Виктор Тарантей: «Время готовых истин прошло»
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Кто должен воспитывать: школа или семья? Каким должен быть современный учитель? На эти и другие вопросы ответил доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы ГрГУ имени Янки Купалы, посвятивший педагогической науке более полвека, Виктор Петрович Тарантей. В марте в кругу преданных учеников и коллег профессор отпраздновал свой 75-летний юбилей.
Трудовую деятельность Виктор Петрович начинал в качестве учителя физики в сельской школе. Когда его ученики стали регулярно демонстрировать высокие результаты, в том числе на республиканских олимпиадах, он был рекомендован к поступлению в аспирантуру НИИ НГУ общей педагогики Академии педагогических наук СССР. После досрочной защиты кандидатской диссертации под руководством академика Михаила Николаевича Скаткина был приглашен в ГрГУ имени Янки Купалы. Работал секретарем парткома, проректором, деканом педагогического факультета, а ныне является заведующим кафедрой педагогики и социальной работы. Всю свою трудовую жизнь он провел в Купаловском университете.
– Все мы родом из детства. Виктор Петрович, скажите, пожалуйста, как период детства повлиял на Вашу взрослую жизнь?
– С младенчества я был окружен вниманием и заботой. Я, как поздний ребенок, стал утешением для родителей после потери 4-летней дочери. Также меня опекали братья, которые старше меня на 11 и 15 лет. Влияние на формирование моей личности, в первую очередь, оказал отец. Он занимался плотничеством. Ему удалось настолько себя реализовать в профессии, что, когда стал стар и уже не мог трудиться, его приглашали на стройку в качестве руководителя. Этому ремеслу он научил и меня. Отец был заинтересован в хорошем образовании для детей: готов был продать всё домашнее хозяйство, лишь бы каждый из нас получил высшее образование. А благодаря дяде Осипу Андреевичу Тарантею у меня появилась любовь к чтению. Он собирал книги: его домашняя библиотека насчитывала более трех тысяч экземпляров. Каждый житель деревни мог взять у него любую книгу. Помню, как к нему в гости приезжали белорусские писатели Янка Брыль, Алексей Карпюк. Так что смело могу сказать, детство способствовало моему успешному будущему.
– Педагог – это профессия или призвание?
– К любой деятельности должна лежать душа, тогда будет результат. Где-то на генетическом уровне заложены интересы человека. Самое главное – их распознать. Для этого у наших будущих педагогов есть отличная возможность – педагогические классы, профильный лагерь «Учитель Next». Однако если ты по призванию учитель, но у тебя плохой характер, то давай, дорогой педагог, работай над собой! С недоверием и злобой к ученикам приходить нельзя. Результаты труда педагога не сразу заметны, но они остаются в человеке на протяжении всей его жизни.
– Каким должен быть, на Ваш взгляд, современный учитель, преподаватель?
– Современный педагог – это, прежде всего, образованный человек. Можно окончить университет, получить педагогическую специальность и при этом не быть образованным. Образованность включает в себя элементы творческого мышления, высочайшей самоорганизованности, гибкость ума, наличие энциклопедических знаний во многих областях, разностороннее развитие. Образованный человек – это интересный человек. Каждому человеку, считающему себя образованным, необходимо ежедневно хотя бы 20 минут уделять чтению познавательного текста. Это минимум для развития нейронов головного мозга.
– Кто такой хороший педагог?
– Считаю, что педагог достигает своего совершенства, когда у него получается дойти до души ученика, повлиять настолько, чтобы у последнего произошло внутреннее очищение или катарсис. В арсенале педагога – богатство методик и технологий обучения, и к каждой конкретной ситуации он должен подходить творчески. Педагог должен любить учиться и совершенствоваться, потому что время готовых истин прошло.
– Что делать, если ребенок не хочет учиться?
– Ко мне довольно часто обращаются родители с таким вопросом. Помню, как одна мама посетовала на свою дочь, которая не хотела ходить в музыкальную школу. Есть один совет, который работает безупречно: назначить ребенку денежное вознаграждение за успехи в учебе, что-то вроде стипендии. Ребенок, имея так называемые карманные деньги, может после занятий зайти в магазин и купить себе то, что захочет, таким образом порадовать себя, сделать себе что-то приятное. Пусть даже это будут чипсы – неважно. В любом случае это менее губительно, чем лень. Потом, когда ребенок увидит свои успехи, как эта девочка, которая не хотела ходить в музыкальную школу, его больше не надо будет стимулировать. Стимулом будут успех, возможность публично выступить, аплодисменты зала.
– Сегодня учитель несет ответственность за поведение ребенка вне школы. Оправдывает ли себя такая практика, и способна ли школа воспитать личность?
– Одной школе с этой задачей не справиться. Здесь необходим комплексный подход. В семье прививаются ценности, формируется мировоззрение. Однако сейчас мы наблюдаем, как уменьшилось время общения родителей и детей. Последние исследования ученых показывают, что отцы уделяют воспитанию ребенка не более 20 минут в неделю, а мамы – от полутора до шести часов. Мне понравилось, как вопрос воспитания трудных подростков решается в Швеции, где я был на стажировке. В одном из районов наблюдалась высокая преступность среди молодежи. Что делать? Собрали команду профессионалов, которые провели исследование на тему «Чего не хватает нынешней молодежи». По результатам анкетирования выяснилось, что молодым людям не хватает возможности самовыражения. Тогда было принято решение создать Центр досуга для молодежи, а также ввести такую практику: каждую субботу позволять молодым людям выходить на улицу и проявлять себя как душе угодно. Вышли хиппи, металлисты, панки и так далее. Такое мероприятие носит образное название «Выпуск пара». Естественно, оно контролируется полицией во избежание насилия. Как результат – уровень правонарушений среди молодых людей снизился.
– По роду своей деятельности Вы изучаете педагогическую теорию и практику других стран. Что, на Ваш взгляд, достойно внимания и могло бы принести пользу нашей системе высшего образования?
– Активное развитие экономики приводит к необходимости готовить специалистов, которые не только в теории, но и на практике разбираются в своей работе. В последнее время набирает популярность дуальное обучение: теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки – в организации на рабочем месте. Самой популярной и показавшей лучшие результаты считается немецкая дуальная система образования. Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна еще в советское время: существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстрее адаптироваться.
– Как Вы оцениваете состояние рынка педагогической литературы сегодня?
– Ныне можно найти много интересных материалов, рынок переполнен. Однако у хорошего педагога должен быть доступ к оригинальной педагогической литературе мирового уровня. Поэтому, по моему глубокому убеждению, необходимо ввести для наших студентов госэкзамен по английскому языку.
Невероятно обаятельный человек и талантливый ученый в области педагогики Виктор Петрович Тарантей с любым спешит поделиться всем, что сам имеет. В его арсенале – бесценные знания, богатый опыт и педагогическое мастерство, с помощью которого неприметным образом для собеседника он воспитывает и обучает.
Татьяна СУШКО.
Фото Никиты ШОСТАКОВИЧА