В ГрГУ имени Янки Купалы вышло учебное пособие по философии

Студенты, магистранты, аспиранты социально-гуманитарных специальностей, все, кто интересуется философией, получили возможность ознакомиться с первой частью нового учебного пособия «История философии», недавно вышедшей из печати в издательстве «Вышэйшая школа» с грифом Министерства образования Республики Беларусь. Учебное пособие подготовлено под общей редакцией доктора философских наук, профессора Чеслава Кирвеля.

Издание, допущенное в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по гуманитарным специальностям, – новое достижение, свидетельствующее о творческом потенциале коллектива авторов, преподавателей философии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и их коллег из Гродненского государственного аграрного университета.

Как отмечается в предисловии к новому изданию, «отправным звеном и важнейшим этапом в овладении философской культурой является изучение истории философии, ознакомление с процессом становления и развития философских идей. Для того чтобы достичь вершин современных философских проблем, необходимо проделать непростой путь изучения философского наследия прошлых эпох».

Первая часть новой книги включает разделы «Философия Древнего мира и Средневековья», «Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени». В ретроспективном рассмотрении идеи выдающихся мыслителей обретают новое осмысление: позволяют увидеть и выделить то, что было скрыто от взора не только их современников, но и наших ближайших предшественников. Внутренняя логика развития философских идей пропускается сквозь призму вызовов современности, приобретает новую рельефность, высвечивает непознанные горизонты духовного поиска.

В числе оригинальных черт данного издания следует отметить рассмотрение средневековой философии не как «темного» бесплодного периода, времени остановки или деградации, а как самобытного оригинального и плодотворного этапа, закономерного на пути развития философской мысли. Эпоха Возрождения также представляется нетипично: не как однозначно позитивный феномен, а как противоречивый неоднозначный шаг человеческой мысли, связанный со смещением акцентов в сторону материальных ценностей. При рассмотрении философских идей, выдвинутых мыслителями Возрождения и Просвещения, заметное место отведено проблеме рационализма. Сегодня, когда в массовом сознании с целью манипуляции широко распространяются мистицизм, эзотерика, квазинаучные представления и суеверия, авторы раскрывают социальную значимость рационалистического миропонимания.

В эпоху значительных перемен человеку необходимы духовно-нравственные ориентиры, для того, чтобы не сбиться с курса на корабле, плывущем в бурном житейском море. Добрым подспорьем в нахождении таких ориентиров послужат ответы на вечные вопросы, по-разному звучащие в устах философов разных эпох. Так, порой то, что кажется новым или принимается за новое в современной духовной жизни людей, на самом деле уже давно получило определенное решение в тех или иных философских учениях, неоднократно рассматривалось и обсуждалось мыслителями прошлых эпох. Поэтому можно определенно утверждать, что изучение истории философии является ни с чем несравнимой школой мысли.

Александра ДУБРАВИНА, доцент кафедры философии.

Фото автора

Поделиться

Вам может также понравиться...