Мade in Yanka Kupala State University: студентка Купаловского университета стала призером международного конкурса дизайнеров и моделей
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-06_18-53-46-1024x768.jpg)
Студентка Купаловского университета стала призером международного конкурса дизайнеров и моделей. Конкурс дизайнеров и моделей Italian Fashion Days прошел в Турине. Участие в нем приняла студентка 5 курса факультета искусств и дизайна Алина Поян.
Алина Поян – студентка и уже молодой кутюрье. Родом девушка из небольшого городка Вилейка Минской области. В детстве Алина любила рисовать. У нее всегда под рукой был блокнот или тетрадь в клеточку. Со школьной скамьи девушка принимала участие в творческих конкурсах и занимала призовые места.
Парадоксально, но учебный предмет «Труд» в школе Алине не нравился. Девушка всегда имела собственное видение творчества, не всегда шила по технологии, ее учительница говорила, что Алина Поян создавать четкие эскизы согласно технологии не сможет.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-10-edited.jpg)
Девушка усердно училась. В свои 18 лет она успела поработать на производстве швабр и другой бытовой утвари, а после решила, что хочет получить высшее образование. Ее выбор пал на ГрГУ имени Янки Купалы, так как в это время Алина уже была влюблена в город Гродно.
– Алина, расскажи, пожалуйста, как ты пришла к созданию собственного бренда?
– Во время обучения в ГрГУ имени Янки Купалы я решила вложить все свои силы в дизайн одежды – и создала бренд «PAVina». Логотип имеет глубокий смысл. PAV – инициалы моего имени, а слово «вина» означает обязательство. Это потому, что я чувствую ответственность за близких, моя задача – заботиться и помочь им встать на ноги. А в душах незнакомых людей хочу разбудить человечность, поднимая социальные и философские проблемы в своих работах. Стараюсь найти уникальный стиль в создании художественных эскизов. Мне интересны современные технологии, графические редакторы и возможности искусственного интеллекта. Пробую себя в различных стилях и направлениях. В создаваемых образах стремлюсь отразить актуальные проблемы современного общества, поскольку считаю одежду особым языком самовыражения.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-22-567x1024.jpg)
– Как Вы узнали про конкурс?
– В ноябре 2023 года узнала про проект в Минске «Modern Culture View». Спасибо нашим преподавателям, которые всегда мотивируют нас работать над коллекциями и всячески помогают. Преподаватель Елена Беляева рассказала мне про этот проект, в котором организовываются показы на разных площадках. Мероприятие направлено на рекламу бренда и развитие белорусского дизайна, чтобы молодые авторы могли заявить о себе. Решила отправить все материалы по своей первой коллекции «Судный День», которую делала в рамках курсового проекта. Примерно через месяц узнала, что мою коллекцию одобрили и предложили дальнейшее сотрудничество. Дальше сами организаторы помогали со сбором документов и оформлением визы.
– Были ли сложности с подачей заявки?
– Основная сложность, конечно же, была в финансовой составляющей. Я начала откладывать на эту поездку еще в тот момент, когда решила подать заявку. Большую часть денег мне дала мама. Она всегда меня поддерживает. Во время летней практики, которую я проходила в Минске в Большом театре Беларуси, сложности возникли с совмещением работы и изготовлением моделей для коллекции. На тот момент у меня было только три образа, а я хотела пошить еще два, и уже с пятью ехать в Италию. Руководитель практики, главный художник Любовь Сидельникова, пошла мне на встречу и всячески помогала с изготовлением образов. Когда всё позади, даже те форс-мажорные моменты, как, например, срочная замена паспорта, потому что он промок под дождем, уже не кажутся такими сложными.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-26-570x1024.jpg)
– В чем суть Вашей авторской коллекции?
– Люди после смерти будут направлены в состояние радости или горя – и это тоже суд. Выбор темы «Судный день» основывается на внутреннем желании исповеди. Каждый образ продуман с философской точки зрения, в нем заложены основные негативные черты людей, которые встречаются нам каждый день. Гордыня, алчность, гнев, зависть – все эти черты знакомы нам не понаслышке, ведь каждый хоть раз в жизни испытывал их. Исповедь заключается в том, что все эти черты также присущи и мне, но моя философия жизни заключается в том, что с негативными чертами нужно бороться, очистить свою душу. Но, несмотря на то, что разумом и сердцем мы можем отличить положительные и негативные черты, мы редко можем избавиться от них, высечь на корню. Грех, как болезнь, прорастает в нас, обволакивая каждую клеточку организма, каждую нашу мысль и становится неотъемлемой частью человека. И лишь мы решаем: поддаться или бороться. Нашей душе нужна любовь и терпеливое, смиренное очищение. Образы, которые используются в коллекции, это наша обнаженная душа. Образ, светлый и чистый, которым мы прикрываем темную внутреннюю сущность. В ней прорастает грех, переплетаясь с чистыми частичками души, образуя прекрасные завитки узоров. Переливается и искрится светом, который в нас заложил Бог. Каждой разработанной модели был присвоен свой архетип личности.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-29-576x1024.jpg)
– Сколько времени ушло на её подготовку?
– Если суммировать всё время на разработку и изготовление, то месяца три или четыре. Сложно сказать, так как приходилось совмещать с учебными заданиями и подработкой – росписью кельев в Бригитском костеле.
– Как создавалась коллекция?
– Коллекция создавалась в рамках курсового проекта. Всё начинается с идеи и философии, потом происходит долгая разработка эскизов, поиск форм, отражающих идею, силуэтов, образности. На самом деле это долгий и непростой процесс. В какой-то момент я даже сравнивала его с математическими подсчетами, ведь мало придумать что-то красивое: понятие красоты у каждого свое. Поэтому дизайнерам надо следить за трендами моды, понимать, для какой целевой аудитории делаешь коллекцию. Моя коллекция – это вечерние платья для молодых девушек. Специфика нашей специальности в том, что коллекции создаются полностью с нуля нами самостоятельно – от эскизов до пошива. «Судный День» я строчила вручную на миллиметровке, с учетом всей документации у меня ушло около двух полных месяцев на изготовление трех образов из семи изделий. Я практически жила в нашей швейной мастерской.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-40-592x1024.jpg)
– Кто помог воплотить идею в реальность?
– Елена Борисовна Беляева была руководителем по курсовому проекту. Она всегда шла на встречу, разрешала работать в швейной мастерской в свободное время. Даже помню, как она специально приезжала в субботу, чтобы я могла успеть все сделать до показа и оставалась со мной до позднего вечера. А когда от усталости хотелось всё бросить, она была одним из тех, кто помог встряхнуться. Тогда мы еще не могли представить, что я выйду со своей коллекцией на конкурс международного уровня.
– Был ли опыт участия в мероприятиях подобного формата?
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-10_16-13-32-578x1024.jpg)
– У меня уже есть небольшой опыт участия в показах. Тот же «Modern Culture View» – первый показ в декабре 2022 и второй в мае 2023, в которых я участвовала в коллаборации с еще пятью студентами. Мы разработали и изготовили коллекцию количеством в двадцать две модели. Потом был показ в Гродно на площадке в ТРЦ «Тринити», который организовали мы, студенты специальности дизайна костюма и тканей, под предводительством Елены Борисовны и модельного агентства «IGNIS Model Management». Потом был показ 9 сентября 2023 года на день города Гродно. Но все эти показы больше несли характер культурно-выставочного события. Из конкурсов для дизайнеров одежды участвовала в Международном конкурс молодых дизайнеров «Модный цех» Высшей школы дизайна МИДиС Российской Федерации г. Челябинск, получила диплом за первое место в номинации «Цифровая мода» с детской коллекцией по мотивам сказки Феликса Зальтена «Бемби».
– Расскажите подробно о своём «модном» путешествии.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-06_18-54-16-768x1024.jpg)
– Это было долгое путешествие на автобусе, в котором ехали еще некоторые белорусские дизайнеры, в том числе наши выпускницы – Регина Рылова и Анастасия Левкович. С нами же ехали и модели, для которых был отдельный конкурс, и сопровождающий организатор. Мы ехали около двух суток, один раз останавливаясь в Чехии, в отеле города Брно, а на обратном пути в Венгрии, в отеле Будапешта. Несмотря на то, что дорога была очень трудной, я не переставала восхищаться видами за окном. Особенно меня покорили горы Австрии. В самом автобусе мы все быстро познакомились, общались, играли в игры. В Турине нас заселили в отель Cascina Fossata & Residence и кормили итальянскими блюдами в ресторане. На следующий после приезда день была обзорная экскурсия по Турину. Также мы побывали в Милане. Кроме экскурсий, ходили на лекции, мастер-классы. – Ваше кредо по жизни? – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Мне это очень помогает в показах, ведь модели разного возраста, каждый со своей жизненной историей, болью и характером. Поэтому стараюсь найти подход к каждому, чтобы наша совместная работа прошла спокойно и максимально комфортно для всех. Даже если кому-то из моделей не очень нравились их образы, я находила возможность договориться с человеком, и в итоге они с улыбкой выходили в выбранном мною костюме.
![](https://gazeta.grsu.by/wp-content/uploads/2023/12/photo_2023-11-16_14-50-16-768x1024.jpg)
– Какие дальнейшие планы?
– Дальше развиваться в дизайне костюма. Участвовать в показах и выходить не просто на конкурсы международного уровня, но, может, и мирового. А еще меня вдохновляет театральный костюм. Поэтому, скорее всего, я буду продолжать работу над созданием коллекций и работать в одном из белорусских театров.
– Дайте пару советов, исходя из личного опыта участия в таком мероприятии, тем, кто хочет попробовать, но боится.
– Основная проблема – страх. У меня тоже были мысли, что я недостаточно талантливая, трудоспособная. И работу над коллекцией начинала с мыслями, что просто попробую, всё равно ничего не потеряю. Главный совет: никогда не обесценивать себя, свой труд и не сравнивать себя с другими. Можно и нужно следить за творчеством других дизайнеров, но только чтобы развить свое чувство вкуса, насмотренность. Нельзя сравнивать себя с другими, ведь вы всегда можете лучше, главное – начните!
Беседовала Карина БУРЛАКОВА.
Фото из личного архива Алины ПОЯН