Борис Пружинин и Татьяна Щедрина поделились впечатлениями о купаловском университете и отметили, какими должны быть современный университет и образование
«СЕЙЧАС ВАЖНО НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ НА ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЫСШЕМУ»
В течение двух недель в купаловском университете с визитом находились известные российские ученые-философы. Доктор философских наук, профессор школы философии факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», главный редактор журнала «Вопросы философии» Борис Пружинин и доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ Татьяна Щедрина прочитали лекции, провели круглый стол-телемост с университетами России, презентовали свои книги и приняли участие в городском теоретико-методологическом семинаре «Актуальные проблемы социогуманитарного знания». Накануне отъезда гости рассказали о себе, поделились впечатлениями об университете и отметили, какими должны быть современный университет и образование. Ответы на эти и другие вопросы читайте в эксклюзивном интервью.
О себе
По первому образованию Татьяна Щедрина историк, окончила Дальневосточный государственный университет за три года и получила диплом «с отличием». После этого решила продолжить свой путь в науку и поступить в аспирантуру, однако мест по выбранной исторической специальности здесь не оказалось. На выручку пришли преподаватели философии, которые предложили вчерашней студентке заняться историей философии.
– Моя мама, которая тоже является историком и закончила тот же университет, сказала: «Таня, философия – это самая замечательная наука, которую я знаю. Это самое лучшее, что может быть в жизни. Конечно, иди!», – поделилась Татьяна Геннадьевна. – И таким образом, с благословения своей мамы я пришла в философию.
Особый интерес к философии развил Густав Шпет, философ, изучением наследия которого занимается Татьяна Щедрина. Еще большую любовь к этой фундаментальной области знания привил супруг – Борис Исаевич Пружинин, путь которого в философию был долгим и извилистым.
– Я начал свою трудовую деятельность в 15 лет на заводе фрезеровщиком. Потом окончил вечернюю школу и оказался на распутье. Просто настал момент неопределенности, в который мне на помощь пришел мой старший брат. В далеком 1954 году он окончил философский факультет МГУ и посоветовал мне пойти по этому пути. Собственно, так я и стал философом, – рассказал Борис Исаевич.
По философской стезе Бориса Пружинина двигала, как он говорит, сама судьба. О своем выборе ученый не жалеет, так как считает философию делом своей жизни, своим предназначением.
– Мы оба (с супругой Татьяной Щедриной – прим.) живем в этой сфере деятельности, мы погружены в нее полностью. И круг наших знакомых, и контакты – все здесь, все в философии! – заметил Борис Исаевич.
О научных интересах
Научные интересы Бориса Пружинина всегда были связаны с анализом знания и науки, с тем, что сейчас называется «эпистемология»:
– Я прослеживаю то, что в ней сегодня происходит. А происходят очень серьезные изменения, и это все очень важно. И сама эпистемология изменилась.
Кроме того, Борис Исаевич возглавляет редакцию серии томов по истории русской философии. Хотя на заре исследовательской карьеры у тогда молодого ученого преподаватели «отбили» желание заниматься русской философией. В приоритете оказались философские проблемы естествознания.
– Все же судьба меня вернула к истокам: я занялся изданием серии книг «Философия России первой половины ХХ века», уже вышло 25 томов. Это работы о русских философах, – добавил ученый.
Его супруга и одновременно коллега – Татьяна Щедрина активно занимается собранием и изданием сочинений Густава Густавовича Шпета. Кроме того, занимается историей русской философии и одновременно разрабатывает метод историко-философской реконструкции: воссоздает черновики и наброски научных статей, размышлений, переписок русских философов.
О современном образовании
Ученые отмечают, что в настоящее время в образовании меняется все: и сама система, и дети, и статус университетов.
– Классические университеты – уже давно не такие классические, какими видел их В. фон Гумбольдт, они превращаются в современные центры, центры инноваций. Это проявляется в междисциплинарном характере преподавания предметов, – рассказал Борис Исаевич. – Изменения в образовании сейчас очень серьезные и требуют внимательного изучения. Требуют всей перестройки педагогической науки, и педагоги это чувствуют.
У Татьяны Геннадьевны свое мнение о том, каким должен быть современный университет и каким должно быть современное образование.
– Педагогическая наука может перестраиваться, но что касается фундаментальных проблем образования, то мне кажется, что при любых условиях существуют общечеловеческие ценности. И в образовании мы должны ориентироваться, прежде всего, на них, – подчеркнула собеседница. – В какой бы стране мы ни находились и как бы ни пытались менять образование, все равно мы должны формировать ту образовательную среду, в которой рождаются культурные ценности, в которой люди становятся гражданами своей страны и в которой любят свою семью.
Кроме того, по мнению Татьяны Щедриной, в обучении важна мотивация. Прежде всего, в современной меняющей обстановке:
– Все, что ты можешь понять, узнать – это все останется с тобой. Сейчас важно научить человека мотивировать себя на постоянное обучение, образование, восхождение к высшему. Никакие онлайн-программы и курсы этому не будут никогда способствовать. Компьютерное образование – это тупик. Его нельзя ставить во главу угла, куда важнее непосредственный контакт учителя и ученика.
Об инновациях в образовании
По мнению гостей, инновации в образовании нужны, но в целом они являются лишь инструментом.
– Переход от рукописной книги к печатной стал событием и много чего поменял. Переход от печатной книги к электронной – тоже много меняет. Но остается принципиальное основание этой системы. И центр этой системы – живой учитель, живое общение, – прокомментировал Борис Исаевич. – Инновации, конечно, нужно учитывать. Мы не можем игнорировать информационно-коммуникационные возможности. Это должно использоваться как инструмент для достижения более важных целей.
О том, что инновации в образовании не всегда позитивно отражаются на самой системе, рассказала Татьяна Геннадьевна:
– Если мы рассматриваем педагогику как позитивную науку, то мы позволяем в ней эксперимент. Появляются экспериментальные площадки, люди экспериментируют, но с кем? Они экспериментируют с детьми, проверяют новые методы на детских неокрепших организмах. Я считаю, что прежде чем воспринимать педагогику как позитивную науку, необходимо 300 раз провести мысленный эксперимент, просчитать педагогические риски, которые нам могут нести инновации.
О Беларуси
Беларусь для наших гостей является исторической родиной. И если Татьяна Геннадьевна у нас впервые, то Борис Исаевич был в Беларуси неоднократно. Возвращаться сюда вновь и вновь его заставляет ощущение уюта.
– Мы очень много ездим, были во многих странах, но только здесь, в Беларуси, чувствуемсебя уютно, как дома. Очень чистая страна, очень гостеприимная, очень интересующаяся, – поделились супруги. – И белорусы очень приветливые, очень теплые люди. Это замечательно!
О ГрГУ имени Янки Купалы
Купаловский университет для известных российских ученых-философов стал местом, где есть своя особая атмосфера, где просто приятно находиться и ощущать доброжелательность со стороны всего академического сообщества.
– Первое, что нам понравилось, – это студенты, лицо университета. У вас очень интересные ребята. Они ищущие и желающие знать. Второе – нам импонирует ваш ректор Андрей Дмитриевич Король, который совмещает деятельность руководителя и не теряет лицо как исследователь, несмотря на огромное количество административной работы. Наконец, у вас очень интересные преподаватели, в том числе и нашего философского профиля.
Впечатлила гостей структура университета, где фундаментальные дисциплины соседствуют с прикладными. Как это сделано, например на факультете истории, коммуникации и туризма. По мнению Бориса Пружинина и Татьяны Щедриной, такая междисциплинарность дает возможность для диалога между фундаментальными науками и прикладными результатами.
– Отрадно, когда фундаментальные ученые могут делать какие-то конкретные проекты и при этом не забывать про свою фундаментальность. Это интересный опыт. И купаловский университет в этом смысле один из интереснейших вузов, которые нам довелось посещать.