Андрей Король в рамках очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» рассказал об эвристическом обучении
Об этом во время семинаров по эвристическому обучению в рамках очно-дистанционного оргдеятельностного курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково» рассказал автор и ведущий, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор педагогических наук Андрей Король.
Мероприятие объединило более 80 участников. Среди них преподаватели и магистранты университета, педагоги школ, гимназий, лицеев и колледжей города.
Открывая первый семинар «Как разработать открытое (эвристическое) задание?», который состоялся еще в апреле, автор и ведущий семинара ректор Андрей Король отметил, что эвристическое обучение – это обучение через открытие, которое может быть как внешним, расширяющим границы пределов человека, так и внутренним, углубляющимся в самого человека.
Андрей Дмитриевич обратил внимание и на значение инноваций в современном образовании, говорил о соотношении «своего» и «чужого» в процессе обучения, монологичности и диалогичности в образовании. Также обозначил особенности эвристического задания, которое «открыто» для любого ученика и не имеет однозначных «правильных» ответов.
– В открытости задания заложена возможность для ученика совершать собственные открытия. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его индивидуального творческого самовыражения, а не ожидаемый «правильный» ответ, – подчеркнул Андрей Король, после чего раскрыл основные этапы разработки эвристического задания.
На втором семинаре «Как разработать и провести занятие эвристического типа» Андрей семинара Андрей Король рассказал о том, как можно организовывать дистанционные уроки, представил формы дистанционного обучения. диагностике образовательных результатов и их оценке.
Продолжилось мероприятие мастер-классом директора лицея № 1 г. Гродно Игоря Маслова, во время которого он поделился опытом использования в своей педагогической практике технологии эвристического обучения.
В продолжение работы семинара в группах участники разрабатывали занятия эвристического типа на основе открытых заданий, подготовленных в рамках первого семинара очно-дистанционного оргдеятельностного курса.
Завершающий третий семинар был посвящен проектированию и проведению эвристического интернет-занятия. Автор и ведущий семинара Андрей Король рассказал о том, как можно организовывать дистанционные уроки, представил формы дистанционного обучения.
В этот раз преподавателям, педагогам и магистрантам предоставилась возможность поприсутствовать на открытом эвристическом интернет-занятии, во время которого учащиеся лицея № 1 г. Гродно и студенты 3 курса педагогического факультета обсуждали пути повышения престижа педагогической профессии в обществе. После участники семинара работали над созданием проектов эвристических интернет-занятий по учебным предметам.
Теперь преподавателям и магистрантам университета, педагогам школ, гимназий, лицеев и колледжей предстоит дистанционный этап работы, во время которого они внесут коррективы в свои разработки, подготовят их окончательный вариант, проведут рефлексивное осмысление и определят для себя основные итоги семинара. Автор и ведущий семинара Андрей Король предложил каждому из участников провести разработанное занятие, проанализировать его результаты и подготовить статью о внедрении инноваций в образовательный процесс.
По результатам участия в семинарах оргдеятельностного курса доцент кафедры романо-германской филологии Светлана Адамович разработала 25 открытых эвристических заданий, которые будут использоваться при проведении государственного экзамена по иностранному языку для студентов специальности «Современные иностранные языки».
РЕФЛЕКСИИ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРОВ
Надежда Ивановна ВЛАСЮК, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой романо-германской филологии ГрГУ имени Янки Купалы:
«Сегодня я провела занятие с эвристическим заданием. Занятие про шло живо, интересно, быстро, весело, в деловом формате, и никто не устал: ни студенты, ни преподаватель. Оправдались слова: «Учение с увлечением».
Артем Анатольевич ОРЛОВ, учитель английского языка средней школы № 2 г. Гродно:
«Самым неожиданным для меня оказалось то, что меня это действительно заинтересовало». Наталья Сергеевна МИХАЙЛОВА, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета ГрГУ имени Янки Купалы: «Что было? Продуктивная работа в рамках семинара. Позитивный эмоциональный фон. Вопросы разработки заданий обсуждались не только в группах, но и в столовой, причем уже на уровне межгрупповом J. Равнодушных не осталось, работа увлекла, было интересно. Считаю, что СОбытие состоялось».
Виктория Александровна ЧЕРЕПИЦА, магистрант специальности «Инновации в обучении иностранным языкам» филологического факультета ГрГУ имени Янки Купалы:
«Было приятно работать в творческой команде и развивать общую идею. К сожалению, достаточно трудно было связать и вместить в одно занятие все предложенные задания. На семинаре мне удалось по-новому посмотреть на подготовку занятия и постановку целей к нему. Также общение с неравнодушными к профессии людьми, заинтересованными в результате, всегда во одушевляет. С удовольствием буду делиться полученным опытом с коллегами и студентами».
Авак Михайлович ВАРТАНЯН, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ГрГУ имени Янки Купалы:
«Во время работы над заданием № 2 обратил внимание, что все участники группы, независимо от того, какую дисциплину они преподают, готовы были принять участие в разработке плана занятия по любому предмету. Человеческая солидарность или интерес к методике разработки занятия эвристического типа? Думаю, и то, и другое. Ведь результат достигнут общими усилиями!».
Анна КУЛЬБА