нины Ильиничны Хомко, учителя Верейковской средней школы, которая в годы оккупации, будучи пионеркой, хранила священную реликвию – пионерское знамя, Дарья Карвацкая, дипломант олимпиады среди учащихся 7–8 классов, для отражения величия подвига учителя приводит известные строки Николая Алексеевича Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…».

Победителем в категории среди учащихся средних специальных учреждений образования стала Дарья Мелецкая, учащаяся Волковысского колледжа ГрГУ имени Янки Купалы, представив проект по теме «Учителя-герои Великой Отечественной войны: помним, ценим, равняемся». Дарья исследовала деятельность белорусских учителей на фронте. Обосновывая значимость деятельности педагогов-фронтовиков, она проводит параллель с главным героем произведения В. Быкова «Сотников»: «В нашей работе мы расскажем о тех, кто пошёл путём Сотникова. В Беларуси таких людей много, но знают о них мало». Автор проекта заглянула в каждую область нашей героической страны, отдав дань уважения истинным педагогам.

С работами победителей в номинации «Учителя-герои Великой Отечественной войны: помним, ценим, равняемся» можно ознакомиться на сайте нашей газеты gazeta.grsu.by

Татьяна СУШКО.

Проект «УЧИТЕЛЯ-ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПОМНИМ, ЦЕНИМ, РАВНЯЕМСЯ»

Автор: Мелецкая Дарья Александровна, учащаяся 3 курса группы 5-31 специальности «Дошкольное образование»

Руководитель: Лазарчик Надежда Валентиновна, преподаватель

Когда мы слышим слово «война», оно вызывает у всех страх, ужас, боль, скорбь. Вместе с тем, оно ассоциируется и с мужеством, бесстрашием, доблестью, подвигом, героизмом. А еще война полностью переворачивает привычный образ жизни любого человека, меняет все. На войне очень ярко проявляются все тайные, порой незаметные черты личности. Бесспорно, профессия откладывает отпечаток на людей, а во время войны у людей иногда в очень неожиданные моменты профессиональные качества выступают на первый план. Это, вероятно, касается в первую очередь педагогов. Миссия – сеять разумное, доброе, вечное – и во время военных действий не покидает их. Возможно, не так много известно о подвигах педагогов, однако именно профессиональная подготовка помогла им бороться с врагом и победить. Исследование различной литературы показало, что многие педагоги Беларуси были удостоены звания «Герой Советского Союза».

А ведь только в первые дни войны около 10 000 учителей-мужчин пополнили ряды действующей армии. Кроме этого в нашей стране в годы войны в партизанских отрядах сражалось 7 185 учителей. Некоторые из них были удостоены звания Героя Советского Союза [6]. Поэтому необходимо как можно больше узнать об этих людях педагогах – героях.

Цель данного проекта – охарактеризовать достижения педагогов во время ВОВ.

Объект проекта – подвиг белорусского народа в годы ВОВ. Предмет  проекта – деятельность белорусских учителей на фронте.

Хочется вспомнить замечательное произведение Василя Быкова «Сотников», где подробно описан моральный и гражданский подвиг красноармейца с одноименной фамилией. Он получил педагогическое образование, на войне проявил себя как ответственный и надежный солдат, меткий стрелок, преданный своему долгу и Родине человек, патриот. Будучи сильно больным, он все же идет на задание добыть провизию для отряда; получив ранение и попав в плен, он хочет ценой своей жизни спасти безвинных. Он стойко и с достоинством принимает смерть. Есть в этом произведении и другой герой – Портнов. Он учился вместе с Сотниковым, он педагог, активно занимался творчеством, самодеятельностью. А во время войны пошел к немцам и стал у них следователем, который ведет допрос у своих же бывших учеников и отправляет их на смерть. Вот такие разные пути у представителей педагогической профессии. В нашей работе мы расскажем о тех, кто пошел путем Сотникова. В Беларуси таких людей много, но знают о них мало.

Жители Витебской области по праву могут гордиться подвигами своего земляка Абазовского Константина Антоновича (1.10.1919-26.10.1944). Он родился в деревне Обухово, Бешенковичского района Витебской области. После школы окончил подготовительные курсы и поступил на исторический факультет Витебского учительского института имени С.М. Кирова. После успешного окончания института в 1938 году работал в Застаринской неполной средней школе учителем истории. Однако судьба его сложилась по-другому, война поменяла его планы, его жизнь. Ему предстояло защищать те регионы, о которых он рассказывал своим ученикам на уроках.

Константина направляют в военное авиационное училище, а в 1943 году, после его окончания, отправляют на фронт, в 214-ю штурмовую дивизию (на Северный Кавказ). Молодой летчик участвовал в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Прибалтики. На счету Константина было 111 боевых вылетов. «6 Мая 1944 года звено штурмовиков под командованием  К.А. Абазовского в воздушном бою у Севастополя сбило 5  вражеских истребителей, сожгло на земле 8 самолётов и 2 склада противника с боеприпасами».

К августу 1944 года командир звена 190-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт). Лейтенант К. А. Абазовский совершил 106 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. Лично уничтожил и подбил 11 танков, 3 самолёта на земле, много автомашин и другой боевой техники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 Октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм Лейтенанту К.А. Абазовскому присвоено звание Героя Советского Союза. Однако не суждено было отважному лётчику получить заслуженную награду Родины. Судьба распорядилась так, что 26 октября 1944 года – именно в день подписания Указа о присвоении ему звания Героя – Константин Антонович погиб в воздушном бою.

Родина помнит о своем герое. Он награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями. В деревне Плиссы установлена мемориальная доска. Имя Героя носит местная школа. Он был зачислен в коллектив Рижского морского речного порта.

Учитель-герой есть и в Гомельской области. Анищенко Сергей Петрович (20.04.1923-31.07.1944), который родился в деревне Степь Жлобинского района. После школы окончил педагогические курсы и преподавал язык и литературу в деревне Круки. В октябре 1941 года Сергей стал членом подпольной комсомольско-молодежной группы Жлобинского коммунистического подполья. Сергею доверили роль связного в партизанском отряде. Молодой учитель доставлял в близлежащие деревни сводки Совинформбюро, распространял листовки, собирал разведданные. В августе 1943 года был принят в партизанский отряд «Железняк». В июне 1944 года, когда началась операция «Багратион», Сергей с группой бойцов форсировал р. Друть в районе д. Колосы на Рогачевщине. Под сильным огнём противника группа захватила плацдарм и закрепилась на берегу реки, при этом уничтожила и пленила много гитлеровцев. Погиб молодой герой около польской деревни Страбля под Белостоком, таким образом поучаствовав и в освобождении Польши. Там и был похоронен. О его подвиге также не забыто. Звание Героя Советского Союза Сергею Петровичу было присвоено 24.03.1945 года. Его именем названа Щедринская средняя школа Жлобинского района, в которой он учился, улица на его родине — в д. Степы, где ему также поставлен памятник. В экспозиции и фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся фотографии, документы и письма Героя Советского Союза рядового Сергея Петровича Анищенко.

Еще один педагог-фронтовик также родом из Беларуси. Данилюк Леонид Семёнович (03.05.1919-24.09.1986) родился в деревне Студенка ныне Быховского района Могилевской области. После школы окончил Могилёвский педагогический институт. Работал директором Барколабовской начальной средней школы. В 1941 году окончил Тбилисское артиллерийское училище, в августе 1941 года был направлен на фронт. Служил на Северо-Западном, 2-м Украинском, l-м Белорусском фронтах. С 1944 года командовал 1822-м Брестским Краснознамённым орденов Кутузова и Красной Звезды самоходно-артиллерийским полком 1-го механизированного корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта.

Отличился во время Берлинской наступательной операции в бою за город Бернау 19 апреля 1945 года, первым ворвавшись в населённый пункт. Леонид Семёнович со своим полком атаковал противника с фланга. Находясь в головной машине, вызвал огонь на себя. На повреждённой самоходке он стремительно продвинулся вперёд, уничтожил противотанковую пушку и ворвался на окраину города. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» майору Данилюку Леониду Семёновичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года.

В послевоенные годы продолжал службу в Советской Армии, учился в Военной академии. Уволен в запас в 1955 году в звании подполковника. Проживал и работал в Харькове, Могилёве, Рогачёве, Быхове.

Звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1945 года, кроме того награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени, орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями. Избран почётным гражданином города Бернау (земля Бранденбург, бывшая ГДР); его именем была названа одна из школ города.

Говоря о педагогах-фронтовиках, нельзя не вспомнить первого секретаря ЦК Компартии Беларуси Машерова Пётра Мироновича (13.02.1918-04.10.1980). Он родился в деревне Ширки Сенненского района Витебской области, в семье крестьянина. После окончания семилетней школы Машеров поступает на рабфак Витебского пединститута имени С.М.  Кирова, затем становится студентом физико-математического факультета. После окончания института Петр Машеров по распределению едет на работу в Россонскую школу Витебской области. Там он работает учителем физики и математики и быстро завоевывает уважение как среди учеников, так и среди коллег-учителей. Вместе со своими учениками он ходит в лыжные походы, организовывает соревнования.

С первых же дней войны Петр Машеров вступает в ряды Красной армии, но уже в августе его воинское подразделение попадает в окружение, а Машеров оказывается в немецком плену. Вместе с другими товарищами его грузят в товарные вагоны и везут в неизвестном направлении. По счастливой случайности ему удается сбежать, на полном ходу выпрыгнув из поезда через узкое отверстие в боковом люке.

Сбежав из плена, Машеров более двухсот километров в течение двух недель бредет по лесам и болотам до родных Россон, которые к тому времени уже оккупированы немцами.

Очутившись в родном поселке, устраивается на прежнюю работу в школу, а вечерами подрабатывает счетоводом. Не проходит и нескольких недель, как Петр Машеров организовывает подпольную группу, в которую входят его бывшие и настоящие ученики, коллеги-учителя и односельчане. В эту группу вошли учителя Петровский С., Езутов В., Ефременко В. и др. К их группе примкнул и учитель Соколищенской семилетней школы Хомчановский В. – бесстрашный «Ворон». Подпольщики собирают оружие и боеприпасы, печатают листовки, устраивают диверсии.

Партизанская кличка Машерова – Дубняк. Весной 1942 года он уходит в лес и командует партизанским отрядом имени Н.А. Щорса, который в народе называли «отряд учителей». Вместе с мужем в активную борьбу включается и Полина Машерова, которая сначала выполняет функции медсестры, а затем становится начальником медицинской службы партизанского отряда.

За годы партизанской борьбы Машеров был дважды ранен. В первый раз пуля попала в ногу, истекающего кровью молодого партизанского командира выходила его бывшая ученица Ядвига Масальская. А когда Петру Мироновичу стало немного лучше, чтобы не подвергать ее опасности, он незаметно перебрался в дом своей матери Дарьи Петровны, где прятался под кроватью под самым носом у фашистов.

Вернувшись после выздоровления в лес, Машеров снова на передовой и принимает самое активное участие во всех тщательно разрабатываемых им самим операциях. Слава о легендарном командире по кличке Дубняк распространилась по всей территории Беларуси, а немцы устроили на него настоящую охоту.

Одна из самых дерзких диверсий партизанского отряда – взрыв стратегически важного железнодорожного моста через Дриссу, благодаря чему на некоторое время было остановлено движение вражеских эшелонов по дороге Витебск – Рига.

Второй раз Машерова ранили в руку, но Полина Андреевна сумела перевязать мужа и вывести его с поля боя.

Не сумев схватить Дубняка, фашисты приходят в дом его матери – Дарьи Петровны. Женщину долго пытают, но она стойко переносит мучения и не выдает сына и других подпольщиков. Узнав об аресте матери, Петр Миронович готовит массированный удар по Россонам и в результате удачной операции выбивает немцев из районного центра. Но, к сожалению, партизаны опоздали: к тому моменту Дарью Машерову и других жителей, уличенных в связи с партизанами, расстреляли.

Когда Петр Миронович узнал о смерти матери, он долго не мог простить себе, что не сумел переправить маму к партизанам.

Через несколько месяцев Машеров становится комиссаром партизанской бригады имени Рокоссовского, а спустя еще некоторое время возглавляет Вилейский подпольный обком комсомола. Летом 1944г. командование бригады и подпольный обком партии представили Машерова  П.М. к награде орденом Ленина, а в Белорусском штабе партизанского движения эту награду подняли выше – на звание Героя Советского Союза. В это время Петру Мироновичу было 26 лет. Звание Героя Советского Союза было присвоено 15 августа 1944г. Орден Ленина и Золотую Звезду нашему земляку вручали в Кремле в августе 1944 года.

После войны П.М. Машеров работает первым секретарем обкома комсомола в Вилейке, затем – в Молодечно, а с октября 1947 года – первым секретарем ЦК ЛКСМ Беларуси. Восстанавливая народное хозяйство, Петр Миронович ведет борьбу и с оставшимися в некоторых районах Беларуси бандами.

В марте 1965 года Петр Машеров становится первым секретарем ЦК  Компартии республики, а через год избирается кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.

Первым секретарем ЦК КПБ П.М. Машеров работает с 1965-го по 1980  год. Во время его фактического правления республикой активно развивается сельское хозяйство и промышленность, строятся различные предприятия, а в 1977 году в столице закладывается метро.

Благодаря поддержке Машерова строятся мемориалы «Брестская крепость» и «Хатынь», возводится Курган Славы, устанавливаются памятники Купале, Коласу, возводятся центры культуры и искусства, реконструируется футбольный стадион «Динамо» и строится Дворец спорта, основываются издательства и начинают выпускаться журналы.

В это время возрастает уровень жизни людей, промышленная продукция, сделанная в Беларуси, поставляется во многие страны мира.

Именно П.М. Машеров добивается того, чтобы Минску присвоили звание «Город-герой» и инициирует издание трехтомника «Всенародная борьба Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны». Но увидеть эти книги ему не удалось, они вышли только после его смерти.

При этом, несмотря на высокий пост, Петр Миронович оставался открытым и простым человеком. Здоровался за руку с тружениками сел, рабочими заводов, выслушивал их предложения, просьбы и всячески пытался помочь каждому.

Особенно любил Машеров лично выезжать в колхозы, наблюдать, как зреет зерно. Часто бывал он и на Витебщине: заходил в родную школу в Россонах, прилетал на вертолете к железнодорожному мосту, который когда-то взорвали партизаны его отряда и, конечно, навещал могилу матери на сельском кладбище.

Пётр Миронович трагически погиб в автомобильной катастрофе.

Несмотря на то, что со дня смерти Петра Мироновича прошло больше 35 лет, память о нем хранят в Беларуси, особенно на Витебщине. Его имя носит Витебский государственный университет, где Машеров учился, и Россонская школа, где он работал. А в память о партизанской бригаде имени Рокоссовского на берегу озера Деражно в 2000 году создан музей партизанского быта.

В Витебском государственном университете имени П. М. Машерова с 1998 года существует традиция походов, в том числе и лыжных, по местам партизанской славы и жизненного пути Петра Машерова. Во время походов студенты не только приобщаются к здоровому образу жизни, собирают информацию о знаменитом земляке и партизанском движении на Витебщине, но и занимаются благоустройством памятников Великой Отечественной войны. А собранная ими информация использовалась при создании нескольких документальных фильмов, которые сегодня хранятся в Мемориальной комнате-музее Машерова в витебском университете.

Кроме этого, неподалеку от драматического театра в Витебске установлен бюст Петру Мироновичу, а в Минске, в Центральном музее Великой Отечественной войны, ему посвящен специальный стенд. Интересно, что имя Машерова носит и грузовой кругосветный теплоход.

Наверное, когда мы говорим о педагогической профессии, в роли учителя мы видим представительниц женского пола. А вот в роли участников боевых действий мы видим мужчин. Однако, к сожалению, было на войне и место женщинам, в том числе и женщинам-учителям. Пример этого – судьба Мариненко Татьяны Савельевны (25.01.1920-02.08.1942). Она родилась в деревне Сухой Бор, ныне Полоцкого района Витебской области. После школы окончила Полоцкое педагогическое училище. Затем работала учительницей младших классов в средней школе в деревне Зелёнка Полоцкого района. В годы войны оказалась на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Беларуси. Татьяна стала разведчицей и связной партизанской бригады «Неуловимые», которая действовала в Витебской области. Молодая девушка, которую партизаны ласково называли «Василёк», регулярно обеспечивала бригаду сведениями о расположении вражеских гарнизонов, передвижении воинских частей противника. Разведчица и связная партизанской бригады «Неуловимые», принимала и распространяла сводки Совинформбюро, агитационную литературу, добывала сведения о местонахождении вражеских гарнизонов, перемещении воинских частей противника. С учетом ее сведений партизаны планировали боевые операции, а также передавали информации командованию Красной Армии. По её разведывательным данным партизанами осуществлялись боевые операции, а также передавалась информация командованию Красной Армии. Вклад Татьяны в общее дело партизанской бригады был огромен.

В конце июля 1942 года фашисты по доносу предателя арестовали Татьяну Мариненко вместе с её 14-летним братом Лавреном и 28 односельчанами, которые после допросов были расстреляны. Трое суток фашисты пытали и 2 августа 1942 года расстреляли партизанку вместе с братом. Татьяна Мариненко похоронена в деревне Жарцы Полоцкого района. 8 мая 1965 года Мариненко Татьяне Савельевне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она также награждена орденом Ленина. На могиле установлен бюст. Ее именем названа Зеленковская средняя школа, улица в г.  Полоцке. Около Полоцкого педагогического колледжа, 8-й средней школы установлены бюсты, а на здании колледжа – мемориальная доска.

Еще один пример драматической судьбы педагога-фронтовика являет Соломова Ольга Осиповна (29.05.1920-02.02.1944), одна из организаторов комсомольского подполья и партизанского движения в Белостокской обл. в  годы Великой Отечественной войны, почётная гражданка г. Гродно (1964). Она родилась в д. Лаша, Гродненский район, окончила 5 классов польской школы. Так как в школах не хватало учителей, Ольга была направлена на учительские курсы в Гродно. По окончании курсов была направлена учительницей начальной школы в д. Ивановцы Гродненского района. После воссоединения Западной Белоруссии с БССР в 1939 году работала учительницей, зав. начальной школой. Во время войны Ольга Соломова была избрана секретарем Гродненского городского подпольного комитета комсомола, затем помощником уполномоченного ЦК ЛКСМБ по Белостокской обл. С июня 1943 член Белостокского подпольного обкома, секретарь Гродненского подпольного горкома ЛКСМБ. Вела агитационную работу среди населения, организовывала подпольные комсомольские группы в партизанских отрядах и в населённых пунктах. В составе партизанской бригады им. Александра Невского выполняла боевые задания. Девушка ходила на боевые задания по подрыву вражеских эшелонов, участвовала в боях, распространяла партизанские листовки, поднимала молодежь на борьбу с захватчиками.

Из воспоминаний двоюродной внучки Ольги Сомовой Гавина Натальи Львовны: «Здесь же, на подпольной работе, она встретила свою любовь – члена Гродненского райкома ВКП(б) Василия Бибича. Они планировали пожениться, но не успели.

2 февраля 1944 года, во время встречи с крестьянами в деревне Жорновка, Ольга и Василий были окружены гестаповцами. Они с боем отходили в лес. Пуля сразила Василия. Ольга была ранена, отстреливалась до последнего патрона и, не желая сдаваться врагу, застрелилась».

За мужество в борьбе с врагами, за активную антифашистскую деятельность Ольга Соломова посмертно награждена орденом Отечественной войны II степени и медалью «Партизану Великой Отечественной войны I степени». Похоронена Ольга Соломова и ее боевой товарищ Василий Бабич в братской могиле в городском парке Гродно. В д.  Жорновка, на месте гибели Ольги Соломовой и в д. Лаша ей установлены памятники.

Имя О.И. Соломовой присвоено теплоходу Главречфлота БССР, пионерским дружинам ряда школ Гродненского р-на (в музеях этих школ экспонируются материалы о её деятельности): её именем названы улицы в Гродно, г. п. Большая Берестовица; на месте её гибели возле д. Жорновка, в д. Конюхи Берестовицкого р-на, на её родине в д. Лаша Гродненского р-на и в Гродно поставлены памятники; на здании. Хашанской восьмилетней школы, где она училась, установлена мемориальная доска.

Поскольку я являюсь учащейся Волковысского колледжа УО «ГрГУ имени Янки Купалы», а в 2020 году моя альма матер празднует 80-летний юбилей с дня основания, мне стало интересно, а были ли среди преподавателей колледжа фронтовики. И поэтому я нашла сведения о таком человеке.

Петр Терентьевич Ткачев родился 2 февраля 1925 в деревне Заболодь Рогачевского района Гомельской области в большой крестьянской семье. Школьные годы, которые проходили в сложное время, вспоминаются Петру Терентьевичу как интересные и веселые. В школу пошел с восьми лет. Читать не умел, но знал некоторые буквы. А к математике был подготовлен хорошо, стал первым учеником в классе, даже премию получил за отличную успеваемость. Из школьных предметов любил математику и литературу. Знал наизусть  произведения Пушкина, Лермонтова, Купалы и Коласа. Учебников было мало, приходилось меняться, по многим предметам писали конспекты. У всех ребят были трудности с русским правописанием, потому что говорили на белорусском языке.

В 1939 году Петр Терентьевич закончил 7 классов и встал перед вопросом, куда идти учиться дальше. На выбор профессии повлиял дядя, который работал учителем. Именно он посоветовал Петру Терентьевичу поступать в педагогическое училище.

Правительство готовило документы о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Поэтому требовались учителя, которые будут работать в районах Западной Беларуси. В тот год в Гомельское педагогическое училище набирали 8 групп, конкурс составлял 24 человека на место. Петр Терентьевич успешно выдержал экзамены и стал студентом Гомельского педагогического училища.

Петр Терентьевич считает, что в плане образованности учеба в педучилище дала ему очень многое, стала хорошей базой для получения дальнейшего образования.

К сожалению, получить диплом учителя помешала Великая Отечественная война. В связи с нарастанием военной угрозы, в учебных заведениях много внимания уделялось военной подготовке, патриотическому воспитанию.

23 июня был сдан последний экзамен за второй курс, и студенты должны были ехать на практику в военные лагеря.

Уже с 23 июня над городом летали немецкие самолеты-разведчики. Студентов отправили по домам. Добирались несколько суток и на поезде и пешком под бомбежкой самолетов. Немцы наступали очень быстро и деревня Заболодь, где жил Петр Терентьевич, стала линией фронта. Во время обстрела сельские жители прятались в построенных на скорую руку блиндажах. Через месяц немцы ушли на Могилев и возвращались время от времени: забрать коров, кур, продукты.

С осени 1942 года начинается партизанское движение. Почти вся деревенская молодежь ушла в партизанский отряд. Весной 1943 года Петр Терентьевич с другом, который был связан с партизанами, также направились в отряд. По дороге немцы организовали засаду, и молодые люди попали в плен. Неизгладимым осталось в памяти страшное содержание пленных: камеры были небольшие, кормили плохо, антисанитария. Из камеры путь был один: расстрел или Германия. Пленные искали разные пути освобождения, делали подкопы, и в один из дней Петру Терентьевичу удалось бежать.

В партизанском отряде в Минске встретился с товарищами по плену, которых увезли в Германию. Им также удалось бежать.

Затем Петр Терентьевич воевал в Рогачевской партизанской бригаде. За участие в партизанском движении имеет медаль «За боевые заслуги», орден Великой Отечественной войны. Победу встретил в Минске в запасном полку.

Путь Петра Терентьевича к педагогической профессии после войны был довольно сложным. Работал в Минске на заводе слесарем и учился в вечерней школе. Затем поступил заочно на юридический факультет, но, походив на суды, разочаровался в специальности; работал на заводе и учился заочно в политехническом институте, но душа не лежала и к этому. Сформировалась абсолютная убежденность, что нужно заниматься педагогической профессией.

И только в 1950 году Петр Терентьевич поступил в Минский педагогический институт имени Максима Горького на педагогический факультет, специальность педагогика, психология. В то время была возможность учиться экстерном. Тяжело было работать на заводе в три смены и самостоятельно овладевать науками.

Из пережитого в те сложные времена вспоминается: «За жилье нужно заплатить, а еще и на еду оставить, да и сестра поступила, надо ей хоть немножко помочь. Работать и учиться было тяжело».

Три курса Петр Терентьевич закончил экстерном, а затем такую форму обучения ликвидировали. Получить обучение по специальности «педагогика, психология» можно было только в Ленинграде или Харькове. Поэтому в 1953 году Петр Терентьевич переводится на четвертый курс дневного отделения. Окончил Минский педагогический институт имени М. Горького в 1954 году.

Трудовую педагогическую деятельность начал в 1954 году завучем Барколабовского детского дома Могилевской области, Быховского района. В  1955 году перевелся по семейным обстоятельствам в Толочинский район Витебской области. Один год проработал завучем Словенской средней школы, а затем десять лет директором этой школы.

Рассказывая о своей работе директором школы, Петр Терентьевич особо отметил, что атмосфера того времени нацеливала на творческую работу.

В 1966 году перевелся в Волковысское педагогическое училище преподавателем психологии и педагогики. Начинать было непросто, поскольку раньше занимал только руководящие должности. В среднем специальном учебном заведении был другой характер работы. В училище действовала сильная комсомольская организация, училось много активных и энергичных учащихся, с которыми было интересно работать. Петр Терентьевич с уважением вспоминает своих учащихся-активистов, занявших впоследствии руководящие посты в исполнительных и законодательных органах власти: Лилию Васильевну Кашенкову, Чеслава Юзефовича Станкевича, Тамару Ивановну Новосад.

В педагогической деятельности Петру Терентьевичу близки идеи классиков педагогики Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. В организации учебного процесса реализовывал педагогику сотрудничества и во взаимодействии с учащимися старался руководствоваться принципами равенства, партнерства, приоритета личностных отношений, индивидуального подхода. Учебной и методической литературы в то время не хватало, поэтому приходилось собирать материал по крупицам из разных источников, и подготовка к уроку занимала немало времени.

Из воспоминаний Петра Терентьевича: «В то время мы работали по методу Шаталова, который проповедовал развитие мыслительной деятельности учащихся. Стремились отказаться от зубрёжки, научить учащихся анализу, сравнению. Идеи педагогики сотрудничества стимулировали творчество преподавателя. Это был долгий и сложный процесс, особенно на первых порах».

Идеи педагогики сотрудничества помогали Петру Терентьевичу успешно осуществлять и воспитательную работу. Как классный руководитель выпустил две группы. Тепло вспоминает своих воспитанников как сильных, ответственных, активных учащихся. У них была потребность в познании нового, поэтому часто ездил со своими группами на экскурсии. С  удовлетворением Петр Терентьевич отмечает, что большая часть его учащихся стала учителями.

Из воспоминаний Петра Терентьевича: «Самым главным качеством в работе учителя я считаю человечность. Учитель должен сопереживать, сочувствовать ученикам, поддерживать и понимать их. В отношениях необходима честность. И, конечно же, важно любить детей, работать над собой. Учителем надо родиться. Очень многое зависит от учителя начальных классов. Именно он закладывает основы всего: учит ребят работать, мыслить».

Семь лет Петр Терентьевич работал секретарем партийной организации педучилища.

Петр Терентьевич имеет правительственные награды: медаль «За боевые заслуги», орден Великой Отечественной войны, значок «Отличник народного образования».

После выхода на пенсию в 1986 году, Петр Терентьевич не порвал связи с педагогическим колледжем, он частый гость на общеколледжных мероприятиях и в учебных группах на классных часах. Деятельность, связанная с воспитанием молодежи, и сегодня интересует Петра Терентьевича.

Так по-разному сложилась судьба педагогов-участников ВОВ, ее героев. Они кардинально сменили свою сферу деятельности и приблизили Победу, дали бессмертный пример мужества последующим поколениям.

В заключение хочется отметить следующее. Жизненный путь учителей фронтовиков типичен для поколения людей с нелегкой судьбой и стойкостью характера. Всю свою жизнь они неизменно следуют принципам служения Родине, справедливости и добра. Им свойственно обостренное чувство ответственности, чуткое, добросердечное отношение к людям. Они внесли свой вклад в разгром фашизма и восстановление страны после военного лихолетья.

Педагоги, невоенные люди, не раздумывая, шли воевать за Родину, а это значит и за наше будущее. Никогда белорусский народ не забудет этого великого вклада в нашу историю. Многие из них отдали свою жизнь за нас, честь таким людям и хвала. Они показали на собственных примерах, порой ценой своей жизни, как нужно любить и защищать свою Родину.

Участников войны, о которых говорится в проекте, среди других выделяет то, что их жизненный путь был связан с образованием, однако, в трудный для Родины период, они проявили себя как истинные патриоты. Оказавшись на захваченной врагом территории, педагоги становились активными участниками всенародной борьбы, уходили в партизанские отряды, организовывали диверсионную и разведывательную работу.

Высокие качества самоотверженности и гуманизма, характерные для работников образования, с особой силой проявились в ходе военных действий на фронте и в тылу. Педагоги являлись активным звеном всенародной борьбы против агрессоров, участвуя в партизанском движении и подпольной работе. Белорусские педагоги в составе Красной Армии, партизанских отрядов, истребительных батальонов, подпольных групп – первыми приняли удар агрессоров. Они, словом и делом вдохновляли бойцов.

Апеллируя еще раз к повести Василя Быкова «Сотников», хочется отметить, что, к нашему счастью, среди и учителей, и представителей любых других профессий, были сотни, и тысячи, и миллионы настоящих патриотов, верных и самоотверженных детей своей Родины, готовых защитить ее в трудную минуту. Но были единицы такие, как Портнов, затруднявшие путь к Подбеде. Но их герастрактова слава никогда не затмит бессмертный подвиг настоящих героев.

Исследовательский проект «Подвиг ветерана педагогического труда Нины Ильиничны Хомко в годы Великой Отечественной войны»

Автор работы: Карвацкая Дарья Сергеевна, VIII класс, Государственное учреждение образования «Верейковская средняя школа»

Руководитель: Тимошко Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы, Государственное учреждение образования «Верейковская средняя школа»

Учитель – священное слово для всех,

За ним и победа, и первый успех.

Сокровища знаний и щедрость души,

И искренний смех, и беседа души…

Каждый из нас к моменту окончания школы задумывается над тем, какую профессию ему выбрать. Ведь от этого во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь, успешность, самореализация.

В современном обществе существует множество профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много столетий назад. Одной из старейших профессий на земле является профессия учителя. И эта профессия – одна из важнейших в жизни общества. 

Все профессии важны для полноценного существования современного государства. Но учитель, педагог – это тот человек, который необходим каждому. Ведь без учителя не состоится ни врач, ни программист.

С профессией педагога тесно связана наука педагогика. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое — это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод этих терминов с греческого языка – «детоводитель», владеющий искусством «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его. В толковом словаре русского языка В.И. Даля даётся следующее определение данных понятий:  «Педагогика – наука о воспитании и обучении детей, молодёжи. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету».

Дети, обучаясь в школе, приобретают основные знания, с которыми им предстоит идти по жизни. Но главная наука, которую должен усвоить каждый человек, — любовь к своей Родине.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог — это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит никакая педагогическая техника.

Мне кажется, что быть настоящим педагогом очень сложно. Безусловно, учитель должен владеть знаниями по своему предмету. Но кроме этого ему ещё необходимо обладать многими личностными качествами: добротой, терпением, тактом , чувством любви к детям. Ведь настоящий педагог любит не только свой предмет, но и своих учеников.

Меня очень привлекает профессия учителя. Учителем начальных классов вот уже более 20 лет работает моя мама, Карвацкая Марина Михайловна. Я очень горжусь тем, что она посвятила свою жизнь работе в школе. Может профессия учителя станет и моей судьбой?

Как много в жизни человека зависит от того, каким будет его учитель. Ведь педагоги дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в нас умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильными и смелыми, умными и уверенными в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий педагог.  Но, к сожалению, в последние годы заметно снизился интерес молодых людей к учительской профессии.  Поэтому очень важно в настоящее время поддержать престиж и повысить роль педагога в обществе! В этом мы видим актуальность данной работы.

Наша исследовательская работа —  дань уважения педагогу, который посвятил всю свою жизнь детям. Её жизненный путь – это подвиг, пример неустанного труда, стремления преданно служить Родине, школе и детям.

В данной работой мы хотели исследовать удивительную судьбу педагога нашей школы Нины Ильиничны Хомко (Зайцевой), проследить путь простой девочки, совершившей героический поступок в годы Великой Отечественной войны, выбравшей в своей взрослой жизни профессию учителя и ставшей   настоящим педагогом и примером для своих учеников.

Цель нашей работы: рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность путь ветерана Великой Отечественной войны, ветерана  педагогического труда Нины Ильиничны Хомко (Зайцевой).

Объект исследования: личностные качества ветерана Великой Отечественной войны Нины Ильиничны Хомко, её профессиональная педагогическая  деятельность.

Подвиг Нины Ильиничны Хомко в годы Великой Отечественной войны

В агрогородке Верейки все жители знают маленький скромный домик, обвитый синим виноградом. В нём жили ветераны Великой Отечественной войны супруги Зайцевы. Этот гостеприимный домик часто посещали школьники, педагоги, и жители нашего агрогородка.  К сожалению, уже нет с нами Зайцева Василия Дмитриевича (его не стало в 2019 году) и его супруги Нины Ильиничны, которая умерла в январе 2005 года. Но от этого дома по- прежнему всегда веет добром, светом, чем-то настоящим.

Меня очень заинтересовала удивительная судьба ветерана педагогического труда Нины Ильиничны Хомко, о которой собрано много материала в нашем школьном музее, имя которой носит пионерская дружина школы. Героическая судьба этого педагога, ветерана Великой Отечественной войны, стала предметом нашего исследования. Нами использованы не только материалы школьного музея, периодических изданий, но и сохранившиеся воспоминания Нины Ильиничны.

Родилась Нина Ильинична 1 июля 1929 года в деревне Дубляны Мостовского района (территория Западной Беларуси). Семья была большая – семеро детей. Постоянно приходилась работать, помогать матери, которая убирала в церкви и варила обеды на поповской кухне. Отца, активного подпольщика, часто арестовывали. «Детство моё, — вспоминала Нина Ильинична, — прошло в сторожке. Жили мы не богато, но мама постоянно находила продукты, чтобы приготовить что-нибудь повкуснее. Да и бабушка Аня помогала. Я малышей нянчила, училась домашнему хозяйству».

Женщина признавалась, что учёба для неё всегда была радостью. В 1935 она пошла в первый класс Гудевичской школы. Преподавание здесь велось только на польском языке. Классы были большие, по 30-40 человек, но учителя отличались терпеливостью, помогали ученикам. Каждое утро начиналось с молитвы в школьном спортзале, потом – 4-5 уроков. Возле школы находился большой сад, ухаживали за которым сами ученики. На обед детям часто давали яблоки, сливы, груши.

До начала Великой Отечественной войны Нина Ильинична окончила четыре класса. Потом возможности учиться не было: приходилось много работать и помогать матери. Вся семья ходила полоть лён, жать, копать картофель, своими силами обрабатывали несколько гектаров земли. Заняты бы ли все: от старших до самых младших. Но Нина Ильинична говорила, что отец всегда находил время, чтобы прочесть детям какую-нибудь книжку или просто рассказать о жизни простого труженика.

Нина Ильинична вспоминала:

— 7 ноября 1939 года для меня и ещё шестерых детей был особенный день: мы были приняты в пионеры и перед лицом всех присутствующих на торжественном вечере дали клятву юного пионера.

Через некоторое время пионерам прислали вожатого, бывшего военного, Николая Титова. Отличался он и трудолюбием, и смекалкой, и творческой работой. Сколько дел, интересных игр он затевал! Преподносил ребятам новые знания, проводил многочисленные сборы. Обо всём этом Нина Ильинична рассказывала с энтузиазмом, с восхищением, постоянно добавляя к портрету вожатого всё новые и новые положительные черты. Становится ясным, с кого в своей работе учителя брала пример Н.И.Хомко.

В 1939 году на территории Белоруссии была установлена Советская власть. Всё стало по – новому: учёба в советской школе, пионерские сборы. Но так было не долго.

Шёл 1941 год. В западных областях Беларуси создавались колхозы. Крестьяне–единоличники деревни Грибовцы Волковысского района договорились объединиться в сельхозартель и вести хозяйство коллективно. Было решено приобрести колхозу знамя. С этой целью в Белосток, бывший тогда центром Гродненской области, командировали депутата Репленского сельского совета, организатора этого же колхоза Ланцевича. Когда он вернулся и показал знамя, то оказалось, что оно пионерское. Племянница Ланцевича Нина Хомко и другие пионеры просили его отдать знамя им, но колхоз решил обменять знамя. Только сделать это не успели.

Началась Великая Отечественная война.  В Дублянах Мостовского района, где проживала Нина Ильинична гитлеровцы появились 30 июня и сразу начались обыски, аресты, расстрелы. Фашисты искали оружие, документы, рылись в вещах, забирали всё. Был убит депутат Ланцевич, расстрелян отец Нины Хомко, который работал участковым милиционером. Немцы рыскали по деревням, выискивали активистов и их семьи, началась оккупация. 

Очень мрачной вспоминается Нине Ильиничне жизнь в оккупации. Школа не работала. Нина с братьями помогали матери по хозяйству. Часто работали на чужих полях, чтобы прокормить семью.

Однажды в дом семьи Хомко пришла сестра матери, и Нина случайно услышала разговор взрослых. Тётя советовалась с мамой, как ей поступить с пионерским знаменем. Его собирались вручить пионерской дружине после каникул, а тут война. Хранить его в доме было очень опасно. Тогда Нина попросила, чтобы знамя отдали ей. Тётя не соглашалась, говорила, что за это могут расстрелять всю семью, но Нина всё-таки уговорила свою маму позволить ей спрятать и сохранить знамя.

Вот так Нина Хомко, ученица 5 класса, только что лишившаяся отца, испытывавшая вместе со взрослыми страх перед фашистами, взяла знамя у жены Ланцевича и вместе с тремя пионерскими галстуками хранила у себя дома. Прятала она всё это в бочке с мукой. А когда закончилась мука – в колыбели маленькой сестрёнки. Девочка знамя зашила в клеёнку и спрятала в матрасе маленькой Аллы. Думала, что там немцы искать точно не будут. Но обыски стали проводиться всё чаще. Однажды во время очередного обыска фашист приказал поднять ребёнка из колыбели, проверял матрасик, но знамя не было найдено.

После ухода немцев мама предложила спрятать знамя на чердаке. Она пошла в огород, чтобы в случае опасности предупредить Нину. Та вытащила несколько кирпичей из печной трубы, засунула в проём свёрток со знаменем, а щели замазала глиной. Так  знамя пришлось спрятать в печной трубе. Там оно хранилось все годы оккупации.

В 1944, поспешно отступая, фашисты подожгли деревню. А как же знамя? Неужели оно погибнет в огне?

Нет. Этого Нина не могла допустить. Она взобралась на чердак, вытащила свёрток, положила его в пятилитровый бидон, наверх бросила кусок чёрного хлеба и бутылку молока. Взяла на руки маленькую Аллу и ушла туда, где прятались в картофельных ямах односельчане. К вечеру в деревню пришли красноармейцы, помогли потушить дома. Мальчишки стали толпами ходили за бойцами, радовались победе все.

Так все годы оккупации, рискуя жизнью, пионерка Нина Хомко хранила священную реликвию — знамя. Теперь я думаю, что я вряд ли смогла бы совершить подобное: рискуя жизнью, спасти символ пионерской славы и чести. А ведь Нине Ильиничне тогда было всего двенадцать лет! И, совершая этот, по истине героический поступок, она не думала, что ждёт её дальше.

А дальше было награждение медалями «За отвагу», «За доблестный труд», «За трудовое отличие», многолетняя работа в Верейковской, Ганосовской школах, 15 почётных грамот за воспитание подрастающего поколения, работа в организации «Батальон белорусских орлят», слёт вожатых в столице Беларуси городе Минске в 1971 году, юбилейный пионерский слёт в Москве в 1972 году, где Нина Ильинична с гордостью пронесла своё знамя по Красной площади.

1 сентября дети вернулись в школы. В деревне Гудевичи, где жила Нина Хомко, была только начальная школа. Семья Нины переехала в деревню Побораны Скидельского района, где девочка поступила в 6-ой класс Лунненской школы (тогда семилетней). В школе была создана пионерская организация, и Нину Хомко избрали председателем Совета дружины. Началась новая счастливая жизнь.

В радостных хлопотах и упорной работе прошла первая четверть, которая заканчивалась обычно Октябрьскими праздниками. Это был первый после войны праздник Октября. Школа готовилась выйти на демонстрацию, посвящённую 27-ой годовщине Октябрьской революции. Директор школы Савенков Н.Н. и учителя оказались в очень затруднительном положении: для красного флага не было материала. Об этом узнали пионеры. Нина отправилась домой и принесла пионерское знамя, которое бережно хранила у себя дома. С этим знаменем пионеры вышли на демонстрацию 1 мая 1945 года.  

В июне 1945 года знамя было передано в Гродненский историко-краеведческий музей. Нина Ильинична вознаграждена медалью «За Отвагу».  Знамя, сохраненное Ниной, можно сегодня видеть в Гродненском областном историко-археологическом музее. 

В музее Лунненской школы есть фотография передачи спасенного знамени, хранится письмо-воспоминание Нины Хомко. В Мостовском районе жила педагог Алла Пронько, родная сестра Нины. Это в ее колыбельке долгое время мама с сестрой прятали знамя, но знает она об этом только по их рассказам.

Из воспоминаний супруга Зайцева Василия Дмитриевича:

– Отца Нины, до войны работавшего участковым милиционером, фашисты расстреляли в самом начале войны. На руках жены осталось семеро детей, самой старшей Нине было только 12 лет. Я впервые зашел к ним в дом в 44-м году. Советские войска передвигались на запад, ближе и ближе к логову врага. Я, тогда молодой сержант, после ранения и госпиталя возглавлял минно-саперную группу. Мы разминировали площадки для посадки советских самолетов. Один такой аэродром был недалеко от Дублян. До сих пор не забыл, как хозяйка угостила тем, что было в доме – белорусской затиркой. И такой она показалась вкусной! Помню изможденные детские лица и серьезные не по годам глаза Нины. Они тогда запали мне в душу. Мы писали письма друг другу. В 47-м году я вернулся в Дубляны, мы поженились. Нина окончила педучилище, работала учителем начальных классов, была председателем Верейковского сельсовета. Награждена медалями «За отвагу» и «За трудовую доблесть».

Василий Дмитриевич всю жизнь был для Нины Ильиничны опорой и поддержкой. Он в свое время работал заведующим сельским клубом, председателем Реплевского сельсовета, заведовал производственным участком, награжден высокими наградами Родины. Они с Ниной Ильиничной воспитали и дали образование троим детям, дождались пятерых внуков, троих правнуков.

Педагогическая деятельность Нины Ильиничны Хомко (Зайцевой) в Верейковской средней школе

Непросто слаживалась жизнь после войны. Многое приходилось восстанавливать, отстраивать, ремонтировать. Постоянными спутниками людей в это время были голод и нищета. «Но, окрылённые победой, мы верили в лучшее будущее. Уверенность эта подкреплялась самоотверженным трудом»,- вспоминал Василий Дмитриевич. В послевоенные годы ему доверили возглавить сельский Совет.

В 1946 году Нина Ильинична поступила в Волковысское педагогическое училище, окончив которое стала работать учителем.

В 1962 году семья переехла в деревню Верейки Волковысского района. Нина Ильинична стала работать учителем трудового обучения в Верейковской средней школе и воспитателем в Верейковской школе — интернат. Она учила школьников  быть настоящими патриотами, честными, справедливыми, горячо любящими Родину. Нина Ильинична Хомко заслуженно стала уважаемым сельским учителем:

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка…

Ветераны Великой Отечественной войны навсегда обосновались в тихой деревеньке Верейки. Основной целью жизни этой семейной пары стало воспитание детей. Но и с ней они справились на «отлично.» Старшая дочь Светлана с первого класса стремилась стать педагогом. И она, как и мама, стала учителем, работала в Москве, сын Дмитрий работал инженером, младший, Михаил, окончил Гродненский сельхозинститут, стал агрономом.

Вся последующая педагогическая деятельность Н.И. Хомко прошла в Верейковской школе, где как учитель она зарекомендовала себя настоящим педагогом, честным, справедливым, горячо любящим детей.

Нина Ильинична всегда занимала активную гражданскую позицию.  В 1984 на базе Верейковской средней школы был организован тимуровский отряд. Его руководителем, конечно же, стала Нина Ильинична. Она учила ребят помогать ближнему, стремиться к хорошему, верить в лучшее и творить добро.

Время идёт. Но в Верейковской средней школе до сих пор хранит свои традиции пионерская дружина имени Нины Ильиничны Хомко!

Нину Ильиничну Хомко по праву можно назвать настоящим педагогом, человеком, самоотверженно преданным делу воспитания подрастающего поколения.

Поделиться

Вам может также понравиться...