Мade in Yanka Kupala State University: студентка Купаловского университета стала призером международного конкурса дизайнеров и моделей

Студентка Купаловского университета стала призером международного конкурса дизайнеров и моделей. Конкурс дизайнеров и моделей Italian Fashion Days прошел в Турине. Участие в нем приняла студентка 5 курса факультета искусств и дизайна Алина Поян.

Алина Поян – студентка и уже молодой кутюрье. Родом девушка из небольшого городка Вилейка Минской области. В детстве Алина любила рисовать. У нее всегда под рукой был блокнот или тетрадь в клеточку. Со школьной скамьи девушка принимала участие в творческих конкурсах и занимала призовые места.

Парадоксально, но учебный предмет «Труд» в школе Алине не нравился. Девушка всегда имела собственное видение творчества, не всегда шила по технологии, ее учительница говорила, что Алина Поян создавать четкие эскизы согласно технологии не сможет.

Девушка усердно училась. В свои 18 лет она успела поработать на производстве швабр и другой бытовой утвари, а после решила, что хочет получить высшее образование. Ее выбор пал на ГрГУ имени Янки Купалы, так как в это время Алина уже была влюблена в город Гродно.

– Алина, расскажи, пожалуйста, как ты пришла к созданию собственного бренда?

– Во время обучения в ГрГУ имени Янки Купалы я решила вложить все свои силы в дизайн одежды – и создала бренд «PAVina». Логотип имеет глубокий смысл. PAV – инициалы моего имени, а слово «вина» означает обязательство. Это потому, что я чувствую ответственность за близких, моя задача – заботиться и помочь им встать на ноги. А в душах незнакомых людей хочу разбудить человечность, поднимая социальные и философские проблемы в своих работах. Стараюсь найти уникальный стиль в создании художественных эскизов. Мне интересны современные технологии, графические редакторы и возможности искусственного интеллекта. Пробую себя в различных стилях и направлениях. В создаваемых образах стремлюсь отразить актуальные проблемы современного общества, поскольку считаю одежду особым языком самовыражения.

– Как Вы узнали про конкурс?

– В ноябре 2023 года узнала про проект в Минске «Modern Culture View». Спасибо нашим преподавателям, которые всегда мотивируют нас работать над коллекциями и всячески помогают. Преподаватель Елена Беляева рассказала мне про этот проект, в котором организовываются показы на разных площадках. Мероприятие направлено на рекламу бренда и развитие белорусского дизайна, чтобы молодые авторы могли заявить о себе. Решила отправить все материалы по своей первой коллекции «Судный День», которую делала в рамках курсового проекта. Примерно через месяц узнала, что мою коллекцию одобрили и предложили дальнейшее сотрудничество. Дальше сами организаторы помогали со сбором документов и оформлением визы.

– Были ли сложности с подачей заявки?

– Основная сложность, конечно же, была в финансовой составляющей. Я начала откладывать на эту поездку еще в тот момент, когда решила подать заявку. Большую часть денег мне дала мама. Она всегда меня поддерживает. Во время летней практики, которую я проходила в Минске в Большом театре Беларуси, сложности возникли с совмещением работы и изготовлением моделей для коллекции. На тот момент у меня было только три образа, а я хотела пошить еще два, и уже с пятью ехать в Италию. Руководитель практики, главный художник Любовь Сидельникова, пошла мне на встречу и всячески помогала с изготовлением образов. Когда всё позади, даже те форс-мажорные моменты, как, например, срочная замена паспорта, потому что он промок под дождем, уже не кажутся такими сложными.

– В чем суть Вашей авторской коллекции?

– Люди после смерти будут направлены в состояние радости или горя – и это тоже суд. Выбор темы «Судный день» основывается на внутреннем желании исповеди. Каждый образ продуман с философской точки зрения, в нем заложены основные негативные черты людей, которые встречаются нам каждый день. Гордыня, алчность, гнев, зависть – все эти черты знакомы нам не понаслышке, ведь каждый хоть раз в жизни испытывал их. Исповедь заключается в том, что все эти черты также присущи и мне, но моя философия жизни заключается в том, что с негативными чертами нужно бороться, очистить свою душу. Но, несмотря на то, что разумом и сердцем мы можем отличить положительные и негативные черты, мы редко можем избавиться от них, высечь на корню. Грех, как болезнь, прорастает в нас, обволакивая каждую клеточку организма, каждую нашу мысль и становится неотъемлемой частью человека. И лишь мы решаем: поддаться или бороться. Нашей душе нужна любовь и терпеливое, смиренное очищение. Образы, которые используются в коллекции, это наша обнаженная душа. Образ, светлый и чистый, которым мы прикрываем темную внутреннюю сущность. В ней прорастает грех, переплетаясь с чистыми частичками души, образуя прекрасные завитки узоров. Переливается и искрится светом, который в нас заложил Бог. Каждой разработанной модели был присвоен свой архетип личности.

– Сколько времени ушло на её подготовку?

 – Если суммировать всё время на разработку и изготовление, то месяца три или четыре. Сложно сказать, так как приходилось совмещать с учебными заданиями и подработкой – росписью кельев в Бригитском костеле.

– Как создавалась коллекция?

– Коллекция создавалась в рамках курсового проекта. Всё начинается с идеи и философии, потом происходит долгая разработка эскизов, поиск форм, отражающих идею, силуэтов, образности. На самом деле это долгий и непростой процесс. В какой-то момент я даже сравнивала его с математическими подсчетами, ведь мало придумать что-то красивое: понятие красоты у каждого свое. Поэтому дизайнерам надо следить за трендами моды, понимать, для какой целевой аудитории делаешь коллекцию. Моя коллекция – это вечерние платья для молодых девушек. Специфика нашей специальности в том, что коллекции создаются полностью с нуля нами самостоятельно – от эскизов до пошива. «Судный День» я строчила вручную на миллиметровке, с учетом всей документации у меня ушло около двух полных месяцев на изготовление трех образов из семи изделий. Я практически жила в нашей швейной мастерской.

– Кто помог воплотить идею в реальность?

– Елена Борисовна Беляева была руководителем по курсовому проекту. Она всегда шла на встречу, разрешала работать в швейной мастерской в свободное время. Даже помню, как она специально приезжала в субботу, чтобы я могла успеть все сделать до показа и оставалась со мной до позднего вечера. А когда от усталости хотелось всё бросить, она была одним из тех, кто помог встряхнуться. Тогда мы еще не могли представить, что я выйду со своей коллекцией на конкурс международного уровня.

– Был ли опыт участия в мероприятиях подобного формата?

– У меня уже есть небольшой опыт участия в показах. Тот же «Modern Culture View» – первый показ в декабре 2022 и второй в мае 2023, в которых я участвовала в коллаборации с еще пятью студентами. Мы разработали и изготовили коллекцию количеством в двадцать две модели. Потом был показ в Гродно на площадке в ТРЦ «Тринити», который организовали мы, студенты специальности дизайна костюма и тканей, под предводительством Елены Борисовны и модельного агентства «IGNIS Model Management». Потом был показ 9 сентября 2023 года на день города Гродно. Но все эти показы больше несли характер культурно-выставочного события. Из конкурсов для дизайнеров одежды участвовала в Международном конкурс молодых дизайнеров «Модный цех» Высшей школы дизайна МИДиС Российской Федерации г. Челябинск, получила диплом за первое место в номинации «Цифровая мода» с детской коллекцией по мотивам сказки Феликса Зальтена «Бемби».

Расскажите подробно о своём «модном» путешествии.

– Это было долгое путешествие на автобусе, в котором ехали еще некоторые белорусские дизайнеры, в том числе наши выпускницы – Регина Рылова и Анастасия Левкович. С нами же ехали и модели, для которых был отдельный конкурс, и сопровождающий организатор. Мы ехали около двух суток, один раз останавливаясь в Чехии, в отеле города Брно, а на обратном пути в Венгрии, в отеле Будапешта. Несмотря на то, что дорога была очень трудной, я не переставала восхищаться видами за окном. Особенно меня покорили горы Австрии. В самом автобусе мы все быстро познакомились, общались, играли в игры. В Турине нас заселили в отель Cascina Fossata & Residence и кормили итальянскими блюдами в ресторане. На следующий после приезда день была обзорная экскурсия по Турину. Также мы побывали в Милане. Кроме экскурсий, ходили на лекции, мастер-классы. – Ваше кредо по жизни? – «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Мне это очень помогает в показах, ведь модели разного возраста, каждый со своей жизненной историей, болью и характером. Поэтому стараюсь найти подход к каждому, чтобы наша совместная работа прошла спокойно и максимально комфортно для всех. Даже если кому-то из моделей не очень нравились их образы, я находила возможность договориться с человеком, и в итоге они с улыбкой выходили в выбранном мною костюме.

– Какие дальнейшие планы?

– Дальше развиваться в дизайне костюма. Участвовать в показах и выходить не просто на конкурсы международного уровня, но, может, и мирового. А еще меня вдохновляет театральный костюм. Поэтому, скорее всего, я буду продолжать работу над созданием коллекций и работать в одном из белорусских театров.

– Дайте пару советов, исходя из личного опыта участия в таком мероприятии, тем, кто хочет попробовать, но боится.

– Основная проблема – страх. У меня тоже были мысли, что я недостаточно талантливая, трудоспособная. И работу над коллекцией начинала с мыслями, что просто попробую, всё равно ничего не потеряю. Главный совет: никогда не обесценивать себя, свой труд и не сравнивать себя с другими. Можно и нужно следить за творчеством других дизайнеров, но только чтобы развить свое чувство вкуса, насмотренность. Нельзя сравнивать себя с другими, ведь вы всегда можете лучше, главное – начните!

Беседовала Карина БУРЛАКОВА.

Фото из личного архива Алины ПОЯН

Поделиться

Вам может также понравиться...