ГрГУ имени Янки Купалы: путь к знаниям в университете будущего
В современном обществе, где главным продуктом производства и потребления становится мгновенно распространяющаяся по всему земному шару информация, роль университета меняется: долгое время остававшийся ведущим производителем и транслятором знаний, он начинает выполнять принципиально новую функцию. В последнее время свои коррективы в развитие университетов внесла и непростая эпидемиологическая ситуация. Жизнеспособными оказались те учреждения, которые уже давно развивались по законам цифры. В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы созданы все условия, чтобы абитуриенты могли беспрепятственно поступить, а студенты качественно учиться, реализуя своё право планировать успешное будущее.
Опережая время
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы работает на опережение, а значит, он вполне может претендовать на университет будущего, считает проректор по научной работе Юрий Романовский:
– Университет будущего – это центр, в котором создаются продукты, опережающие реальность на несколько лет. В современных условиях с учётом масштаба университета и рассматриваемых проблем никакие инновации в образовании, исследовательской, предпринимательской и любой иной деятельности не могут быть реализованы без привлечения цифровых технологий, которые всё в большей мере становятся не только средством поддержки инноваций, но и источником их проектирования и реализации.
Каждый университет, вне зависимости от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация – это не только внедрение ИТ-решений, но и существенные культурные и организационные изменения в университете. Функционирование цифрового университета предполагает внедрение гибких процессов, их оптимизацию и выход на новый уровень корпоративной культуры.
– Формирование цифрового мышления – вот то направление, по которому идёт университет. При этом важно формирование цифрового мышления не только у сотрудников университета, но и у студентов. Необходимо, чтобы молодые специалисты, придя на предприятие, в организацию, стали драйверами процессов преобразований, внедрений цифровых решений. Хочу сказать, что уже сегодня мы вовлекаем студентов в проектирование и разработку цифровых сервисов. Внедрение персонифицированных образовательных программ непрерывного обучения, технологии совместного обучения («создание знаний»), цифровых платформ кооперации науки и бизнеса («открытые инновации»), облачных технологий и нейросетей, когнитивных технологий принятия решений на основе искусственного интеллекта – вот те основные направления, которые мы хотим реализовать в ближайшем будущем, – отметил Юрий Яцентович.
Университет нацелен на развитие цифровой среды в целом и ставит задачу, в том числе перед студентами, создания роботизированного колл-центра (чат-бота) в рамках цифрового деканата и внедрения интернета вещей, который позволяет сделать процесс обучения и управления более интерактивным.
Цифровой старт или электронный абитуриент
Приёмная комиссия Купаловского университета в виртуальном пространстве работает уже не первый год. В этом году популярностью пользовались стримы приёмной комиссии, которые были проведены в виртуальном пространстве для абитуриентов в рамках «Дней открытых дверей – 2020». Именно благодаря цифровым возможностям наши абитуриенты одними из первых в стране узнают о зачислении в университет – буквально в режиме реального времени с использованием цифровых сервисов.
Абитуриент 2020 года может направить документы для их обработки в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы не выходя из дома – такую возможность даёт новый сервис «Цифровая приёмная комиссия»:
– Чтобы подать документы, абитуриенту нужно зарегистрироваться на сайте abit.by, где автоматически будет создан его цифровой кабинет. В нём в любое удобное время можно заполнить анкету, прикрепить электронные копии необходимых для поступления документов, сведений о достижениях, о балле аттестата. И ещё до получения сертификатов ЦТ абитуриент может внести их результаты в анкету. Дополнительная работа по внесению необходимой информации для создания пакета документов будет выполнена в приёмной комиссии, – рассказал проректор по учебной работе Юрий Белых.
После этого абитуриенту будут высланы автоматически сформированные заявление и договоры на обучение. По действующему законодательству при поступлении необходимо лично подать оригиналы документов в приёмную комиссию учебного заведения. И Купаловский университет делает эту процедуру максимально быстрой и комфортной, что особенно актуально в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации. Так, предварительная регистрация в электронной очереди на удобное время позволяет абитуриенту после проверки приёмной комиссией документов в цифровом кабинете распечатать заявление, договоры на подготовку и необходимые копии.
– Сервис «Цифровая приёмная комиссия» даёт абитуриенту широкие возможности: не просто предоставить документы в приёмную комиссию для предварительного изучения, но и получить консультации специалистов, узнать о предлагаемых Купаловским университетом специальностях и выбрать свою по сертификатам ЦТ. На платформе абитуриент может в режиме онлайн пообщаться с деканами, сотрудниками и студентами факультетов, в рамках виртуальной экскурсии посетить корпуса и факультеты университета, увидеть строительство нового общежития, – пояснил Юрий Белых.
В рамках цифровой приёмной комиссии каждый абитуриент в личном кабинете видит информацию о ходе подачи документов, участии в конкурсе, сдаче вступительных испытаний, о времени и месте проведения организационных собраний. В режиме реального времени будут отражены результаты вступительных испытаний и конкурсная ситуация.
Цифровой кабинет абитуриента сопровождает его на протяжении всей вступительной кампании, а сразу после зачисления в виртуальном пространстве университета у каждого первокурсника появляется личный кабинет студента и доступ к образовательному порталу университета.
Впервые в 2020 году в Купаловском университете открыт набор на дистанционную форму обучения по некоторым специальностям. Так, учебный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных сервисов университета будет реализован на специальностях «Транспортная логистика (автомобильный транспорт)» на факультете инновационных технологий машиностроения, «Туризм и гостеприимство» на факультете истории, коммуникации и туризма, «Дошкольное образование» и «Начальное образование» на педагогическом факультете. При этом личное присутствие студента необходимо только для сдачи зачётов и экзаменов, сессия будет носить краткосрочный характер – до 7 дней.
За дверью виртуальной аудитории
Более десяти лет Гродненский государственный университет имени Янки Купалы активно использует в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии. Именно наличие готовых решений и необходимой педагогической подготовки позволило университету оперативно отозваться на запросы времени.
По мнению ректора Ирины Китурко, неблагоприятная эпидситуация лишь раскрыла потенциал университета в сфере цифровизации:
– К развитию модели цифрового университета мы приступили давно, ещё задолго до пандемии. А теперь увидели, насколько то, чем мы занимались, чему отдавали предпочтение, оказалось нужным и своевременным.
В этих условиях Купаловский университет оперативно перешёл на преподавание с использованием информационно-коммуникационных технологий в полном объёме часов. При этом речь идёт не о самостоятельной работе студента, а о полноценных занятиях на разных образовательных платформах в составе группы. И несмотря на сжатые сроки перехода к новой форме, содержание и качество обучения остаются неизменными.
Сегодня самым важным цифровом сервисом университета является образовательный портал, который позволяет в любое время из любой точки мира с помощью любого устройства каждому студенту получить доступ к материалам для обучения. Каждый учебный курс оснащён необходимыми теоретическими материалами и практическими заданиями, тестами, списком литературы и вопросами к итоговой аттестации, а на форуме есть возможность обсудить с преподавателями и однокурсниками все волнующие вопросы по учебной дисциплине, представить результаты выполненных работ.
– Наиболее интересной и полезной для студента частью образовательного портала является виртуальный личный кабинет, в который поступает и где аккумулируется вся важная информация о жизни студента в университете – от расписания до индивидуального рейтинга. Здесь формируется цифровое портфолио студента: достижения в учебной, научной, общественной и спортивной сферах, цифровая зачётка, есть возможность записаться на курсы по выбору и в студенческие отряды, – отметил проректор по учебной работе Геннадий Гачко.
Внедрение и использование в учебном процессе цифровых технологий требуют от преподавателей новых компетенций. Поэтому в университете при непосредственном участии лаборатории образовательных инноваций и сотрудников учебно-методического управления были организованы дистанционные мастер-классы по использованию интернет-площадок для проведения вебинаров и видео-конференций, систематически проводятся образовательные курсы для преподавателей.
Регулярные встречи студентов и преподавателей проходят не только в рамках образовательного портала, но и на различных
интернет-площадках.
– Впервые в этом году в онлайн-формате состоялось распределение выпускников. Изменения коснулись и итоговой аттестации: на ряде специальностей студенты защищали дипломные проекты и магистерские диссертации с использованием информационно-коммуникационных технологий. С помощью образовательного портала выпускники представляли свои дипломные работы, а непосредственно защита проходила с обязательной визуализацией и записью: в аудитории находилась государственная экзаменационная комиссия, по другую сторону экрана в режиме онлайн – выпускник, – рассказал Геннадий Алексеевич.
Что будет дальше, покажет время. Однако ясно одно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы –территория опережающего развития, центр науки и образования – за прогрессивными технологиями и инновациями не теряет из вида главное – человека, личность.
Мы стремимся увидеть каждого, помочь себя реализовать и