Новый факультет – новые возможности
С января этого года в организационной структуре ГрГУ имени Янки Купалы произошли изменения, в результате которых инженерно-строительный факультет был присоединен к факультету инновационных технологий машиностроения. Так в университете был создан инженерный факультет. С его появлением расширились инновационные возможности и приумножились научные исследования. А лучшие из разработок факультета будут представлять университет на XXX Международном форуме по информационно-коммуникационным технологиям «ТИБО-2024».
Эффективность научных исследований
Как рассказал декан инженерного факультета Дмитрий Линник, присоединение инженерно-строительного факультета к факультету инновационных технологий машиностроения позволило значительно повысить производительность труда ученых и эффективность научных исследований:
– Сегодня в структуре инженерного факультета – четыре сильных кафедры, среди которых – три кафедры бывшего факультета инновационных технологий машиностроения: кафедра материаловедения и ресурсосберегающих технологий, кафедра машиноведения и технической эксплуатации автомобилей и кафедра логистики и методов управления. Кафедра архитектуры и строительства – объединенная из двух кафедр инженерно-строительного факультета. Всего работает 49 штатных сотрудников, из них – четыре доктора и 17 кандидатов наук.
О том, какие научные исследования ведутся на кафедрах, рассказали их заведующие и сотрудники.
Так, на кафедре материаловедения и ресурсосберегающих технологий научно-исследовательская работа ведется в области материаловедения в машиностроении, технологий и переработки полимерных композиционных материалов, инновационного компьютерного сопровождения жизненного цикла машиностроительных изделий на базе CALS – технологий.
В ходе исследований учеными были разработаны триботехнические покрытия для узлов трения автомобильных агрегатов и прецизионной оснастки; абразивостойкие лакокрасочные материалы на базе эпоксидно-перхлорвиниловых составов; смазки для тяжелонагруженных узлов трения; металлополимерные однополюсные протезы тазобедренного сустава и многие другие.
Учеными кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей исследуются надежность и безопасность автомобильного транспорта, в том числе – электрического, осуществляется разработка систем виброзащиты водителя колесных тракторов, исследуются методы контроля в машиностроении и решаются вопросы прочности материалов, производится трехмерное моделирование в среде Компас – 3D.
Доктор технических наук, профессор кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей Евгений Овчинников отметил, что объединение двух факультетов дало интенсификацию научных исследований и возможность привлечения молодых кадров на факультет.
– В рамках научной деятельности факультета мы занимаемся созданием композиционных материалов на полимерной, металлополимерной матрице, модификацией металлов наноразмерными добавками, участвуя в программах ГПНИ. Буквально недавно установили связи с Воронежским инновационным центром по внедрению разработок в агропромышленный комплекс РФ, а конкретно – применение криогенных технологий для модификаций деталей изделий почвообрабатывающих орудий, – рассказал ученый.
На кафедре логистики и методов управления, которой руководит доктор физико-математических наук Вадим Хартовский, проводятся исследования методов проектирования регуляторов и наблюдателей для линейных систем нейтрального типа и другие.
– Сотрудники нашей кафедры исследуют вопросы управления объектами математической природы. Ученых, которые работают в этой области, в Республике Беларусь очень мало. В основном занимаемся разработкой математических методов управления и проектирования регуляторов. Такие исследования необходимы для управления объектами в режиме реального времени, – отметил Вадим Евгеньевич.
Заведующий кафедрой архитектуры и строительства Алла Волик подчеркнула, что после присоединения двух факультетов произошло не просто слияние основных инженерных специальностей, а слияние умов:
– Например, я занимаюсь усилением строительной конструкции. Мне, как и моим коллегам, важно обсудить проблему композитных материалов, которые могут усиливать строительные конструкции. В рамках одного факультета это сделать стало намного проще.
Также Алла Ричардовна рассказала об основных направлениях научно-исследовательской деятельности ученых возглавляемой ею кафедры. В их число входят разработка составов и технологии получения эффективных строительных материалов, технологии по утилизации промышленных отходов, усиление железобетонных и деревянных конструкций композитными материалами, моделирование архитектурных объектов на основе технологии информационного моделирования (BIM), 3D-визуализация исторических памятников и виртуальная реконструкция памятников архитектуры.
Основные научно-технические разработки кафедры: пеностекло, тяжелые бетоны, изготовленные на основе щебня из бетонного лома, композиционная смесь для получения серного бетона.
Инновационные продукты ученых инженерного факультета
Под руководством опытных ученых на факультете осуществляется разработка и апробация инновационных продуктов, востребованных не только в нашей республике, но и за ее пределами. Так, совсем недавно на факультете совместно с Гродненским государственным медицинским университетом был успешно реализован проект по разработке одноразовой съемной насадки «Лорвак» для аппарата гидровакуумаспирации лакун небных миндалин. Научные исследования проводились с участием профессора Василия Струка, доцентов Александра Антонова и Валерия Сорокина.
– Раньше насадки для аппарата гидровакуумаспирации лакун небных миндалин были изготовлены из металла, что могло вызывать травматизацию. Новый аппарат изготовлен из мягкого, приятного на ощупь материала, который многократно повышает эффективность и ускоряет процесс лечения и профилактики хронических тонзиллитов, минимизируя травматизм человека, – пояснил доцент кафедры материаловедения и ресурсосберегающих технологий Александр Антонов.
Разработка успешно прошла клинические испытания, и уже получено разрешение Министерства здравоохранения РБ на ее применение в лечебных учреждениях. Выпущены опытная и опытно-промышленная партии изделия.
Немногим ранее на факультете совместно с Университетом гражданской защиты МЧС Республики Беларусь был успешно реализован проект по разработке многофункционального тренажерного комплекса для подготовки спасателей-пожарных по ликвидации чрезвычайных ситуаций на легковом автомобильном транспорте с электроприводом. Основные конкурентные преимущества: изготовленный на базе шасси Nissan Leaf I тренажерный комплекс позволяет изучать и отрабатывать действия спасателей одновременно на 4-х моделях транспортных средств с электроприводом – Nissan Leaf I, BMW i3, Hyundai Ioniq, Fiat 500e. Программное обеспечение «ByRescue» содержит информацию о 30 моделях электромобилей в формате 2D- и 3D-визуализации в соответствии с картой спасения, что повышает эффективность принятия управленческих решений по тактике проведения аварийно-спасательных работ. И главное – аналогов в Республике Беларусь нет.
Молодежь – в науку
В научно-исследовательскую работу факультета активно вовлекаются студенты. А студенческий научный кружок «Hard Skills», руководителем которого является доцент кафедры материаловедения и ресурсосберегающих технологий Александр Антонов, по итогам работы студенческих научных объединений ГрГУ имени Янки Купалы два года подряд занимает призовые места в номинации «Естественные науки».
Участники СНК «Hard Skills» Никита Ничипор, Алексей Олихвер, Александра Будько за проект «ФиламентПрофиПринт», направленный на производство отечественных полуфабрикатов (филаментов) из композиционных полимерных материалов для 3D-принтеров, награждены дипломами победителей XIII сезона республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Промышленные и строительные технологии».
Кроме того, аспиранты Елена Кузнецова и Татьяна Повшок под руководством профессора кафедры машиноведения и технической эксплуатации автомобилей Евгения Овчинникова успешно участвуют в Ярмарках инновационных разработок «Автоматизация и технологии в машиностроении и приборостроении», «Строительство и энергетика: материалы, конструкции, технологии» и «Агропромышленные и продовольственные технологии».
Ученые инженерного факультета отмечают, что имеют далеко идущие планы и большие перспективы. Ну а мы и дальше будем следить за их передовыми идеями и инновационными разработками.
Татьяна СУШКО.
Фото Дианы СТЕПАНОВОЙ